Информационные технологии на уроках географии

Разделы: География, Коррекционная педагогика


Цели урока:

  • по информатике: овладеть способами деятельности с различными информационными объектами;
  • по географии: познакомить учащихся с природной зоной леса в России.

Задачи урока:

учебные:

  • контроль уровня знаний, умений и навыков по теме “Тундра”;
  • познакомить учащихся с особенностями природной зоны леса;
  • закрепить навыки использования компьютера;
  • освоить и закрепить основные возможности работы в среде PowerPoint
  • освоить этапы работы над проектом с использованием программной среды;
  • использовать межпредметные связи “информатика – география”;

развивающие:

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • развитие умения анализировать и систематизировать знания и применять их при решении задач, поставленных учителем;

воспитательные:

  • воспитание умения работать в коллективе;
  • формирование навыков самоорганизации, самостоятельности;
  • повышение мотивации учащихся на уроке за счет нестандартной формы работы.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Оборудование урока:

  • компьютеры с операционной системой MS Windows
  • программа MS PowerPoint;
  • переносной экран;
  • мультимедийная установка
  • карта природных зон;
  • атласы.

Методическое обеспечение урока:

  • учебник “География России” для специальных (коррекционных) школ VIII вида, Лифанова Т.М., Соломина Н.П.
  • листы опорных конспектов;
  • компакт-диск с компьютерной презентацией “Лесная зона России” разработанный учителями в программной среде PowerPoint;
  • карточки-задания с этапами работы над презентацией

План урока:

I. Начальная часть урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение пройденного материала
  3. Объяснение темы урока.

II. Основная часть урока

  1. Знакомство с географическим положением лесной зоны России;
  2. физминутка
  3. продолжение объяснения нового материала
  4. домашнее задание по географии
  5. разработка проекта в соответствии с домашним заданием
  6. работа на компьютерах (закрепление темы урока)

III. Заключительная часть урока. Подведение итогов урока

Ход урока

I. Начальная часть урока

1.1. Организационный момент (1 мин)

    Ну-ка проверьте,
    Вы готовы начать урок?
    Всё ль на месте,
    Всё ль в порядке –
    Ручка, книжки и тетрадка?
    Все ли правильно сидят?
    Все ль внимательно глядят?
    Пожелаем всем удачи.
    За работу, в добрый час!

1.2. Повторение пройденного материала. (слайд 1)

  • Какие природные зоны мы уже с вами изучили?
  • Покажите на карте, где находится зона тундры.
  • Каким цветом эта зона обозначена на карте? Почему?
  • Назовите животных, которые обитают в зоне тундры?
  • Назовите растения, которые произрастают в зоне тундры?
  • Почему растения тундры называют карликовыми?

1.3. Объяснение темы урока

Изучение нового материала мне хотелось бы начать со слов русского писателя Л. Леонова, который сказал:

"Давно пора бы воздать ему хвалу, какой заслуживает этот милый дед, старинный приятель нашего детства, насмерть стоящий воин и безотказный поставщик сырья, кормилец рек и хранитель урожаев".

Кто же этот милый дед и хранитель урожаев? Конечно же, лес. (слайд 2)

Тема нашего сегодняшнего урока “Лесная зона России” (записали в тетрадь)

Как вы думаете, где будет более разнообразным растительный мир: в тундре или в лесной зоне? Почему?

У себя на картах найдите зону леса. (слайд 3)

II. Основная часть урока

2.1. Знакомство с географическим положением лесной зоны России - Вступительное слово учителя географии

  • В каком направлении от тундры находится эта зона? (к югу)
  • В каких частях России расположена эта зона?
  • Что такое лес? Дайте определение! (слайд 4)

(В ходе урока учащиеся работают как в тетрадях, так и в листах опорного конспекта)

Учащиеся в тетрадях записывают определение.

Рассказ учителя

Лесная зона расположена к югу от тундры. Она протянулась широкой полосой с запада на восток (от Балтийского моря до берегов Охотского и Японского морей), с севера на юг (от зоны тундры до зоны степей). Площадь = 6,3 млн. км2.

Это самая большая природная зона России. (слайд 5)

Леса России бывают: (слайд 6)

- хвойные

- лиственные,

-смешанные.

(показ слайдов 7-9 по гиперссылкам)

2.2. Физминутка (слайд 10)

  • по коленям,
  • по груди кулачками,
  • по волосам,
  • руки трут,
  • по щекам.

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.

2.3. Продолжение объяснения нового материала

В лесную зону России входят: (слайд 11)

- Восточно-Европейская равнина;

- Западно-Сибирская равнина;

- Среднесибирское плоскогорье.

Восточно-Европейская равнина занимает всю Европейскую часть России. Большая часть покрыта лесами. Здесь находятся крупнейшие реки Европейской части России. (слайд 12)

Восточно-Европейская равнина состоит из возвышенностей, низменностей. На этой территории добывают нефть (Башкирия), бурый уголь (Подмосковье), торф (г. Шатура).

Слайд 12

Западно-Сибирская равнина состоит из возвышенностей, пологих склонов и обширных низменностей. Рельеф однообразный, поэтому на ней много болот и заболоченных лесов. На этой территории добывают нефть и газ. Крупные месторождения это Самотлор, Уренгой и Ямбург.

Слайд 13

Среднесибирское плоскогорье. Его плошать 4 млн. км2. рельеф разнообразный. Состоит из гор, равнин, возвышенностей и плоскогорий. По его территории протекает много рек.

Полезные ископаемые этой территории: железная руда, бурый уголь, каменный уголь, алмаз, золото, графит, платина. Известны такие месторождения как: Тунгусский, Ленский, Иркутский, Канско-Ачинский угольный бассейн.

Слайд 14

Полезные ископаемые - это природные ресурсы, поэтому мы должны к ним относится бережно.

Теперь, давайте поговорим о значении леса. (слайд 15 и работа в опорных конспектах) (Беседа с учащимися)

Слайды 15-16

2.4. Домашнее задание по географии.

  • Читать в учебнике стр. 67-69
  • Отметить в картах полезные ископаемые лесной зоны
  • Подобрать материал по следующим темам (они будут вывешены на стенде): слайд 17
    • Тайга России
    • Смешанные леса России
    • Лиственные леса России
    • Животный мир лесов России
    • Растительный мир лесов России

2.5. Актуализация ранее полученных знаний. (5 мин)

- Вы только что посмотрели презентацию о лесной зоне России.

- В какой программе она создана? (PowerPoin)

- Что такое презентация? (это набор слайдов и спецэффектов, использующихся для показа на экране, раздаточный материал, а также конспект и план доклада)

- Что является составной частью презентации? (слайд)

- Что такое слайд? (это отдельная страница, представленная в виде белого прямоугольника на сером фоне)

- Как запустить программу PowerPoin? (Пуск / Программы / PowerPoin)

2.6. Практическая работа “Создание презентации “Леса России” в среде PowerPoint”

Сегодня на уроке мы начнем с вами работу над проектом по созданию статической мультимедийной презентации о лесной зоне России.

Нам надо определиться с темой презентации. Выбираем из тех, что предложены в списке тем домашнего задания.

Для начала определим для чего и кого она будет нужна (для объяснения этой темы на последующих уроках, возможно для классов, которые будут изучать эту тему в следующем году).

Теперь определимся с планом наших презентаций, его мы в дальнейшем в ходе работы будем уточнять. Это будет зависеть от материала, который вы сможете найти по выбранной вами теме.

Итак, что бы вы предложили для оформления первого слайда? (обозначить тему презентации и авторов).

  • Запустите программу PowerPoint выполнив команды Пуск / Программы / PowerPoint. Выберите пункт Создать презентацию. Установите (включите) переключатель пустой презентации и щелкните на кнопке ОК.
  • Выполните команду Создание / Из шаблона оформления. Просмотрите предложенные шаблоны с использованием полосы прокрутки. Задайте оформление одинарным щелчком по выбранному шаблону.
  • Задайте (наберите) заголовок презентации “Леса России”. Задайте подзаголовок презентации (ФИО авторов проекта).

  • Хорошо, а что мы с вами разместим в следующем слайде? (лучше всего будет рассказать о геоположении зоны лесов на территории России)

  • Создайте новый слайд выполнив команды Вставка / Создать слайд (Новый слайд).
  • Какую разметку слайда лучше выбрать? (“Заголовок, текст и графика”, так как мы разместим название слайда, вставим карту и небольшое текстовое пояснение)

  • Выполните команду Формат / Разметка слайда. Выберите из группы Другие макеты макет Заголовок, текст и графика.
  • В поле Заголовок слайда введите текст “Лесная зона”. В поле Вставка картинки щелкните для его выделения.
  • Разместите в графическом поле подходящий рисунок из папки “Лес”, расположенной на Рабочем столе, выполнив команды Вставка / Рисунок / Из файла…
  • В текстовое поле введите текст с описанием рисунка.
  • Какую информацию вы разместите в следующем слайде? (зависит от выбранной темы, можно сделать слайд с названием выбранной темы и вставить картинку соответствующую теме))

  • Создайте новый слайд выполнив команды Вставка / Создать слайд (Новый слайд). Выберите слайд Текст и графика. Озаглавьте слайд в соответствии с выбранной вами темой. В текстовое поле введите текст по выбранной вами теме (его можно скопировать из текстового файла в папке “Лес”), в графическом поле разместите рисунок из папки “Лес”
  • Для использования эффектов выделите текст или рисунок и выполните команды Показ слайда / Эффекты анимации. В появившемся списке выберите подходящие эффекты.
  • Запустите презентацию, нажав клавишу F5. Просмотрите слайды презентации с использованием гиперссылок.
  • Сохраните работу в папке своего класса под именем Лесная зона России.
  • Покажите работу учителю.

III. Заключительная часть урока. Подведение итогов урока (1 мин)

  • Подведем итог.
  • Как вы думаете, пригодятся ли вам в жизни знания, которые вы сегодня получили на нашем уроке? Почему?
  • Кто выполнил работу на компьютере (создание презентации полностью) – вам за работу на уроке “5”
  • А сейчас, давайте с вами посмотрим готовую презентацию ребят, которые ее уже закончили. (анализ готовой работы)

Презентация.

Приложение 1.