Урок математики в 1-м классе по теме "Числовой луч"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока.

  • Образовательные: познакомить детей с числовым лучом, особенностями его построения, формировать умения строить числовой луч, научить отмечать на числовом луче точки, соответствующие заданным числам и определять числа, соответствующие данным точкам, закрепить навыки построения прямого и обратного числового ряда.
  • Развивающие: развивать вычислительные навыки, умение анализировать данные, синтезировать информацию, логически мыслить, развивать умение адекватно оценивать результат своей работы.
  • Воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений в процессе учебного взаимодействия.

Оборудование. Плакат с изображением зимнего леса с "кармашками", в которые вложены карточки с изображением прямой, мяча, вопросительного знака, карточки с изображением отрезков, лучей, числовых лучей, мяч, карточки с цифрами, у детей - тетрадь на печатной основе (Н.Б.Истомина. Математика. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. Часть 1.), математические веера.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная и индивидуальная

Ход урока

I. Организационный момент.

    Мы начинаем урок математики, который поможет одним - узнать что-то новое, другим - понять непонятое, третьим - сделать научное открытие.

II. Устный счет.

Для начала запишем сегодняшнее число в тетради: 18 н.

- Что вы можете сказать об этом числе?

- Какое сейчас время года? (поздняя осень)

Запорошило снегом тропы,
Деревья в инее стоят,
А рядом белые сугробы
Загадки снежные хранят.

(на доске - плакат)

- Давайте посмотрим, какие загадки хранят сугробы.

(Из-за первого "сугроба" достаю карточку с изображением мяча.)

- Загадайте число и расскажите нам о нем так, чтобы мы догадались, какое число загадано (не называя самого числа).

Бросаю мяч детям. У кого мяч, тот и загадывает число. Все числа, которые отгадали, записываем на доску и в рабочую тетрадь.

- Составить из данных чисел прямой и обратный числовые ряды.

3. Работа по теме урока.

1) Повторение изученного материала.

- Какие линии помогли художнику нарисовать сугробы? (кривые)

- Какими бывают кривые линии? (замкнутые и незамкнутые)

- Какие линии, кроме кривых, вы еще знаете? (прямые)

- Какими могут быть прямые линии? (отрезок, луч, прямая)

- Что изображено?

- Какой отрезок длиннее?

- Что вам помогло это определить? (глазомер)

- А сейчас какой отрезок длиннее?

- Всегда ли наш глазомер бывает прав? (обман зрения)

- Как можно убедиться в своей правоте? (измерить с помощью циркуля)

- Сравните сейчас. Что длиннее?

- Я рада. Что вы научились отличать луч от отрезка.

2) Работа с новым понятием.

(достаю из второго "сугроба" карточку)

- Что изображено на карточке? (прямая линия)

- Превратите эту прямую в луч.

- Чтобы показать, что этот луч можно продолжить только в одном направлении, на его незаконченной стороне мы изображаем стрелочку.

От начала луча отложите одну мерку и поставьте точку. Напишите около точки число 1, а у точки начала луча число 0.

Теперь у вас получился числовой луч.

- Догадайтесь, как на этом луче отметить точку, которая соответствует числу 2? (самостоятельно)

- Каждый из вас выполнил это задание по-своему. Я перенесла сейчас на доску несколько вариантов. Есть ли среди них правильные? (1)

- Что нужно помнить, чтобы правильно построить числовой луч?

- Что будет происходить с числами, если мы будем двигаться по числовому лучу слева направо? справа налево?

Работа в тетради на печатной основе. Стр.39, №69.

- Чем похожи все числовые лучи?

- Чем отличаются?

(выполняют задание по тетради)

На доске луч:

- Каким числам соответствуют точки, обозначенные красным цветом?

3) Отработка вычислительных навыков.

(нахожу в "сугробе" карточку с изображением вопросительного знака)

Задачи в стихах. (ответ показываем математическим веером)

1) Я рисую кошкин дом:
Два окошка, дверь с крыльцом,
Наверху еще окно, чтобы не было темно.
Посчитай окошки в домике у кошки. (3)

2) Восемь яблок из сада
Ежик притащил.
Самое румяное белке подарил.
С радостью подарок получила белка.
Сосчитайте яблоки у ежика в тарелке. (7)

3) Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Еще три к ним прибежало.
Сколько вместе кошек стало? (6)

4) На крыльце сидит щенок
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И улегся радом с ним.
Сколько стало щенят? (2)

5) На поляне у дубка
Крот увидел три грибка.
А подальше у осин
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашел грибов? (4)

6) На рельсах перегона стояли 5 вагонов.
А три других в сцеплении
Готовы к отправлению.
Ответь без промедления,
Сколько вагонов ждут отправления? (8)

- Каких чисел здесь не хватает, чтобы построить числовой ряд от 1 до 9? (1,5,9)

- Придумайте сами задачи, чтобы при их решении в ответе получилось одно из недостающих чисел (не в стихотворной форме).

IV. Итог.

- Что нового сегодня узнали?

- Чему научились?

- О чем задумались?

- Где получили ответ?