Интегрированный урок (биология + технология + химия) "Наши пищевые ресурсы"

Разделы: Химия, Биология, Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


«Купить здоровье нельзя, его можно только заработать своими собственными постоянными усилиями».
Поль Брэгг.

Цели урока:

  • Дать общие понятия об обмене веществ,
  • познакомить с суточным расходом энергии человека в зависимости от различных факторов,
  • рассказать о значении рационального питания для здоровья человека,
  • научить составлять суточное сбалансированное меню,
  • закрепить знания о круговороте веществ и превращения энергии в биосфере; конкретизировать знания о круговороте веществ на примере круговорот азота, углерода и фосфора,
  • научить методам оценки качества продуктов, путем простых химических опытов,
  • привить стремление к здоровому образу жизни.

Оборудование: ИТР, лабораторное оборудование для опытов, набор химических реактивов, раздаточные опорные конспекты, карточки-инструкции, опорная схема по круговоротам веществ, учебники «Химия 9 класс» О.С.Габриелян, учебники «Общая биологии 9 класс» В.Б.Захаров, Н.И.Сонин.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Распределение класса на группы.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

Учитель химии: Наша пища – это топливо и сырьевой материал для образования необходимых живому организму веществ. Молекулы пищевых веществ служат основой построения всех клеток нашего организма. В то же время молекулы пищи «сгорают» внутри нас и снабжают организм энергией, необходимой для поддержания его постоянной температуры, физической и мыслительной деятельности. Энергией организм снабжает практически любая пища, но больше других продуктов содержат ее углеводы (сахар и крахмал). Однако для успешного функционирования нашему организму нужны также белки и жиры, абсолютно необходимы витамины и минеральные соли, хотя и в очень небольших количествах. Каждый, кто следит за своим весом, должен считать калории, которые поступают в организм с едой. Калория – это единица измерения количества энергии, в том числе и в продуктах питания. Одна калория - это количество теплоты, необходимое для нагревания 1 г воды на 1 °С. 1 килокалория (ккал) содержит 1000 калорий (кал). Например, порция жаренной в масле картошки содержит 220 ккал.

Учитель технологии: Все пищевые продукты по калорийности подразделяются на 4 группы:

  1. Калоригены - продукты самой высокой калорийности, от 400-900 ккал. Это сахар, шоколад, печенье, сухари, сырокопченые колбасы, сливочное масло, жиры.
  2. Высококалорийные продукты от 260 – 400 ккал. Это хлебобулочные изделия, крупы, макароны, творог, сметана, мороженое, варенье.
  3. Калорийные продукты от 100 -250 ккал (нежирное мясо, рыба, сливки, ржаной хлеб).
  4. Малокалорийные продукты до 100 ккал (овощи, фрукты, морская рыба, молоко).

Количество калорий, необходимых для человека, зависит от выполняемой работы, пола, возраста, климата. Посмотрите на карточку. (Приложение 1).

- При каком виде деятельности затрачивается больше всего калорий? Меньше всего?

- Какая суточная потребность калорий для вашего возраста?

Перед уроком мы провели анкетирование в вашем классе, чтобы узнать, как вы питаетесь. (Приложение 2). Инициативная группа, состоящая из наших ребят, проанализировав ответы, результаты отразила в таблице.

Учащиеся рассказывают о полученных результатах. (Приложение 3).

Учитель технологии:

- Какие ошибки в питании вы увидели? А как правильно питаться?

- Давайте повторим состав продуктов. (Презентация). Зная правила рационального питания и учитывая потребности организма в калориях, вы можете составить полноценное меню.

Практическая работа:

Учащиеся должны составить меню на: 1 группа – завтрак, 2 группа – обед, 3 группа – ужин, для своего возраста с учетом нагрузки. Группе раздается таблица калорийности. (Приложение 4). После работы проводится совместный анализ меню, составленного группами.

Учитель химии: В клетках растений содержится более 70 химических элементов – практически все, имеющиеся в почве. Но для нормального роста, развития и плодоношения растений необходимы лишь 16 из них. Это элементы, поглощаемые растениями из воздуха и воды - кислород, углерод и водород, и элементы, поглощаемые из почвы, среди которых различают макроэлементы – азот, фосфор, калий, кальций, магний, сера и микроэлементы – молибден, медь, цинк, марганец, железо, бор и кобальт. Наиболее полно потребности сельскохозяйственных культур в питательных элементах удовлетворяются при внесении в почву удобрений. Недаром их образно называют витаминами полей. (Приложение 5).  Качество овощей зависит от многих причин, в том числе от вносимых удобрений и применяемых средств защиты растений. Нитраты используются в качестве удобрений и известны как селитры: натриевая (чилийская), калиевая (настоящая), аммиачная (аммонийная) и кальциевая (норвежская). Нитраты – важнейший компонент питания растений, поскольку входящий в них азот – главный строительный материал клетки.
Способность накапливать нитраты у различных культур неодинакова. Наибольшее накопление отмечается у зеленых культур: укропа, петрушки, зеленого лука (от 400 до 2500 мг/кг). Значительно меньшей способностью к накоплению нитратов обладают томаты (10–190 мг/кг), перец сладкий (40–330 мг/кг), баклажаны (80–270 мг/кг).
Важную роль играет форма применяемых азотных удобрений и сроки их внесения. Максимальное количество нитратов в овощной продукции накапливается при применении аммиачной и натриевой селитры, а минимальное – при внесении мочевины, сульфата аммония и мочевинно-формальдегидного удобрения. Под овощи дозы вносимого азота не должны превышать 20 г/м2. Известкование кислых почв способствует снижению содержания нитратов в почве в течение четырех последующих лет. Минеральные удобрения лучше вносить вместе с органическими в оптимальных соотношениях, не забывая и о микроэлементах. Азотные подкормки прекращают за 1,5 месяца до уборки. После 10–15 июля азотные подкормки в почвы лучше не вносить.

Учитель биологии: Главная функция биосферы заключается в обеспечении круговорота химических элементов, который выражается в циркуляции веществ между атмосферой, почвой, гидросферой и живыми организмами (биогеохимические циклы). Различают две группы питательных веществ: макротрофные и микротрофные. К макротрофным веществам относятся элементы, которые составляют химическую основу тканей живых организмов. Это углерод, водород, кислород, азот, фосфор, калий, кальций, магний, сера.

Учащимся предлагается выполнить практическое задание.

Задание для учащихся по группам для практической работы:

«Составить круговорот: 1 группа - азота, 2 группа - фосфора, 3 группа - углевода и объяснить циркуляцию веществ в нем». Задание выполняется на интерактивной доске в виде схемы.

Вопросы для 1 группы:

- Какова роль азота в жизни бактерий, грибов и растений, в жизни животных и человека? Основные источники поступления азота в организм?

Вопросы для 2 группы:

- Какова роль фосфора в жизни растений, животных и человека? Основные источники поступления фосфора в организм?

Вопросы для 3 группы:

- Какова роль углерода в жизни растений, животных и человека?

4. Лабораторная работа (второй урок).

Учитель химии:

- Сейчас вам предоставляется возможность самим посмотреть качественный состав той пищи, которую мы едим. В ходе эксперимента мы выясним, вредна или полезна эта пища. Мы взяли те продукты, которым вы отдаете предпочтение.

Учащиеся выполняют лабораторную работу по карточкам-инструкциям. (Приложение 6).

Учитель химии:

- Расскажите о результатах опытов. (Учащиеся комментируют и объясняют полученные результаты).

Учитель технологии:

В составе продуктов мы часто можем увидеть пищевые добавки.

- Как мы можем узнать, что в продукте есть пищевые добавки?

- Все ли пищевые добавки можно использовать?

Посмотрите на карточку «Пищевые добавки». (Приложение 7).

- Встречали ли вы пищевые добавки в продуктах, которые покупали в магазине? Какие?

- На что нужно обращать внимание при покупке продуктов?

5. Рефлексия.

Учитель биологии: Предлагаем в творческой форме вывести правило трёх «П». Сегодня мы с вами узнали много нового, спорного, что-то вспомнили, что уже знали, но забыли, посмотрели на себя со стороны. Свое представление о счастливой полноценной жизни давайте, выразим в виде правила трех «П», которое обеспечит нам здоровье. А для этого ответьте на вопрос: «Что необходимо сделать в первую очередь с продуктом в магазине?».

  • А) прочитать аннотацию на этикетке;
  • Б) положить в корзину и пройти на кассу для оплаты;
  • В) проглотить продукт.

Используя свои знания, давайте составим правило выбора продуктов для здорового питания. Правильно выбирай! Правильно покупай! Правильно употребляй!

Опираясь на «слова-помощники», оформите свой совет в стихотворной форме. (Приложение 8).

Учитель химии:

По ходу ответов учащихся учитель выводит на доске правило трех «П», которое обеспечивает залог здоровья:

  1. Прочитай.
  2. Покупай.
  3. Питайся.

Учитель технологии:

Надеемся, что ваш интерес к здоровому питанию и образу жизни позволит сохранить свое здоровье и здоровье ваших будущих детей.

6. Подведение итогов урока.

Выставление отметок.

Домашнее задание.

Стихи от Людмилы Евгеньевны:

«Употребляя в пищу продукты,
Налегай больше на овощи и фрукты.
В магазине выбирай товар внимательно.
Питаться надо разнообразно и основательно.
Чтобы доставить себе радость,
Иногда съедай маленькую сладость.
Не смущайся, все этикетки читай,
Правильно продуктовую корзину наполняй!»

Стихи от Виолетты Валерьевны:

«К природе относись внимательно
Круговороты изучи основательно.
Чтобы биосферу сохранить,
Нужно грамотно селитры применить.
И твое экологическое воспитание
Обеспечит правильное питание!»