Письмо строчной буквы "р"

Разделы: Начальная школа


Цели урока. Познакомить детей с графическим написанием строчной буквы р. Разобрать все виды соединений с этой буквой. Упражнять в письме слов и предложений, повторить правила оформления предложения на письме. Развивать графические навыки, глазомер учащихся, их внимание, память, сосредоточенность, логическое мышление. Обогащать словарный запас. Закреплять навык звукового анализа слов. Воспитывать интерес и любовь к родному языку, аккуратность, трудолюбие, усидчивость.

Оборудование. Пропись №2, демонстрационная таблица с буквами Р, р, Р, р; карточки – элементы букв, карточка со слогами, изографом, карточки – фишки для звукового анализа, альбом обратной связи “Фантазия”, кроссворд со звуковыми схемами слов, иллюстрации – рак, рысь, курица, крот, кролик, карточки с лицами человечков (грустным и весёлым) для каждого ученика.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Добрый день! Сегодня у нас не совсем обычный урок. В гостях у нас учителя нашей школы. Они хотят увидеть, чему вы научились на уроках русского языка. Давайте поздороваемся с ними. (Дети, поворачиваются к гостям и приветствуют их. Затем садятся за парты и проговаривают…)

Ноги на пол мы поставим,
Спинки все мы разогнём,
Локотки на стол поставим,
Домик к носу подведем.
Руку левую на стол,
Сверху правую кладём.

2. Актуализация знаний учащихся и постановка учебной задачи.

– Отгадайте загадку.

Под водой усач живёт,
Носит ножницы в руках,
Ходит задом наперёд
На восьми кривых ногах.
Там, где тишь да полумрак,
Не спеша, гуляет…!

(Рак).

(На доску вывешивается иллюстрация рака).

– Ребята, что вам известно об этом животном?

(Ответы детей.)

– Рак имеет огромные цепкие клешни, одет в кольчугу (показ на иллюстрации), но, тем не менее, очень мирное создание: поедает личинок комаров, улиток, ест растения, подбирает мертвых животных и тем самым выполняет роль санитара в реке. Раки обитают в водоёмах на глубине от полуметра до 3 метров. Предпочитает каменистое дно, где лежат валуны, затонувшие коряги, где в обрывах есть подмытые корни деревьев. Рак роет норку около 20 сантиметров или находит убежище под корягами, сидит в нем весь день, никого к себе не подпускает и лишь поздним вечером выходит на кормёжку.

– Предлагаю составить звуковую схему слова рак.

(Один ученик работает на доске, используя звуковые фишки, остальные составляют схемы на столах).

– Выделите и произнесите первый звук этого слова.

[p]

– Расскажите о нём.

– Какой буквой на письме обозначается звук [p]?

– А какой ещё звук обозначает буква эр? Какой он?

[p’] Согласный, звонкий, мягкий.

– Сегодня на уроке буква Р именинница. Но у нас так много людей, что буква Р застеснялась и спряталась среди своих подружек – букв. Давайте её попробуем отыскать.

(На доске карточка с изографом. Ребёнок выходит к доске и показывает букву Р).

– Это печатная буква. Где мы её можем встретить? (В книгах, на вывесках…)

– А мы должны научиться писать строчную рукописную букву Р. Соединять её с другими буквами, писать слоги и слова.

3. Санитарно-гигиенические правила письма.

Повторение правил посадки, положения тетради, руки и ручки при письме. Исправление нарушений.

4. Разминка. Пальчиковая гимнастика.

Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.

  • Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев мизинца. Проделать то же левой рукой.
  • Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочерёдно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.
  • Пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

5. Работа над новым материалом.

а) Рассматривание образца письменной буквы.

На доске демонстрационная карточка с буквами “Р,р”.

– Рассмотрите строчную букву “эр”.

– Из скольких элементов состоит буква “эр”?

– Назовите первый элемент. (Длинная прямая наклонная линия).

– Назовите второй элемент. (Наклонная прямая с закруглением вверху и внизу).

– Найдите их среди элементов, данных на доске, и сконструируйте из них нашу именинницу.

(На доске находятся элементы букв. Выходит ученик, находит элементы и составляет букву).

б) Показ учителем образца написания буквы на доске.

Откройте прописи с. 8. Рассмотрите букву “эр” вверху на середине страницы.

– Ребята, на что указывает точка? (Начало движения руки).

– На что указывают стрелочки? (Направление движения руки).

– Итак, “Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по длинной прямой наклонной линии вниз до середины нерабочей строки, снимаем ручку, ставим на 1/3 сверху, бугорком уходим вправо – вверх, коснувшись верхней линеечки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем поворот на месте и поднимаемся по крючку до середины”.

Письмо в воздухе с проговариванием.

Письмо в альбомах “Фантазия”. (Исправление ошибок).

Письмо в прописи по бледному шрифту.

Самостоятельное письмо строчной буквы р.

в) Письмо буквосочетаний. Разбор всех приёмов соединений с последующими буквами.

Давайте нашу именинницу подружим с гласными буквами.

Р – протянула руку букве А – получилось РА,

(Дети находят слог в прописи. Показываю на доске написание этого слога, обращая внимание на способ соединения. Запись детьми слога в прописи по бледному шрифту, самостоятельно на свободной строке).

А потом и букве У – получилось РУ

Подружилась с буквой И – получилось РИ,

И с буквой о – получилось ОР.

Физкультминутка “Мы писали, мы писали…”

г) Письмо слов.

– Ребята, на следующей строке записаны слова с новой буквой. Прочитаем их.

ра (на) ра (ма) Ири (на)

– Кто догадался, какое задание нам нужно выполнить? (Надо дописать слова, заменяя слог, записанный печатными буквами, рукописными).

(К доске выходит ученик и дописывает слог рукописными буквами).

– Почему последнее слово написано с заглавной буквы?

– Разделим слова на слоги, выделим ударный слог, обозначим безударную гласную.

д) Работа над предложением.

о н у р

Лиса рыла …

– Рассмотрите иллюстрацию.

– Кто на ней изображен? (Лиса.)

– Прочитаем о ней предложение.

– Понятен вам его смысл? (Нет). Почему? (Не хватает слова)

– Попробуйте составить его из данных букв, опираясь на схему.

– Какое же предложение у вас получилось?

Лиса рыла нору

– Сколько слов в предложении?

– Прочитайте первое слово.

– С какой буквы оно написано? Почему?

– Прочитайте второе слово, третье.

– Что надо поставить в конце предложения?

– Запишите предложение по бледному шрифту, самостоятельно написав последнее слово. (Один ученик дописывает предложение на доске).

Гимнастика для глаз

  • Часто поморгайте несколько раз. Закройте глаза и спокойно сосчитайте до 5. Повторить упражнение 2раза.
  • Крепко зажмурьте глаза, сосчитайте до 3. Затем откройте глаза и посмотрите вдаль, сосчитайте до 5. Повторить2раза.
  • Двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем – вправо, затем – вверх и вниз. Повторить 2 раза.
  • “Письмо носом”. Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите букву эр в воздухе. Глаза мягко прикрыты.

е) Составление звуковых домиков.

– Посмотрите, кто пришёл к нашей имениннице. Назовите (На доске иллюстрации рыси, кролика, крота, курицы и звуковые схемы к этим словам.)

– А почему именно эти животные. Кто догадался? (В названии этих животных есть звуки [p], [p’], которые обозначаются на письме буквой “эр”).

– Составим звуковые домики этих слов. (Один ученик у доски, остальные в прописи).

6. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Какие звуки она обозначает?

7. Рефлексия.

– Что вам больше всего понравилось на уроке?

– Что было особенно интересно?

– А что было трудно?

– Оцените свою работу на уроке. Если вы работали на уроке с желанием, были уверенны в себе, вам было интересно и в ваших прописях чистота и порядок, то поднимите карточку с лицом весёлого человечка.

– Если вы работали без желания, вам было скучно на уроке, то выберите карточку с лицом грустного человечка.

– Я рада, что большинству из вас понравилось на уроке, и вы остались довольны своей работой.