Развитие творческих способностей детей средствами художественно-конструктивного дизайна

Разделы: Работа с дошкольниками


Творчество является важной составляющей развития личности ребёнка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.

По определению С.И. Ожегова, творчество – это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые, оригинальные, ранее не существовавшие предметы. Способность – природная одарённость, талантливость.

Психологами доказано, что у человека врожденны не сами способности, а способности к их развитию. Великий педагог В.А.Сухомлинский отмечал, что “истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев”. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Следовательно, необходимо создавать педагогические условия для развития творческой активности детей.

По моему мнению, особенно продуктивно развивается творчество детей средствами художественно – конструктивного дизайна.

Детский дизайн – это художественно – декоративная деятельность по изготовлению предметов, имеющих практическое применение. Например, игрушек, сувениров, изделий быта, реквизита для инсценировок, элементов украшения игрового и реального интерьеров: зала, группы. В моём понимании, дизайн – предполагает создание чего – либо красивого, удобного, оригинального, не похожего на другое.

Наблюдая за детьми на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию, анализируя детские работы, был выявлен недостаточный уровень умений и навыков, творческого воображения, самостоятельности в средствах воплощения

Поэтому мной была разработана система работы, в дальнейшем преобразованная в программу “Понарошкин мир” для детей от 4 до 7 лет, целью, которой является развитие творческих способностей детей средствами художественно – конструктивного дизайна.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

  • Создать условия для развития и реализации способностей каждого ребёнка.
  • Развивать творческий потенциал дошкольников средствами художественно – конструктивного дизайна.
  • Формировать у детей знания, умения и навыки художественно – конструктивной деятельности.
  • Стимулировать сотворчество детей со сверстниками и взрослыми в дизайн – деятельности.
  • Программа рассчитана на три этапа обучения.

1-й этап – аппликативно – графический (для детей 4–5 лет)

На этом этапе, дети учатся создавать свои произведения на плоскости (рисунки, мозаики, фризы, панно, силуэты и т.д.) В процессе обучения они знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями различных художественных материалов и нетрадиционными технологиями изображения (тычкование, монотипия, диотипия, пластилинография, кляксография, набрызг, рисование штампами, трафаретами и др.)

Сочетание традиционных и нетрадиционных художественных материалов, таких как: песок, манная крупа, цветная пряжа, макароны, сосновые иголки, яичная скорлупа, акварель, гуашь, восковые мелки, темпера, фломастеры – блопены, масляные и флуоресцентные карандаши удовлетворяют любопытство детей, помогают им преодолевать такие качества, как “боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым”, вызывают положительные эмоции.

Очень нравится детям техника рисования с помощью грелки, которая напоминает живопись на холсте. На нагретый противень кладётся лист бумаги, а затем масляными карандашами наносится рисунок. Под воздействием тепла карандашный штрих немного растворяется, образуя яркую, бархатистую поверхность.

Необычна техника рисования на наждачной бумаге масляными карандашами. Также карандашный рисунок хорошо ложится и на хлопчатобумажную ткань, оставляя яркие и сочные следы. Затем рисунок проглаживается утюгом через бумагу и красивая салфетка готова.

Все эти нетрадиционные техники помогают детям развивать цветовосприятие, мелкую моторику кисти руки, тактильные ощущения, творческое воображение, умение создавать необычные образы.

2-й этап – объёмный дизайн (для детей 5–6 лет).

Включает изготовление игрушек – сувениров, детской бижутерии, бумажную пластику, украшение одежды, создание образцов убранства помещений.

Одно из любимейших занятий детей – экопластика. Это такой вид художественного творчества, в котором произведение создаётся в сотворчестве с великим художником – Природой. Художественный образ рождается на основе готовой природной формы (шишки, ветки, ракушки) и сохраняет её исходные признаки. Дети создают забавные игрушки, картины и портреты в декоративных рамочках, игрушечные сказочные замки, персонажи детских сказок, букеты в медицинских пробирках.

Очень увлекает детей салфеточная техника – декупаж. С её помощью небольшой лоскуток ткани может превратиться в красивый платочек или салфетку. Для изготовления используются трёхслойные или двухслойные салфетки. Вырезая по контуру рисунок и снимая верхний слой, изображение наклеивается на ткань, покрывается лаком, при высыхании проглаживается утюгом. Такая техника создаёт эффект росписи, ей можно декорировать одежду, обувь, аксессуары.

Также нравится детям изготовление картин из солёного теста. Из него можно создавать как объёмные, так и плоскостные картины. Тесто можно заменить более прочным, цветным пластичным материалом “Пластика”, который долго сохраняет свою стойкость.

На этом этапе у детей развивается умение более эмоционально откликаться на красоту природы, видеть необычное в одежде, интерьере помещений, повышается их творческая активность и художественная самостоятельность.

3-й этап – пространственный дизайн (для детей 6–7 лет).

Включает аранжировки кукольного и игрового интерьера, декораций кукольных спектаклей, оформление зала к празднику при помощи корейской техники работы с бумагой “Ханди” или бумагопластики, техники оригами, декорирования верёвками, шнурами и др.

Для оформления кукольного интерьера дети с удовольствием используют лоскутно-аппликативную технику – пэчворк. Этот необычный вид детских занятий напоминает и мозаику, и конструирование и аппликацию. Дети накладывают лоскуток к лоскутку, и вот на ткани появляются забавные картинки. Особенности самого материала дают простор для творчества. Детали можно складывать, сворачивать, накладывать друг на друга и даже мять.

Для оформления кукольных спектаклей или музыкального зала к празднику, широко используется техника квилинга – бумагокручения или гофрирования. Полоски бумаги накручиваются на зубочистку, свободный конец закрепляется клеем и с помощью надавливания пальцем, придаётся нужная форма. Для квилинга можно использовать двухстороннюю бумагу для оригами или цветную бумагу для принтера.

В процессе работы дети используют бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, то есть учатся творить.

Очень плодотворна дизайн – деятельность детей в художественно – игровых ситуациях, таких как: “Шляпная мастерская”, “Театр мод”, где дети проявляют себя настоящими художниками – модельерами, учатся работать коллективно, их работы отличаются оригинальностью и индивидуальностью.

Хочется отметить, что на всех трёх этапах дети с удовольствием любят мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы и процесс и результат приносили радость и удовлетворение.

Параллельно велась работа по стимулированию сотворчества детей и родителей в дизайн – деятельности в рамках творческой мастерской “Создаём красоту”. В задачи, которой входит знакомство с разнообразным материалом, который используют в своей работе настоящие художники – дизайнеры, обучение некоторым элементам декора, знакомство с различными техниками выполнения декоративных композиций. Также проводились индивидуальные и групповые консультации по изготовлению костюмов и поделок к конкурсам, выставкам. Совместно с родителями был оформлен уголок творческого развития в группе.

Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на всё новое и необычное, и, перевоплощаясь в маленьких дизайнеров, могут на равных конкурировать с взрослыми, опережая последних в нестандартности решений.

Результатом моей работы стало повышение качественного уровня творческого развития детей. У них наблюдается ярко выраженная творческая фантазия, желание создавать неповторимые, оригинальные предметы, делающие мир приятней и уютней. Они научились планировать свою работу, придумывать образ, искать средства его воплощения, добиваться результата. В сотворчестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребёнка.

 

Список использованной литературы:

  1. Вишкина О.Б. Декупаж. Декорируем гардероб – М: ООО ГИК “Новая печать” 2008.
  2. Давыдова Г.Н. Детский дизайн.– М: ООО “Скрипторий 2003” 2008.
  3. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду – М: “Карапуз” 2009.
  4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду –СПб: “КАРО” 2007.
  5. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – М: ООО “Скрипторий 2003” 2006.