Менталитет русского народа

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (768,5 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Пояснительная записка.

Сегодня возрастает роль духовных знаний и представлений как основы формирования национального самосознания каждого народа.

Программа элективного курса «Менталитет русского народа» составлена в соответствии с концепцией о ведущей роли русской нации как титульной в истории становления российской цивилизации и менталитета.

Элективный курс имеет интегрированный характер, включающий в себя сведения о разных видах искусства, литературы, орудий труда, ремесел, философии, архитектуры.

В основу курса положены история материальной культуры и искусства России с зарождения славянской нации до начала 20 века, с использованием курса МХК.

Цель: формирование у школьников представления о русском менталитете, как своеобразной ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы.

Задачи:

  • Показать этапы становления, основные черты русского менталитета.
  • Дать представление об истоках формирования менталитета, выявить закономерности эволюции в сравнении с европейскими чертами.
  • На историческом, художественном материале раскрыть особенности русского менталитета.

Знания, умения и навыки. 

Учащиеся должны знать:

  • основные черты менталитета русского народа.
  • особенности в сравнении с другими народами.
  • выдающиеся памятники искусства, архитектуры.
  • основные понятия, определения, термины, связанные с историей формирования русского менталитета.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать источники;
  • давать оценку произведениям;
  • сравнивать элементы европейской и русской материальной культуры;
  • создавать творческие продукты на основе ИКТ;
  • работать в группах;
  • пользоваться справочной литературой.

Методы преподавания определяются:

  • спецификой интегративного содержания;
  • приоритетной ролью творческих методов обучения;
  • актуальностью темы;
  • большим объемом информации по теме.

Содержание программы.

Раздел 1.

Факторы формирования русской нации, особенности ее в сравнении с другими народами. Исторически обусловленное соседство с народами тюркской, иранской языковой семьи.

 Раздел 2.

Материальная культура восточных славян – основа формирования русской материальной культуры. Основные занятия, ремесла, традиции градостроительства в сравнении с Западом. Роль заимствований в европейской культуре.

Раздел 3.

Духовная жизнь. Религиозные традиции, особенности нормативно-правовых документов Древней Руси, источники и своеобразие русского искусства в сравнении с Западам.. Формирование философских представлений о характерных чертах народа. Современное искусство как отражение национальных черт характера.

Раздел 4.

Значение и роль основных сословий на Руси: крестьян, дворян. Отличия сословной структуры от классовой структуры.

Раздел 5.

Проектная творческая деятельность по созданию учебного, методического материала для использования в дальнейшей практической учебной деятельности.

 Раздел 6.

Отчет о проделанной работе с анализом деятельности по группам.

Календарно-тематическое планирование. (18 ч.)

Раздел Тема Часы Форма Продукт
1 Возникновение русской нации. 1 Лекция План-конспект
2 Материальная культура 4    
  2. Бытовые особенности 1 Виртуальная экскурсия Тезисный план
  3. Ремесло и занятия. 1 Урок-практикум Опора, схемы
  4-5. Строительство и архитектура. 2 Исследование. Письменный ответ.
3 Духовная жизнь 6    
  6. Традиции и религия. 1 Урок-игра.  
  7. Литература. 1 Мини-конференция. Тезисный план.
  8. Искусство Руси и Запада. 1 Виртуальная экскурсия. Сравнительная таблица.
  9. Право. 1 Практикум. Сложный план.
  10-11. Русские философы о самобытности народа. 2 Урок-дискуссия. Презентации.
4 Сословия на Руси. 2    
  12. Образ жизни дворян 1 Деловая игра. Представление.
  13. Уклад крестьянской общины. 1 Лабораторная работа. Опорная схема.
5 Мульти-медиа проект. Обобщение. 3    
  14. Русские – это…. 1 Мозговой штурм. План, содержание проекта.
  15-16. Русские – это….. 2 Практическая творческая деятельность. Презентация.
6 Презентация 2    
  17-18. Коллективный творческий отчет. 2 Урок-праздник. Аналитическая деятельность.

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Видеофильмы:
    • «Что такое искусство»,
    • «Русский музей»(4 шт.),
    • «Один час в Московском Кремле»,
    • «Истоки русской цивилизации».
  2. Иллюстративный материал:
    • «Третьяковская галерея»,
    • «Сокровища Эрмитажа».
  3. Плакаты по истории, схемы, таблицы.
  4. CD:
    • «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»,
    • «Правители России».

Конспект урока. (2 ч.) «Есть что-то бабье в русской душе?» (Философия начала XX века).

Цели:

Образовательные:

  • определить характерные черты русского народа по статьям Н. Бердяева;
  • сравнить со взглядами В.В. Розанова;
  • провести мини-исследование по картинам Ф. Малявина;
  • создать художественный обобщающий образ современного русского.

Развивающие:

  • обогащать словарный запас;
  • развивать художественный вкус;
  • познакомить с творчеством художника начала 20 века Ф. Малявина;
  • развивать навыки речевой компетентности.

Воспитательные:

  • воспитание патриотизма, этнического самосознания, как части русской нации.

Задачи:

  • составить тезисный конспект по статьям Н. Бердяева;
  • определить черты русского народа в начале XX и XXI веков;
  • сравнить образы русского народа в картинах художника Ф. Малявина;
  • просмотреть видеогалерею картин И. Глазунова, К. Васильева, В. Пластова и др.

Понятия и термины: Розановщина, религиозность, Бисмарк, В.В. Розанов, славянофильство, ассимиляция, цивилизация, Запад, Восток.

Оборудование: тетради, мультимедийный проектор, ЦОРы по теме: цивилизация, искусство XX века.

Тип урока: интегрированный урок по обществознанию и МХК с элементами исследовательской деятельности, И.К.Т.,

  • по времени – ограниченный;
  • по конечной цели: развивающий;
  • по оценке: качественный.

Технологии: интерактивное обучение, исследовательская и творческая деятельность, ИКТ.

Ожидаемые результаты:

  • учащиеся должны знать основные положения философии Н. Бердяева по теме: русская идея;
  • давать определение понятиям ассимиляция, цивилизация, Запад, Восток;
  • работать над творческим заданием по созданию образа русского;
  • анализировать картины художников;
  • знакомство с творчеством художника-модерниста Ф. Малявина;
  • участвовать в обсуждении вопросов общественного развития;
  • использовать возможности ИКТ.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат
Предварительная подготовка: расстановка столов, поиск видео фрагментов, картин в Интернете, распечатка письменных источников.
Опережающее задание на составление тезисного плана- конспекта теории Н. Бердяева.
Подготовка презентации по биографии Ф. Малявина.
Конспектирование теории Н. Бердяева. Конспект в тетради.
1 этап.
Организационный момент.
Вступительное слово.
Объявление темы урока.
Организационный момент.  
Почему в теме урока стоит вопрос?
Ознакомление с целями урока. 
Формулирование целей занятия при помощи наводящих вопросов учителя.  
Логическое индивидуальное задание для уч-ся: (написать на доске черты характера русского человека по Н. Бердяеву, и черты современного русского, исходя из своего опыта и знаний.)
творческое задание для группы
Составить презентацию по теме:«Душа народа сегодня»
   
О какой нации пойдет речь? Почему о русской нации? Актуализация знаний о русской, как титульной нации.  
К какой культуре относится русский народ? Актуализация знаний по теме: Восток, Запад.  
Представление таблицы: Восток, Запад.   Повторение и закрепление знаний по теме : цивилизация.
Назвать особенности российской цивилизации? Актуализация знаний по теме: российская цивилизация. Повторение терминов.
Беседа по домашнему заданию.
С какими положениями теории Н. Бердяева согласны, или не согласны, подтвердите примерами
.
Обмен мнением по поводу теории Н. Бердяева. Коррекция записей в тетради.
Согласны ли вы с высказанным мнением? Проверка индивидуального задания у доски (черты русского по Н. Бердяеву), выступление учащегося. Сравнивание своего и чужого мнения.
2 этап. Познавательный.
Одним из философов-современников Н. Бердяева являлся В.В Розанов, который также оценивал и анализировал русский дух. Анализ источника 1 (Общественные деятели о В.В. Розанове). Представление о личности В.В. Розанова.
Почему такая противоречивая оценка его самого в устах современников? Устный ответы, обмен мнениями.  
Обратимся к теории самого В. Розанова. Анализисточника 2 (разговор между философами). Представление о теории «женского начала» в русской идее.
Найти сходство с идеями Н. Бердяева.
Что обозначает «бабье» в философских трудах русских ученых?
Устный обмен мнениями. Формулирование философских понятий.
3 этап. Аналитический.
Анализ картин Ф. Малевича
Какая из представленных картин, на ваш взгляд соответствует теории В.В. Розанова. («3 богатыря», Васнецова. «3 бабы», «Сплетницы» Ф. Малявина. – Приложение 3)
Оценка картин, обмен мнениями. Мыслительная деятельность, создание первичного восприятия картин Ф. Малявина.
Анализ картины Ф. Малявина «3 бабы», как сущности русского духа в художественных образах. Представление презентации по биографии Ф. Малявина. Анализ выбора и мнения В. Розанова. Восприятие картины, формирование своего мнения согласия или несогласия.
Какие черты русского характера проявляются в жизни художника? Анализ биографии Ф. Малявина: сопоставление, сравнение. Закрепление черт и особенностей русского характера.
4 этап. Аналитически-творческий.
Современный русский человек.
Совместная деятельность по проверке индивидуального задания у доски.
Проверка индивидуального задания у доски (психологические черты современного человека).
Обмен мнениями. Мини-дискуссия.
Отстаивание своего мнения.
Просмотрев видео галерею картин художников 20 века (Приложение 4), выбрать образ, выражающий сущность русского характера в сегодняшнюю эпоху. (презентация «Русский человек в 20 веке» – Приложение 1) Просмотр картин Пластова, К. Васильева, И. Глазунова, обмен мнениями. Отсутствие единого мнения.
Почему невозможно выбрать единый, удовлетворяющий всех образ? Мини-дискуссия. Формирование национального этносознания, гордости за нацию.
5 этап. Закрепляюще-обобщающий.
Подведение итогов.
Домашнее задание: эссе по теме: Сила русских в духе.
Представление презентации «Душа народа» Приложение 2 – защита творческой работы. Формирование образного представления о русской нации.

Философы о России.

Дана нам красота невиданная. И богатство неслыханное. Это – Россия. Но глупые дети все растратили. Это – русские. Розанов

Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физическою и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине. Бердяев

Наша любовь всегда должна быть сильнее нашей ненависти. Нужно любить Россию и русский народ больше, чем ненавидеть революцию и большевиков. Бердяев.

Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, то есть совмещение противоположностей. Им можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ждать неожиданностей, он в высшей степени способен внушить к себе сильную любовь и сильную ненависть. Бердяев.

Пора нам вспомнить, что у нас есть национальные гении, не уступающие европейским: если у германцев есть Гёте, то у нас есть Пушкин, если у германцев есть Ницше, то у нас – Владимир Соловьев. Кроме того, у нас есть то, что непосредственно и объективно связует духовную жизнь нашего народа с эллинизмом. У нас есть непочатая сокровищница византийской церкви, и через Византию мы являемся прямыми наследниками эллинской культуры. Соловьев.

Пушкин отразил в себе, как в зеркале, всю Россию, все эпохи ее истории, все ее сословия. Он дал на своей лире отзвуки и грустной песне ямщика, и мечтам уездной барышни Александровской эпохи "с французской книжкою в руках", и молитвам старца Пимена, и грому пушек величественного Петербурга... Пушкин – это Россия, с ее язычеством и монашеством, с ее деревнями и двором Николая I... Гоголь - это не Россия. Бич его неистовой сатиры хлестал по России и обличал ее позор и падение... Заветным словом его была не Россия, а Русь – древняя Россия, "вера православная"... Поклонимся теперь тени великого Пушкина, для которого не было слова святее, чем "Россия", и тени великого Гоголя, для которого не было слова святее, чем "вера православная". Соловьев.

Стремящийся в даль и в ширь русский народ – народ синтеза и примирения. Он не умеет творить из себя, но претворяет полученное извне в свое и совершенно новое. Соловьев.

Везде, где на первом плане народ. В делах веры, в освободительной войне, Россия побеждает. Но там, где на первом плане интеллигенция, в науке, в общественности, в искусстве, Россия бесконечно отстает от Европы. Сила России – в церкви, церковь - в народе, сила России – в народе. Соловьев.

Документ 1

Общественные деятели о В.В. Розанове.

Гиппиус о Розанове: “Невзрачный, роста среднего, широковатый, но худощавый, суетливый, не то застенчивый, не то смелый. Говорил быстро, скользяще, не громко, с особенной манерой, которая всему, чего бы он ни касался, придавала интимность (свободу поведения, открытость), делала каким-то шепотным”. “….для него всякое человеческое общество – чужой монастырь. Он в него пришел со своим уставом”.

Павел Флоренский: “Существо его – богоборческое; он не приемлет ни страдания, ни лишений, ни смерти, ему не надо искупления, не надо и воскресения, ибо тайная мысль его – вечно жить, и иначе он не воспринимает мира”.

Н. Бердяев: “Р. один из самых необыкновенных, самых оригинальных людей, каких мне в жизни приходилось встречать”.

Владимир Соловьев назвал его “Иудушкой Головлевым”. “Для своей собственной эпохи Розанов был своего рода гениальным скандалом, устроенным в мире нравственности и религии очень изысканно и утонченно”.

После Октября 1917 года стали ходить слухи о расстреле Розанова. Л. Троцкий: “Розанов был заведомой дрянью, трусом приживальщиком, подлипалой”.

М. Горький: “Один из крупнейших мыслителей русских, он не скрывал своей антипатии к делу мысли, науки. Враг социальных потрясений, он признавал, что революция права. Религиозный человек, не страшился богохульства; моралист, выступал против нравственности.”

Метафизика личности Р. – ярчайшая страница в истории русской (и мировой) культуры. Все творчество Р. охвачено субъективным духом, и через все его полотно отмечено постоянством присутствия автобиографических мотивов. Апогеем включения конкретной исторической авторской личности в творческие формы стали “Уединенное”, “Опавшие листья”, “Сахарна”, “Мимолетное”, “Апокалипсис нашего времени”

Все эти книги названы “жизнью души”.

Тема России в творчестве Розанова

Национальное в его творчестве и личности есть нечто почти физиологическое, некая неуничтожимая эмоционально-психологическая русскость. В “Опавших листьях” Розанов писал: “Счастливую и великую Родину любить не велика вещь. Мы ее должны любить именно когда она слаба. мала, унижена, наконец глупа, наконец даже порочна. Именно когда наша “Мать” пьяна, лжет и вся запуталась в грехе – Мы и не должны отходить от нее”. Любовь такого рода (не обязательно к Родине ) – не есть любовь-обладание, любовь-гордость и даже любовь, как достояние души. Это любовь-сострадание и любовь-несчастье.

Иванов-Разумник, яркий представитель неонародничества начала 20 века, не только непримирим к обшеству социального неравенства, но и восторженное жизнелюбие, яркие краски и сильные страсти. В этом последнем отношении Иванов-Разумник встретил в Розанове родственную душу, человека, также не любившего казенную жизнь, помышлявшего о пиршестве плоти и духа, о свободе.

Другая особенность Розанова– удивительная чуткость к национальным, преимущественно русским проблемам, к жизни простой русской семьи. Для него Россия – мать. Он писал о России в период начавшегося упадка страны. Чем горше рисовалась ему судьба родины, тем острее он переживал свою сопричастность ей. Розанов с удивительной полнотой подметил трагические стороны бытия русского народа в целом и мельчайшие частицы его соборности – семьи, индивидуальной, интимной жизни, неповторимой, неизведанной. “Апокалипсис нашего времени” – повествование о хозяйственном и моральном развале России. “Апокалипсис” несет в себе предчувствие приближающегося конца – для Розанова гибнет не Россия только, гибнет цивилизация – “странная, стонущая цивилизация” Христа, заканчивается христианская история. Христос становится для него олицетворением нигилизма, а христианство – религией смерти, ибо, согласно Розанову, Христос проповедовал не дело, а аскетизм, уход от мира, отчаяния.

Книги Розанова содержат бесконечное множество интереснейших размышлений о русской душе, о русском характере. Его отличает глубокое понимание своеобразного уклада русской жизни, русского национального духа. “В сущности, нет более острой, наркотической, артистической нации, чем русские”... По мнению Розанова, лучшие качества развиты в русском народе православием.

И сегодня злободневны его слова:

“У нас нет совсем мечты своей родины. И на голом месте выросла космополитическая мечтательность. У греков есть она. Была у римлян. У евреев есть. У француза “chere France”, у англичан – “Старая Англия”, у немцев – “наш старый Фриц”. Только у прошедшего русскую гимнаию и университет – “проклятая Россия”. /.../ У нас слово “отечество” узнается одновременно со словом “проклятие”.

Документ №2

Действующие лица:

Философ 1

Философ 2 Василий Васильевич Розанов

Философ 1: Василий Васильевич, вы тоже здесь!

Философ 2: Да, пришел встретиться кое с кем.

Философ 1: Вы, где сейчас служите?

Философ 2: В» Новом времени» у Суворина.

Философ 1: пишете что-нибудь?

Философ 2: Да, вы, знаете ведь все, философствуют о России.

Философ 1: Поделитесь с нами своими мыслями.

Философ 2: Я вспомнил одну историю. Посол Бисмарк, да тот самый, что Германию объединил, как-то заблудился на охоте. Пурга, дорога потеряна. Бисмарк уже считал себя погибшим. А мужик-возница, поворачивался к нему, и всё время утешал «ничего, ничего выберемся». Бисмарк на всю жизнь запомнил эти слова и часто в трудных случаях повторял их.

Философ 1: А для чего вы это вспомнили?

Философ 2: Бисмарк высоко ценил русских. Он говорил: «Все русские женственны и в сочетании с мужской расой они дали бы чудесный материал для истории».

Философ 1: И вы с этим согласны?

Философ 2: Я считаю у России великая миссия докончить строительство европейского дома.

Философ 1: Я вас не понимаю!

Философ 2: А как женщина заканчивает строить холостяцкую квартиру – когда входит хозяйкой. Отсюда пословица «женишься, переменишься». Женщина по документам теряет фамилию, но лицо и душу теряет мужчина.

Философ 1: Я думаю, с вами многие не согласятся.

Философ 2: Другой пример. Вспомним варягов. Пришли на Русь, стали жить пировать, переженились, нарожали детей и забыли о своих обычаях, законах.

Философ 1: Вы скажете? Может и татары растворились?

Философ 2: Вы правы. На наших просторах любые кочевники ассимилируются.

Философ 1: Я об этом не думал.

Философ 2: Русские имеют свойство беззаветно отдаваться чужим влияниям. Я думаю, лет через 100 начнётся ориентирование русских на европейскую культуру ,а скучающая Европа, куда она может подвинуться от эгоизма? В сторону России.

Философ 1: И что же русские?

Философ 2: Они никогда не принимают чужую веру до конца, они её очеловечивают, а европейцы принимают целиком.

Философ 1: Можете привести примеры.

Философ 2: Пожалуйста. Ленин! Даль! Русские принимают тело, а чужие – дух. Русские смягчают Европу и могут создать новое духовное начало.

Философ 1: Вас. Вас. Вы меня удивили, озадачили. Ваша теория совершенно необычна.