Галогены

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (25 МБ)


Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный урок

Цели урока:

Обучающие:

  • сформировать знания учащихся о галогенах как типичных неметаллах;
  • установить зависимость между строением атомов галогенов, видом химической связи и свойствами веществ;
  • повторить, конкретизировать, закрепить и обобщить знания учащихся о строении молекул простых веществ-галогенов, их физических и химических свойствах, основных способах получения и областях применения.

Развивающие: развитие у учащихся ключевых компетенций:

  • информационной и коммуникативной компетентности;
  • оценивание, сворачивание и структурирование информации в таблицы;
  • компетенции разрешения проблемы исследовательской деятельностью, умением добывать информацию из различных источников, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитывающие:

  • воспитание устойчивого интереса к предмету;
  • воспитание таких нравственных качеств как аккуратность, дисциплина, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.

Методы: проблемные, поисковые, исследовательская работа учащихся.

Оснащение: компьютер, проектор.

Оборудование: пробирки, спиртовка, хлорная вода, йодная вода, растворы йодида калия, хлорида калия, бромида натрия, колбы с хлором, ампула с бромом, кристаллический йод , кристаллы йода в герметично закрытой колбе, спиртовая настойка йода

Технологическая карта ученика Приложение 1

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вводное слово.

Мы изучаем раздел, неметаллы, и вы знаете, что неметаллы имеют большое значение в жизни современного человека. Сегодня приступаем к изучению наиболее ярких представителей в химическом отношении, самых активных неметаллов.

Сегодня мы будем вести разговор об элементах VII А группы – галогенах.

Тема урока “Галогены”

Задача урока:

Дать общую характеристику галогенам по их положению в периодической таблице.

1. Строение атомов х.э. VII А подгруппы.

3адание: Изобразите схемы строения атомов галогенов

? Что общего в строении атомов галогенов? В чем их различие?

Слайды 3-4

2. Возможные с.о. атомов галогенов в соединениях.

3адание: Определите степени окисления атомов галогенов в соединениях

Слайд 5

? Назовите минимальную и максимальную с.о. хлора в соединениях.

? У какого из галогенов с.о. не совпадает с № группы ПС.

Мотивируйте ответы, исходя из положения элементов в ПС.

3. Простые вещества и их свойства.

  1. Формулы простых веществ. Слайд 6
  2. Вид химической связи и механизм ее образования Слайды 7-8
  3. Тип кристаллической решетки Слайд 8

Демонстрационный опыт:

Возгонка кристаллического йода. Сублимация

Выводы:

  • молекулы двухатомны;
  • химическая связь – ковалентная неполярная;
  • тип кристаллической решетки – молекулярная;
  • простых веществ увеличивается;
  • интенсивность окраски имеет тенденцию к росту темного спектра.

Задание: Составьте формулы веществ по названию (устно, по таблице)

а) фторида калия
б) бромида аммония
в) хлорида меди(II)
г) иодида лития
д) хлорида натрия
е) фторида алюминия

? К какому классу веществ можно отнести данные вещества?

Объясните этимологию названия подгруппы «рождающие соли».

4. Химические свойства галогенов

а) взаимодействие с металлами (учащиеся составляют уравнения реакций с электронным балансом, делают вывод) Слайды 9-12

!!! Обращаем еще раз внимание на проявление с.о. железа при взаимодействии с галогенами. Вывод: Cl2 – окислитель.

б) взаимодействие с водородом (учащиеся самостоятельно составляют уравнения реакций) Слайд 13

H2 +F2  —>
H2 +Cl2    —>
H2 +I2  —>

? Как изменяются окислительные свойства галогенов? Почему?

(Обращаем внимание, что только фтор взаимодействует с водородом необратимо, остальные галогены в зависимости от условий могут давать и обратную реакцию).

в) Взаимодействие с водой

? Почему бромная вода на свету обесцвечивается?

  1. Г20 + H2O = HГ+1О + НГ-1
  2. Cl2 + H2O→
  3. НClО→ (Исключение фтор)

Проявление единичного – вода горит во фторе:

2F20 + 2H+12O-2 = 4H+1F-1 + O20

(в числе продуктов реакции могут быть O2+F-1 и O1+2F2-1)

5. Ряд активности галогенов Приложение 2

Лабораторное исследование

 Реактив  Cl2  Br2    I2  
NaCI - - -
NaBr + - -
NaJ + + -

Вывод: окислительная ктивность Cl2> Br2> J2 Слайд 15

? Какая вода не существует? Почему?

(вместо лабораторного исследования можно использовать демонстрационный опыт, методика описана в методическом пособии «Настольная книга учителя химии» 9 класс, автор О.С. Габриелян, Москва 2001 «Блик и К»)

6. Получение хлора Слайды 16-18

(материал используется в зависимости от уровня подготовленности класса)

7. Этимология названий галогенов и их открытие Слайд 19.

(учащиеся готовят материал самостоятельно, используя различные источники информации)

а) фтор «разрушающий»
б) хлор «желто-зеленый»
в) бром «зловонный»
г) йод «фиалковый или фиолетовый»

8. Применение.

Задание: Установите соответствие между веществом и областями его применения.

Вещества Применение
1) Фтор
2) Хлор
3) Бром
4) Йод
А. Медицина
Б. Получение НСl
В. Ракетное топливо
Г. Отбеливающее средство
Д. Обеззараживание питьевой воды
Е. Фотография

Противоядие!!! Случай когда отравляющее вещество благо.

H2S + Cl2 

III. Рефлексия. Тест.

Приложение 3 (Тест можно использовать на следующем уроке, все зависит от степени подготовленности класса)

Д/З § 18 упр. № 1, 4

NaCl —> Cl2 —> HCl —> CuCl2