Человек в искусстве

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

  • познакомить с новым жанром искусства – портрет, с художниками-портретистами;
  • дать понятие, что такое портрет, обобщённое представление о пропорциях человеческого тела;
  • способствовать овладению умением изображения человека в портрете;
  • расширить знания детей о выдающихся людях и их творчестве.

Задачи урока:

  • знакомство с новыми словами, выражениями, понятиями;
  • развитие пространственных представлений детей, воображения;
  • овладение умением изображать человека в портрете;
  • воспитывать чувство прекрасного, любознательность, самостоятельность, умение общаться и работать в паре, толерантное отношение к внешности одноклассников.

Оборудование урока и ресурсное обеспечение:

  1. Компьютер с программами
  2. Перечень: «БЭЭ Кирилла и Мефодия – 2006г.»,CD – «Шедевры мировой классической музыки».
  3. Программные средства: Microsoft Power Point, Microsoft Word, Notebook.
  4. Рабочая тетрадь, альбом, простой карандаш, краски, палитра, вода.
  5. Иллюстрации художника Ст. Ковалёва из книги А.С. Пушкина «Сказки» под ред.Вл. Пирожникова, «Урал-пресс», г.Пермь, 1992.

Оформление школьной доски: надпись: «Классная галерея».

Особенности урока: использование интерактивной доски, интегрированных знаний, длительность два академических часа.

Межпредметные связи:

  • Изобразительное искусство
  • Музыка
  • Литературное чтение

Результатами деятельности учащихся можно считать:

  • Повышение интереса к урокам литературного чтения, изобразительного искусства, музыки.
  • Овладение изучаемой терминологией, расширение кругозора учащихся.
  • Вызвать интерес к чтению, слушанию классической музыки, к изобразительному искусству.
  • Проявить творческие способности детей.

Усвоение учащимися знаний:

  • о жанрах искусства,
  • видах портрета,
  • о художниках – портретистах,
  • о пропорциях человеческого тела.

Учащиеся должны продемонстрировать умения:

  • работать с карандашом,
  • пользоваться красками, коммуникативные умения,
  • контролировать свою работу по образцу,
  • оценивать свою работу и работу товарищей.

Сценарий урока.

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Беседа.

-Сегодня у нас, ребята, особый урок. Но сначала мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на занятие? Пожалуйста, покажите мне мимикой своё настроение.

- Я рада, что у большинства из вас замечательное настроение. Давайте подбодрим себя, похлопаем в ладоши!

2. Актуализация знаний и мотивация.

Беседа:

- О чём идёт речь, если мы говорим о творческом отражении, о воспроизведении действительности в художественных образах?

(ответы детей) – Показ слайда №1 (Искусство – 1. это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. 2. Умение, мастерство, знание дела. С.И.Ожегов. «Толковый словарь русского языка».)

-Сегодня мы будем говорить о великой силе искусства, а точнее о человеке в искусстве.- Показ слайда №2 («Великая сила искусства. Человек в искусстве».)

- Еще древнегреческий мыслитель, врач Гиппократ сказал: «Жизнь коротка, искусство долговечно». Эти слова дошли до наших дней и стали крылатыми. - Показ слайда № 3.

- Согласны ли вы с Гиппократом?

3. Постановка проблемы (учебной задачи):

Побуждающий диалог.

-Можно ли изобразить человека в искусстве?

-Как это можно сделать? ( ответы детей: нарисовать, вылепить..)

-Как называется такое изображение? (….портрет) -Показ слайда №4 (Портрет – это изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре. С. И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка».)

- Умеете ли вы рисовать, писать портрет?

- Хотите ли научиться?

-Как вы думаете, сложно ли это сделать?

- Знания, полученные вами сегодня, помогут правильно выполнить эту работу.

- Как называется место, где выставляются картины? (Галерея).

-Сегодня в конце урока мы откроем свою «Классную галерею», в которой будут выставлены ваши работы.

4. Открытие детьми нового знания.

4.1. Подводящий диалог.

-ПОРТРЕТ - изображение или описание человека или группы людей; в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир человека, создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи.

-Но портрет можно не только написать красками, но и описать словом.

-Какой это будет портрет? (Обсуждение в группе по 4 человека).

-Показ слайда №5 (Словесный портрет – это описание наружности человека по определенному методу. С.И.Ожегов. «Толковый словарь русского языка».)

- Словесный портрет используется в криминалистике. А также существует литературный портрет.- Показ слайда №6 (Литературный портрет – это художественное изображение, образ литературного героя. С.И.Ожегов. «Толковый словарь русского языка».)

- Ребята, подумайте, как называется портрет художника, выполненный им самим? (Обсуждение в группе по 4 человека). - Показ слайда №7 (Автопортрет – это портрет, написанный с самого себя. С.И.Ожегов. «Толковый словарь русского языка».)

-В автопортрете художник выражает свое самосознание, оценку собственной личности и творческих принципов.

-Жанр портрета — один из древнейших. В китайской живописи написать портрет для художника означает «выражать душу», «писать образ», «писать истинную природу человека». -Показ слайда №8.

4.2. Введение в проблему:

а) Беседа:

– Ребята, рассмотрите своего соседа по парте и ответьте на вопросы:

- Какого цвета глаза, волосы?

- Какая причёска?

- Какой овал лица?

-Во что одет ваш сосед?

-Какой твой сосед? Задумчивый, весёлый, грустный …? Предложи свой вариант.

б) Пластический этюд «Художник – модель». Работа в паре.(Физминутка).

- Договоритесь, кто будет художником, кто – моделью (тот, кого рисуют). Повернитесь друг к другу, «художники» в воздухе как бы рисуют портрет соседа по парте по воображаемому контуру. Затем поменяйтесь ролями.

– Постарайтесь запомнить образ своего соседа. А мы переходим к работе по учебнику.

в) Работа по учебнику.

- Прочитайте текст на стр.34. Самостоятельное чтение.

– Художники создают свои произведения не только для себя, своих близких, друзей, но и для всех людей. Художники разных эпох могут отражать мир таким, каким его видели, слышали, чувствовали.

- Рассматривание портрета:

- Кого ты видишь на рисунке? - Показ слайда №9.(И.Крамской. Портрет И.Шишкина).

- Шишкин Иван Иванович — один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик. Сын купца, родился в Елабуге 13 января 1831г.

- Чем прославился этот человек? - Показ слайдов №10 – 15.

- Рассматривание портрета:

- Кого ты видишь на рисунке? - Показ слайда №16. (Н.Кузнецов. Портрет П.И. Чайковского).

- Чем прославился этот человек? ( Чайковский Петр Ильич [25 апреля (7 мая) 1840, Камско-Воткинский завод Вятской губернии, ныне Воткинск, Удмуртия — 25 октября (6 ноября) 1893, Санкт-Петербург], русский композитор. Брат М. И. Чайковского. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург).

- Слушание музыки П. И. Чайковского.( Гиперссылка –музыка на слайде №16).

- Рассматривание портрета:

- Кого ты видишь на рисунке? - Показ слайда №17. ( О.Кипренский. Портрет А.С.Пушкина ).

- Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка.

- Чем прославился этот человек? ( Дети вспоминают сказки, прочитанные на уроках литературного чтения). - Показ слайда №18 – 22 (Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке»).

5. Первичное закрепление.

5.1. Работа по учебнику.

а)- Прочитайте текст на стр.34, последний абзац. Чтение вслух.

б)- Рассматривание портретов на стр. 35. Беседа:

- Кого вы видите на портрете Веласкеса?

- Вам нравится эта девочка? Чем?

- Как вы думаете, она изображена в парадной одежде или в повседневной?

- В какой обстановке изображена Маргарита? Подумайте, что может находиться в комнате: какая мебель, какие ткани? ( Изображение человека в парадной обстановке и парадной одежде называется парадным портретом.)

- Как вы думаете, куда она смотрит?

- Опишите её: глаза, волосы, овал лица, одежда?

- Можно ли назвать девочку прекрасной?

- Кто изображен на портрете В.Серова?

- Мальчики стоят в такой же позе, как Маргарита, или в совершенно иной, свободной, непринужденной?

- На фоне чего изображены мальчики? (Фон – окружающая обстановка, эмоциональная основа изображения).

- Какой колорит ярче, насыщеннее, какой более спокойный, нейтральный?

- Как вы думаете, ребята, какой из этих портретов парный? (Ответы детей).

- Изображение двух людей называется парным портретом.

- О чём могут говорить мальчики? Придумайте для них по фразе.

- Вспомните, с какой картиной В.А.Серова мы знакомились в этом году? (По учебнику с. 6 «Девочка с персиками».)

- Можно ли назвать эту картину портретом? Почему?

в) Беседа по вопросам учебника:

5.2 – По видам различают портреты: поясной, групповой, скульптурный.- Показ слайда №23 (Виды портретов.)

- Показ слайдов № 24-25 (Слайды с портретами).

- Определите, к какому виду относится каждый портрет?

- Леонардо да Винчи. «Мона Лиза». Лувр, Париж. «Джоконда» кисти Леонардо считается воплощением высшего мастерства и тайны живописи. Загадочная, полупечальная, полувосторженная улыбка, тенью скользнувшая по губам молодой женщины, «лунный» пейзаж на втором плане, гармония и спокойствие всего облика создают образ поэтичный и счастливый, таинственный и прекрасный.

5.3 - Работа по рабочей тетради с. 30-31.

- Давайте рассмотрим, какие общие закономерности существуют при рисовании лица человека.

а) рассматривание схемы, по которой можно нарисовать портрет мальчика (мужской) и девочки (женский), пропорции тела на с.30.

б) определение формы лица своего друга по схеме на с.31.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

Практическая работа в музыкальном сопровождении (П.И.Чайковский). Дети выполняют пробные зарисовки лиц на с.31.рабочей тетради.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Практическая работа в альбоме.

- Попробуйте нарисовать портрет друга и добиться сходства черт лица, причёски.

8. Рефлексия деятельности (итог урока).

8.1. Беседа:

- Что нового вы сегодня узнали?

- Каких художников-портретистов вы знаете?

- Каких великих людей мы сегодня вспомнили?

- Кто из них является нашим земляком?

- С какими видами портрета познакомились?

- Довольны ли вы своей работой?

-Что получилось?

- Что было самым сложным?

- Над чем ещё надо поработать?

8.2. Выставка портретов в «Классной галерее».

- Замечательная выставка получилась у нас! Похлопаем себе! Покажите своё настроение мимикой.

8.3. Домашнее задание:

Принести фотографии, вырезки из журналов, которые можно назвать портретом.