Поэтическая тетрадь

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: Урок знаний

Цели урока:

  1. Формировать навык выразительного чтения, умения анализировать произведение и понимать его художественные средства
  2. Развивать воображение, память
  3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней

Ход урока

1. Организация класса. Психологический настрой

Внимание! Прозвенел звонок!
К уроку приготовились, начнём скорей урок!

Ребята, сегодня у нас необычный урок, а праздник знаний.

Упражнение «Улыбка»

Разве любы нам хмурые лица или чья - то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь!

2. Постановка темы, цели урока

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие.

2 слайд.

Корабль пронесёт нас через века. Во время пути нам понадобиться багаж.

Упражнение –энергизатор «Багаж». Опустите руки вниз. Напрягите их настолько, насколько тяжел ваш багаж, поднимая медленно руки вверх, Поставим на полку рядом с собой, он нам пригодится в пути.

Каждому в пути необходим билет, так как в пути нас ждёт контроль.

Девочки встаньте, возьмите билет

Мальчики встаньте, возьмите билет

(бланк прилагается)

3. Работа над темой урока

3 слайд

Наследие великих классиков бессмертно. Они с нами даже спустя 2 столетия.

  • Поэзия – что это?
    (так называлась литература в древности, когда она создавалась в стихотворной форме. Сейчас термин закрепился за стихотворным произведением.)

4 слайд.

Открываем поэтическую тетрадь.

Во время путешествия мы:

  • выявим лучших чтецов, любителей поэзии,
  • понаблюдаем, как поэты передают свои переживания в стихах, свои чувства,
  • будем учиться чувствовать красоту слова,
  • будем учиться читать выразительно;
  • будем учиться работать в группе;

5 слайд

Начинают поэтическую тетрадь слова великого поэта.

Но что это? Стихотворение рассыпалось? Помогите его восстановить.

Работа в паре. (складывают разрезанные части стихотворения)

Давайте прочитаем полученное стихотворение ( оно появляется на слайде):

Рождается внезапная срока,
За ней встаёт немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека,
Четвёртая сеётся, набегая,
И пятая, и после, и потом,
Откуда, сколько, я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом
И,право, никогда - не сочиняю.

- Кто автор этого стихотворения? (Бальмонт)

6 слайд

Чтобы прочитать выразительно стихотворение, вспомним правила выразительного чтения.

Предоставим первым право прочитать стихотворение….

(несколько учащихся читают стихи и затем являются контролёрами урока)

7 слайд

В своих стихотворениях поэт показывает красоту природы, души.

…что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Этот вопрос не даёт покоя поэтам в течении многих лет

8 слайд

На этот вопрос искал ответ и Даль

-красота- это вечность, длящаяся мгновение. Альбер Камю

-тот, кто чувствует красоту. Часто забывает о времени. Джон Голсуори

В своих стихотворениях поэты воспевают красоту слова.

Каждый из вас приготовил стихотворение по выбору.

Будем читать в группе.

Деление на группы по цвету карточек.- взяв карточку определённого цвета учащиеся определяют свою группу.

- Выберем контролёров темы

9 слайд. Групповая работа

Знакомятся с «Правилами работы в группы»

Учащиеся читают в группе стихи.

Контролёры оценивают и ставят количество баллов на листе контроля

Работая над стихотворением, мы анализировали и художественные средства и приёмы. Кто же лучше понимает художественные средства?

Определит конкурс « Кто лучше?»

10 слайд «Литературный эрудит»

Ставится 1 балл за выполнение каждого задания на листке контроля самими учащимися.

11 слайд «Литературный эрудит» «Узнай стихотворение»

1. Как называется?

2. Продолжи…

  • Есть слово и оно едино.
    Россия…Этот звук свирель.
    В нём воркованье голубино.
    Я чую поле, в сердце хмель.
    Позвавший птиц к весне апрель (Россия)

- К как поэт видит свою Родину?

  • Какая чистая, какая смелая!
    В лучах блистающих
    Скользит умелая, средь хлопьев тающих
    Сохранно- белая (Снежинка)

- Почему поэт называет снежинку смелой?

- поэт называет снежинку «звездой кристальной»- как называется этот приём?

  • В болоте дрожит умирающий лик.
    То месяц багряный печально поник.
    И тиной запахло. И сырость ползёт
    Трясина заманит, сожмёт, засосёт (Камыши)

- какую опасность таит в себе болото?

- камыши «шепчут», «говорят», как живое существо- как называется этот приём?

12 слайд « Литературный эрудит»

Вспомни фамилию автора и соотнеси её с именем и отчеством и впишите в лист контроля

Фёдор Иванович Тютчев
Иван Саввич Никитин
Афанасий Афанасьевич Фет
Николай Алексеевич Некрасов
Иван Алексеевич Тютчев

За каждый правильный ответ ставиться балл

ФИЗМИНУТКА - «Зеркало» - учащиеся поворачиваются друг к другу и копируют мимику и движения 1 проводящего товарища)

Ты грустишь – и я грущу,
Ты молчишь – и я молчу,
Ты боишься – я боюсь,
Ты смеешься – я смеюсь.

13 слайд «Вспомни»

Работая над каждым стихотворением, его содержанием, ритмом, интонацией, мы всегда говорили о художественных средствах, терминах

Насколько вы хорошо усвоили эти понятия, мы сейчас узнаем.

Отгадайте кроссворд. Отмечайте за каждый ответ балл в листе контроля.

  1. Часть стихотворения, объединённая в единое целое рифмой, содержанием - Строфа
  2. Звуковые совпадения в конце строк - Рифма
  3. Слово, определяющее предмет или явление, подчёркивающее его свойства, качества, признаки -Эпитет
  4. Уподобление неживого предмета живому существу - Олицетворение
  5. Определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другими - Сравнение
  6. Слова, употребляемые в переносном значении - Метафора.

14 слайд «Вспомним художественные средства и приёмы»

- Какой приём использует автор?

  1. Гаснет вечер, даль синеет,
    Солнышко садится
    Степь да степь кругом- всюду
    Нива колосится.
  2. Чем жарче день, тем сладостней в бору
    Дышать сухим, смолистым ароматом
    И весело мне было поутру
    Бродить по солнечным палатам
  3. Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
    Песок – как шёлк…. Прильну к сосне корявой
    И чувствую мне только десять лет,
    И ствол- гигант, тяжёлый, величавый

За каждый правильный ответ ставится балл»

Знакомство со стихотворением И.А.Бунина «Листопад»

15 слайд «Узнай стихотворение

Мы познакомимся со стихотворением И.А. Бунина. Отгадав ребус, вы узнаете какое - Отгадывают название -«Листопад»

ФИЗМИНУТКА

- Мы листики осенние,
На ветках мы сидим (садятся на корточки)
Дунул ветер – полетели (поднимаются, машут руками)
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.

  • Первичное восприятие - наизусть читает учитель
  • Беседа по выяснению эмоционального состояния

- Понравилось ли вам? Что вы почувствовали?

- С какой целью написан этот текст? Какие в нем встретились предложения по цели высказывания? По интонации?

Работа над лексическим значением слова

16 слайд «Лексическое значение»

  • Вторичное восприятие

Неторопливо прочитайте стихотворение- какие приметы осени открылись в Бунинских картинах?

-каким настроением проникнуто стихотворение?

-Какая интонация должна возникнуть при чтении?

- Какие слова подсказывают интонацию?

-Вообразите осень, красивую, спокойную. Кого она вам напоминает?

- Чем привлекательна ранняя осень?

- Как поэт выразил это?

- Как меняется настроение поэта?

  • Отработка навыков выразительного чтения.

(1-й ряд – 1-й абзац, 2-й ряд – 2-й, 3-й абзац, 3-й ряд – 4-й абзац)

Самостоятельное чтение.

- Выделите карандашом значимые слова, которые надо выделить голосом, паузы, подумайте, с какой интонацией будете читать, с каким темпом, где -громко, где – тихо.

17 слайд Левитан. «Золотая осень»

Выставка рисунков об осени.

- Как творческие люди могут выразить любовь к природе? (через музыку, в картинах , в произведениях)

- На уроке ИЗО вам предлагалось нарисовать картину природы (в классе выставка)

-Чьи картины считаете наиболее удачными?

Беседа по картине

А вот как видит природу знаменитый художник И. Левитан в картине «Золотая осень»,

-Какие краски использовали вы и художники в своей работе?

- Как художник относится к природе ?

18 слайд

Домашнее задание творческое – по выбору.

19 слайд

Оценка Знаний

Подводится итог количества баллов за выполнение каждого задания.