Урок обучения грамоте по теме "Буква Ё, ё"

Разделы: Начальная школа


Тип урока. Урок изучения нового учебного материала.

Методы обучения. Наглядные, словесные, игровые.

Педагогические технологии.

  • Технология объяснительно-иллюстративного обучения.
  • Технология игрового обучения.
  • Технология проблемного обучения.
  • Развитие критического мышления через чтение и письмо (КМЧП).
  • Информационно-коммуникативные средства обучения.

Оборудование. Презентация к уроку. Таблица по обучению грамоте с буквой Ёё. Карточки для обложки сказки Г. Юдина "Ёжик и ёршик", маркер, цветные карандаши.

Цели урока.

1. Обеспечить усвоение учащимися обозначение буквой ё - звуков [йо] в начале слова, после гласного звука, после разделительного Ъ и Ь знаков.

2. Создать условия для формирования у учащихся коммуникативных учебных действий.

3. Создание условий для развития интеллекта, мышления, памяти и внимания.

Задачи урока.

Усвоить графическую форму букв, обеспечивающую развитие знаково-символических действий - замещение (звуков - буквой), моделирование (состав слова путем составления схемы).

Сформировать у учащихся познаваемость мира и природы посредством чтения и анализа литературного произведения Г. Юдина "Ёжик и ёршик".

Осуществлять развитие коммуникативных универсальных действий: умения работать в парах, прививать уважение к мнению своего собеседника, уметь чётко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение и отступать от неверных доводов и принимать позицию собеседования. Развивать и формировать у учащихся этические нормы поведения.

Развитие работоспособности учащихся.

Формировать у учащихся умения преодолевать трудности в учении.

1. Организационный момент.

Дидактическая задача. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.

Раз, два, три, четыре, пять
Вышли буквы погулять.
Много их, посмотри: одна,две, три:
Как их нам различать?
Каждой надо имя знать.
А еще, конечно, надо
Научиться их читать.

2. Этап подготовки к сознательному усвоению нового материала. Постановка перед учащимися учебной проблемы.

Дидактическая задача. Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

-    Сегодня на уроке чтения мы познакомимся с очень интересной буквой. А познакомит нас с ней наш гость. Хотите узнать, кто это? Отгадайте загадку:

К нам в сад заходит гость лесной-
Неразговорчивый, смешной.
Пыхтит чудак, как паровоз,
И морщит чёрный круглый нос.

- Привет, колючий мой сосед!

- Фыр-фыр!- Ворчанье мне в ответ.

- Куда ты яблочки везёшь?

Но молча в лес потопал: . (ёж)

- Посмотрите, какой он хорошенький, совсем даже не колючий. (Давайте назовем его ласково. (Ёжик)

-Из схем, записанных справа от нашего ёжика, выберите ту, которая соответствует этому слову. (слайд 3)

- Проверим. Для этого сделаем слого-звуковой анализ слова.

-Первый слог в слове состоит из двух звуков, а на письме обозначается одной буквой. Как вы думаете, какой? (слайд 4)

3. Этап усвоения новых знаний.

Дидактическая задача. Добиться от учащихся эффективного восприятия и осмысления нового материала.

Найдите букву ё среди других букв. (слайд 5)

- В какую группу букв ёжик ее отнесёт? Почему?

- Всегда ли эти буквы обозначают два звука? В каких случаях?

- Назовите слова, в которых буква ё стоит в начале слова.

- А эти слова помогите ёжику разделить на две группы (слайд 6, 7)

4. Этап проверки понимания учащихся нового материала.

Дидактическая задача. Установить усвоение учащимися содержание нового материала, устранить обнаруженные пробелы.

- Помогите ёжику найти лишнее слово. Объясните свое мнение. (сл. 8)

- Составьте предложения со словами, в которых буква ё обозначает два звука.

Зарядка для глаз (слайды 9-21)

Работа с текстом (слайд 22)

- Г.Юдин написал очень интересный рассказ про нашего ёжика. Он называется "Ёжик и ёршик" (Текст читает подготовленный учащийся)

- Встретились ли вам слова, значения которых вы не знаете?

  • затрусил -
  • прорубь -
  • заспанный -

- Прочитайте текст еще раз и выделите слова с буквой ё.

Поменяйтесь тетрадями. Посмотрите, все ли слова с буквой ё выделил ваш сосед.

- В каких словах буква ё обозначает два звука?

- Что нового вы узнали о ёжике и ёршике?

- Опишите характер ёжика. Какой он?

- А ёршик?

Физ.пауза (слайды 23-33)

5. Этап закрепления материала. Моделирование обложки.

Дидактическая задача. Закрепление у учащихся знаний и умений, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.

Моделирование обложки. (слайд34)

- Нам осталось оформить обложку к этому произведению.

- Что мы прочитали? (сказку)

- Покажите это на ваших обложках.

- Кто написал это произведение? Укажите фамилию автора.

- Кто помнит заголовок? Напишите его.

- О ком эта сказка? (о животных) Закрасим круг коричневым цветом.

6. Этап подведения итогов урока.

Дидактическая задача. Проанализировать и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Итог урока. (слайд 35)

- Ёжик предлагает вам закончить следующие предложения:

  • На уроке я узнал:
  • Мне понравилось:
  • Но было трудно:

Презентация.