Семинар-практикум "Личностно ориентированный подход в образовании и воспитании"

Разделы: Общепедагогические технологии


"Менять педагогические ориентиры -
это самое трудное и самое необходимое,
что приходиться делать сегодня".
В.А.Караковский

Организаторы семинара: члены методического совета МОУ ДОД ДЮЦ г.Шарыпово Воробьева В.В., Марьясова Г.А.

Регламент: 1,5 часа.

Цель семинара: знакомство с особенностями личностно-ориентированного подхода в образовании, повышение профессионального уровня и педагогической грамотности педагогов.

Форма проведения: образовательный семинар с элементами групповой и индивидуальной работы.

Обеспечение: информационно-раздаточный материал по теме семинара (таблицы, представленные в Приложениях, раздаются всем участникам семинара).

План семинара.

1. Практическое задание для педагогов "Салфетка".

2. Теоретическая часть.

3. Практическая часть:

а) работа в группах.

б) выступление представителя от рабочей группы.

в) знакомство педагогов с литературой по теме семинара.

4. Рефлексия.

Ход семинара

1. Практическое задание для педагогов "Салфетка".

Всем участникам семинара раздаются листы бумаги - "салфетки". Задание: сложить лист пополам и оторвать правый угол (кто-то будет сгибать салфетку пополам вдоль, кто-то - по диагонали; кто-то будет отрывать правый нижний угол, а кто-то - верхний), так делают 4 раза. Затем развернуть салфетку, показать ее всем участникам. Ни одной одинаковой салфетки не будет, как нет двух одинаковых личности.

2. Теоретическая часть.

В современных условиях наблюдается переход на гибкие модели организации педагогического процесса, который ориентирован на личность учащихся, более мотивирован, носит во многом вариативный и коррекционный характер. Возникает потребность в разработке и внедрении соответствующих технологий. Важными, на наш взгляд, являются личностно-ориентированные технологии, так как они предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве.

Для учреждений дополнительного образования характерно:

  • отсутствие жесткой регламентации деятельности,
  • гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых.

Все это создает комфортные условия для творческого и индивидуального развития детей, адаптации их интересов к любой сфере человеческой жизни, а также для внедрения личностно-ориентированных подхода.

Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Цель технологии личностно-ориентированного обучения - максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка, на основе имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Охарактеризуем три составляющие данного подхода (Приложение 1).

Первая составляющая - основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Искажение их смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой ориентации в педагогической деятельности.

К основным понятиям личностно-ориентированного подхода, на наш взгляд, можно отнести следующие:

индивидуальность - неповторимое своеобразие человека отличающее его от других индивидов;

личность - постоянно изменяющееся системное качество, характеризующее социальную сущность человека;

самоактуализированная личность - человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

самовыражение - процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

субъект - индивид или группа, обладающие осознанной творческой активностью и преобразующие окружающую действительность;

субъектность - качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

Я-концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

выбор - осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

педагогическая поддержка - деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением (О.С. Газман, Т.В. Фролова).

Вторая составляющая - исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся - это принципы личностно-ориентированного подхода.

Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление воспитанников к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей. Педагог должен верить в возможности ребенка, стимулировать и поддерживать стремление воспитанников проявлять и развивать свои способности, обеспечивать успешное протекание процессов самопознания и саморазвития.

Принцип индивидуальности. Главная задача образовательного учреждения - это создание условий для формирования индивидуальности личности воспитанника и педагога. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член детского коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ. На учебных занятиях надо создавать условия, способствующие становлению и проявлению индивидуальности воспитанника, формированию у него индивидуального стиля познавательной деятельности.

Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в обществе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.

Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы воспитанник жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в социуме. Ребенок обладает возможностями в выборе освоения образовательных программ, темпа учебной деятельности, заданий на занятии и способов их выполнения.

Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности ребёнка и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о "сильных" сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином, виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции. Достижения и успехи должны стать главным криткрием анализа и результата образного процесса.

Принцип доверия и поддержки. Доверие и вера в ребенка, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка. Атмосфера доверия и поддержки раскрепощает воспитанников, содействует раскрытию их творческого потенциала, достижению максимально возможных результатов деятельности.

Третий компонент личностно-ориентированного подхода - это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

  • диалогичность;
  • деятельностно-творческий характер;
  • направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
  • предоставление воспитаннику необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения.

Большинство педагогов-исследователей склонно включать в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы фасилитации (повышение скорости и продуктивности деятельности индивида, вследствие воображаемого или реального присутствия другого человека) и педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации. Использование личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников невозможно без применения методов диагностики и самодиагностики. Создание ситуации успеха является важнейшим средством личностно-ориентированной педагогической деятельности.

Помните, что дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на раскрытие и использование субъективного опыта каждого воспитанника и помощь становлению личности путем организации познавательной деятельности.

Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, а образовательный процесс направлен на "зону ближайшего развития" воспитанника. Поэтому, важен учет возрастных и индивидуальных особенностей (Приложение 2). Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем больше ребенок верит своему педагогу, безоговорочно подчиняется его авторитету. Поэтому в младшем школьном и раннем подростковом возрасте легче воспитывать положительные привычки, приучать воспитанников к труду, дисциплине, поведению в обществе.

Старшие подростки понимают прямую постановку задач, они активны и инициативны. Эта активность и стремление к самостоятельности должны быть хорошо организованы педагогом.

Особого внимания требуют к себе "трудные" дети, отличающиеся девиантным поведением. В структуре личности "трудного" подростка наблюдаются отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к взрослым и сверстникам. Зная и учитывая специфику личностно-ориентированного подхода с "трудными" подростками, опытные педагоги применяют различные методы работы: переубеждение, переучивание, переключение, поощрение и наказание, самоисправление, "реконструкция характера" (Приложение 3).

Таким образом, обучение организуется на разных уровнях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также с учетом специфики образовательной программы на основе активности, самостоятельности, общения детей.

Мера эффективности личностно-ориентированных педагогических технологий зависит от того, в какой степени представлено в их целевом компоненты развитие человека, как учтены его индивидуально-психологические особенности, перспективы, объектное поведение и субъективное отношение к миру, людям, самому себе.

Отличительные особенности традиционной и личностно ориентированной систем методической работы представлены таблицей в Приложении 4.

Из таблицы видно, что основными особенностями технологии ЛОП являются:

  • содержание: построение индивидуальных гибких самообразовательных программ (траекторий индивидуального саморазвития) для каждого воспитанника;
  • методика: диалог в системе обучения, направленный на совместное конструирование программной деятельности по личностному развитию воспитанников с учетом:

1) мотивации деятельности;

2) индивидуальной избирательности к содержанию, формам работы;

3) готовности к саморазвитию.

Таким образом, личностно-ориентированный подход - это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий индивидуальный подход к ребенку, как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления.

Знание - сокровищница,
но ключ к ней практика.
В.Г. Белинский.

3. Практическая часть.

а) работа в группах.

Всем участникам семинара предлагается разделиться на 2 группы. Каждой группе выдается карточка с заданиями (Приложение 5).

б) выступление представителя от рабочей группы.

в) знакомство педагогов с литературой по теме семинара.

  • Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1999;
  • Егорычева И.Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики // Мир психологии. - М., 1999, №1;
  • Косюк Л.П. Центральная фигура - ученик как личность // Директор школы. 1995, №5;
  • Кэмбелл Р. Как на самом деле любить ребенка. - М., 1997;
  • Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития. - М., 1998;
  • Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2007. - 91с;
  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998;
  • Якиманская И.С. личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996; изд.2-е 2000;
  • Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся // Вопросы психологии. 1999, №3;
  • Якиманская И.С., Якунина О.С. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология.

4. Рефлексия.

Каждому педагогическому работнику - участнику семинара - выдаются оценочный лист и анкета для заполнения (Приложение 6).

Приложения 1-6.