Решение задач по теме "Архимедова сила". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цели урока:

  • продолжить формирование естественно-научных представлений по изучаемой теме;
  • научить решать комбинированные задачи, находить ключевые задачи, решать задачи в общем виде, из одной задачи получать другие (несколько задач);
  • создать условия для формирования познавательного интереса, активности;
  • развивать умения анализировать задачи, переносить рассуждения с одной задачи на решение другой, составлять условие задачи, аналогичную данной и обратную по условию, т.е. формировать функцию креативности;
  • научить составлять алгоритм решения задач;
  • способствовать формированию абстрактного мышления;
  • способствовать развитию конвергентного мышления;
  • формирование коммуникативного общения.

Оборудование:

  • интерактивный комплекс SMART Board Notebook;

на столе у каждого учащегося:

  • штатив с муфтой и крючком;
  • картофель на нити, камешек на нити;
  • измерительный цилиндр с водой;
  • стакан с водой (большой, прозрачный, разовая посуда);
  • стакан с маслом;
  • динамометр;
  • прозрачная чашечка для картофеля и камешка;
  • салфетка.

Метод ведения урока: Беседа с применением фронтального эксперимента и использованием интерактивного комплекса SMART Board Notebook.

Эпиграф урока:

“Учить новое, повторяя, и

повторять, изучая новое…”

В. П. Вахтеров

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Проверка знаний, их актуализация (методом фронтального опроса).
  3. Решение экспериментальных задач.
  4. Решение расчетных задач методом варьирования, используя “ключевые” задачи.
  5. Рефлексия.
  6. Домашнее задание: Л. № 624, 648, 649, 652.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Мы с вами изучили теорию Архимедовой силы. Решаем типовые (простые) задачи, экспериментальные задачи. Чаще в физике встречаются сложные задачи, т. е. комбинированные, имеющие большое практическое значение. Давайте приведем в систему наши знания, чтобы решать задачи с новым практическим содержанием. Вспомним формулы через маленькие задачи (ключики), которые показаны на доске и у вас на листочках.

Ученики отвечают формулы, записанные на интерактивной доске (см. Приложение 1, слайд 2)

Учитель: На какой из опущенных в воду стальных шаров действует наибольшая FA Почему? (см. Приложение 1, слайд 3)

Уученик: Наибольшая выталкивающая сила действует на 2 шар, т.к. чем больше V погруженной части тела, тем больше FА

Учитель: Какая это зависимость?

Ученик: Такая зависимость называется прямая пропорциональная.

Учитель: Одинакового объема тела — стеклянное (1) и стальное (2) — опущены в воду. Одинаковые ли выталкивающие силы действуют на них? Почему? (см. Приложение 2, слайд 4)

Ученик: FА одинаковая, т.к. выталкивающая сила не зависит от платности тела, а зависит от V п.ч.т., а объемы этих тел равны (Vстекла = Vстали.)

Учитель: Как измениться величина FА, если 1тело погрузить глубже?

Ученик: FА не изменится, т.к. не зависит (от глубины погружения) высоты столба жидкости.

Учитель: Подвешенные к коромыслу весов одинаковые железные шарики опустили в жидкость. Нарушится ли равновесие? Почему? (см. Приложение 2, слайд 5)

Ученик: FА прямопропорционально зависит от плотности жидкости куда погрузили тело, т.к. плотность воды больше плотности масла, то на 2 шар действует большая выталкивающая сила. Равновесие весов нарушится (1 тело погрузится).

Учитель: По рисунку определить:

1) Что показывает динамометр?

(см. Приложение 2, слайд 6)

Ученик: Динамометр измеряет вес тела. В данном случае вес тела в воздухе Рв воз = 30 H

Учитель: 2) Какие силы действуют на тело?

(см. Приложение 2, слайд 6)

Ученик: на тело действуют две силы: Fт и Fупр

Учитель: 3) Чему равна масса тела (m)?

Ученик: по формуле (4) Fт =gm (см. Приложение 1, слайд 2), т.к. численно Fт = P, то

m = P/g = 3 кг. (Ученик пишет на интерактивной доске красным маркером)

Учитель: по рисунку определить:

1) Что показывает динамометр в случае а)? б)?

(см. Приложение 3, слайд 7)

Ученик: выходит и пишет на интерактивной доске:

а) Pв воз = 30 H

б) Pв жид = 20 H

Учитель: 2) Какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость (б) ?

(см. Приложение 3, слайд 7)

Ученик: на тело (б) действуют три силы:

вверх – FА и Fн, а вниз – Fт (рисует на интерактивной доске по готовому  рисунку).

Учитель: 3) Чему равна FА?

(см. Приложение 3, слайд 7)

Ученик: по формуле (6) FА = Pв воз – Pв жид

(см. Приложение 1, слайд 2)

FА = 30 H – 20 H = 10 H (пишет на интерактивной доске)

Учитель: Решим зкспериментальную задачу № 1:

“Определить V картофеля, если есть стакан с водой, динамометр, картофель” (см. Приложение 3, слайд 8)

Какими знаниями воспользуемся для решения данной задачи?

Ученик: Необходимо с помощью динамометра найти вес картофеля в воздухе, а затем   опустить его в стакан с водой. Найти вес картофеля в воде?

Учитель: Какие ключики помогут Вам в решении данной задачи?

Ученик: Применяем формулы (ключики) (6) и (1) (см. Приложение 1, слайд 2)

Учитель: Работаем парами. Запишите в тетрадях краткое условие задачи и ее основные  ключики.

Ученики Выполняют эксперимент, оформляют решение в тетради, объясняя задачу.

Сверяют правильное решение с интерактивной доской. (См. Приложение 3, слайд 9)

Учитель: Молодцы! Применяем метод варьирования для решения задачи № 2.

“Определить плотность картофеля по данным задачи № 1”

Какие ключики здесь необходимы?

Ученик: добавим ключик (2) и (4)  (см. Приложение 1, слайд 2)

Учитель: запишите краткое условие и все ключики необходимые для решения задачи № 2

Ученики Самостоятельно решают в тетрадях задачу, обсуждают решение в парах.

Сверяют правильное решение с интерактивной доской, которое поэтапно  высвечивается на экране.

(см. Приложение 4, слайд 10)

Учитель: Умнички! Продолжаем решение задач. Задача № 3 “ Подъемный кран на Волге строит стелу для моста. Трос выдерживает нагрузку в 10 кH. Выдержит ли трос  бетонный блок массой 1,2 т ?” (см. Приложение 4, слайд 11)

Запишем краткое условие задачи. Какие ключики помогут Вам в данном  случае?

Ученик: Необходимы формулы (1), (2), (3) и (5) (см. Приложение 1, слайд 2)

Учитель: Какие силы действуют на бетонную плиту в воде?

Ученик: На плиту в воде действуют три силы:вверх – сила натяжения троса и выталкивающая сила, а вниз – сила тяжести   плиты. (рисуют на интерактивной доске маркером)

(см. Приложение 4, слайд 11)

Учитель: При каком условии трос выдержит нагрузку?

Ученик: Необходимо, чтобы Fн троса должна быть меньше или равна максимальной нагрузке в 10 кH.

Учитель: Запишите в тетрадях основные этапы решения данной комбинированной  задачи.

Ученики: Обсуждают решение в парах. Решение сверяют с интерактивной доской, на  которой учитель поэтапно показывает правильное решение.

(см. Приложение 4, слайд 12)

Учитель: Очень хорошо! Молодцы!

Предложите свой алгоритм решения комбинированных задач по теме:  “Архимедова сила ”

Ученики: Обмениваются мнениями в парах, обсуждают и получают алгоритм решения. (См. Приложение 5, слайд 14)

Учитель: Назвать основные выводы по уроку?

Ученик 1: (см. Приложение 5, слайд 15)

Ученик 2: (см. Приложение 6, слайд 16)

Ученик 3: (см. Приложение 6, слайд 17)

Учитель: Подведите итог работы по плану:

  1. Мне больше всего запомнилось….
  2. Я хотел бы изменить, добавить….

Ученики: Анализируют свою деятельность на уроке (отвечают желающие или все по  цепочке)

Учитель: Домашнее задание Л. № 624, 625, 649, 652.

Спасибо за урок! Вы у меня самые лучшие дети на нашей планете!

Презентация

Приложения