Мы – родители. Программа адаптации несовершеннолетних матерей в условиях вечерней (сменной) школы

Разделы: Общепедагогические технологии, Социальная педагогика


Проблема подростковой беременности стоит в одном ряду с такими понятиями как наркотики, деликвентное поведение, СПИД и наиболее часто встречается у девочек из неблагополучных семей, у подростков, лишенных родительского попечительства, а также имеющих отклонения в психическом здоровье. Для некоторых подростков с девиантным поведением материнство является также рациональной, адаптивной стратегией, так как стабилизирует их “трудные” роли. Несмотря на то, что рождаемость во многих странах мира падает, количество подростковых беременностей по-прежнему высоко.

Коррекционно-развивающая программа “ Мы – родители” ставит своей целью оказание социально-психологической помощи несовершенолетним матерям в учебном процессе и помощи в воспитании детей и развитие сексуальной культуры среди молодежи, как части общей культуры.

Сегодня вечерние школы из школ рабочей молодежи стали центрами реабилитации трудных подростков . В число учащихся ежегодно попадают несовершеннолетние девушки, ожидающие ребенка или уже ставшие мамами. Только в вечерней (сменной) школе № 153 Санкт-Петербурга, ежегодно обучаются более 50 молодых мам.

I-й этап – исследование проблемы.

Цель исследования: изучить особенности адаптации и мотивации учения несовершеннолетних матерей в условиях вечерней(сменной) школы.

В эксперименте участвовало 65 девушек в возрасте 15–17-ти лет, из этого числа в экспериментальной группе было 35 девушек , обучающихся в 8–11-х классах на базе вечерней (сменной) школы № 153 Санкт-Петербурга , имеющие детей в возрасте от 3 месяцев до 2 лет. В контрольной группе 30 девушек того же возраста, не имеющие детей.

В качестве психологической диагностики были использованы биографический метод, метод беседы и экспериментальные психологические методики: “Адаптированность в области межличностных отношений” К.Роджерса-Р. Даймонда (СПА) (модификация А.В.Осницкого) , “ Мотивация учения старшеклассников” А.С.Андреевой.

Биографический метод и беседа позволили выявить, что девушки экспериментальной группы значительно отличаются от их сверстниц контрольной группы по составу семей и особенностям учебной деятельности. В контрольной группе 64 % учащихся проживают в полных семьях, в 36 % случаев – в разведенных семьях с одним из родителей. Подавляющее большинство родителей учащихся контрольной группы (72% от выборки) имеют высшее образование. (87%) живут в неполных семьях. В то время как у родителей испытуемых экспериментальной группы преобладает среднее специальное (48% от выборки) и среднее образование (41% выборки), по профессиональному состоянию в основном это рабочие и служащие, 14 % безработные и 2 % пенсионеры. 87 % несовершеннолетних матерей живут в неполных семьях. Только 2 девушки состоят в официальном браке и воспитывают своих детей, 12 девушек навещают детей в домах ребенка.

Лишь незначительная часть родителей учащихся экспериментальной группы откликается на просьбы и замечания со стороны педагогов, интересуется успехами своих детей, посещает родительские собрания и дни открытых дверей, совместные развивающие занятия .

Результаты, полученные по методике К. Роджерса и Р. Даймонда (СПА), свидетельствуют о том, что и у девушек экспериментальной группы и у подростков контрольной группы достаточно высокие данные по показателям адаптированности, приятия себя и эмоциональной комфортности. Адаптация девушек экспериментальной группы связана с эмоциональным комфортом и доминированием, что обеспечивается свободным посещением занятий и более мягкими требованиями со стороны педагогов, по сравнению с другими учащимися.

Результаты, полученные по методике К. Роджерса и Р. Даймонда (СПА), свидетельствуют о том, что и в экспериментальной группе и в контрольной группе достаточно высокие данные по показателям адаптированности, приятия себя и эмоциональной комфортности. Так, по шкале адаптированности высокий и средний уровень выявлен у 77 % респондентов экспериментальной группы и 94% контрольной группы, уровень самоприятия соответственно 69 % и 97%, эмоциональная комфортность среды – 69 % в экспериментальной группе и 82 % контрольной группы.

Значения показателя “ интернальность” составили 40,1 % для испытуемых экспериментальной группы 59% для испытуемых контрольной группы (p<0,05), показатели критерия “ приятие других” равны 41 и 58,5 для экспериментальной и контрольной групп соответственно (p<0,05), критерия “стремление к доминированию” 66% и 51 % для экспериментальной и контрольной групп .

По результатам исследования для учащихся экспериментальной группы характерна нерешительность в общении с незнакомыми людьми, нежелание быть открытым, неумение конструктивно общаться, сотрудничать. На фоне специфических изменений уход от активных социальных контактов, отчуждение от школы воспринимается учащимися как естественное поведение. Применение в исследовании методики изучения мотивации учения позволило выявить ряд различий в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой.

Сравнение среднегрупповых показателей параметров методики в экспериментальной и контрольной группах по t-критерию показало, что между сравниваемыми группами существует статистически высоко достоверные различия по ряду показателей: способность к целеполаганию, внутренняя – внешняя мотивация. Несовершеннолетние мамы чаще затрудняются в определении своих жизненных планов и построении временных перспектив, чем их сверстницы. Направленность мотивации несовершеннолетних мам – внешняя, у учащихся девушек, не имеющих детей преобладает внутренняя мотивация. Интегральный показатель мотивации учения, включающий такие параметры как “ личностный смысл, “ способность к целеполаганию”, познавательный интерес, значительно ниже в экспериментальной группе, что подтверждается также результатами наблюдения и беседы. Не выявлено значимых различий в группах между показателями : личностный смысл, мотивация достижения, активность поведения в учебной деятельности. И в экспериментальной и в контрольной группе преобладает мотивация избегания неудачи и низкий уровень активности в учебной деятельности, что связано с тем, что, с одной стороны, учеба в подростковом возрасте не является ведущей деятельностью, с другой, что в вечерней школе преобладают учащиеся группы риска школьной и социальной дезадаптации. У несовершеннолетних мам отсутствует очень высокий и высокий уровень мотивации, в тоже время низкий уровень мотивации учения имеют 23 % учащихся экспериментальной группы, сниженный или латентный – 53 % учащихся, это говорит о том, что у большинства девушек не потерян интерес к учебе и при правильно организованной психолого-педагогической работе можно получить положительные результаты.

Ведущими мотивами у испытуемых экспериментальной группы являются социальный мотив и оценочный мотив, а в контрольной – оценочный и учебный мотивы. И в той и в другой группах преобладает мотивация избегания неудачи.

II-й этап – основные положения программы.

Цели, задачи программы:

Цель программы: формирование представления, осознания и переживания нового социального статуса, статуса родителя.

Задачи программы:

  • выявление учеников, собирающихся стать родителями или уже имеющих детей.
  • оказание помощи направленной на успешную социализацию молодых родителей.
  • формирование понятий о развитии и воспитании детей.
  • знакомство учащихся с основами знаний о семейных отношениях.
  • формирование представлений о причинах внутрисемейных конфликтов и способов их разрешения.
  • развитие навыков эффективного общения.

Содержание программы.

Данная программа направлена на формирование представления, осознания и переживания нового социального статуса, статуса родителя у учеников собирающихся стать родителем или уже имеющих детей.

Программа включает в себя цикл групповых и индивидуальных занятий, который сочетает в себе различные формы работы:
Тесты, лекционные занятия, беседы, практикумы, игры, упражнения тренинги.

Программа рассчитана на учащихся 7–12-х классов вечерней (сменной) школы №153 Фрунзенского района.

Количество занятий – 34 по 40 минут.

Тематика занятий:

Культура чувств – это:
– Как выглядит ваша семья.
– Структура семьи.
– Модели общения в семье.
– Дети в семье – маленькие пришельцы.
– Воспитание в традиционной культуре.
– Повседневная жизнь семьи.
– Домашняя экономика.
– Учитесь властвовать собой.