Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1. Образовательные: а) обобщить и систематизировать знания учащихся о склоняемых частях речи, их морфологических признаках; б) установить глубину и прочность усвоения пройденного материала учащимися;

2. Воспитательные: а) воспитывать толерантность – терпимость к чужому мнению; внимательное, доброжелательное отношение к ответам других детей; б) воспитывать любовь и уважение к родному языку;

3. Развивающие: а) развивать практические умения: работать по алгоритму в группах; б) развивать орфографическую зоркость, словесно– логическое мышление; в) развивать творческие способности детей (воображение, наблюдательность, память).

Оборудование:

  1. Учебник “Русский язык”4 класс. Л. Я. Желтовская.
  2. Карточки.
  3. Компьютеры.
  4. Презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

  1. Раскрытие ситуации. На наш класс пришло заказное письмо. Мы срочно должны его получить. Для этого нам надо совершить путешествие, в пути решить много задач и попасть в школу Грамотея. Готовы в дорогу? Тогда в путь. Давайте вспомним, что необходимо взять в дорогу? (Багаж знаний, выбрать транспорт, маршрутный лист, внимание, трудолюбие, активность).
  2. Проблема. Как доехать до школы Грамотея и получить письмо?
  3. Разработка маршрута (в маршрутном листе дети отмечают своё настроение). Слайд 1.

III. Исследование девиза путешествия: “Грамотную речь приятно слушать”.

– К какому литературному жанру относится эта запись? (Пословица). – Исследуйте эту пословицу, установите её смысл. Назовите орфограммы. Запишите пословицу, укажите части речи. – Угадайте, на каком виде транспорта мы отправимся в путешествие?

IV. Словарная работа.

– Сейчас мы проведём словарную работу. Я диктую вам слово, а вы рисуете ассоциацию (Билет, вокзал, вагон, багаж, дорога, перрон, кассир). – Что объединяет эти слова? Докажите. – Назовите лишнее слово. Почему? – На каком виде транспорта мы отправимся в путешествие? (Поезд). – Отметьте в маршрутном листе словарную работу. – Итак, отправляемся в путешествие. Слайд 2. – Как называются наши вагончики? (Имя существительное, имя прилагательное, местоимение). – По какому признаку мы объединили эти части речи? – Какую цель мы будем преследовать в путешествии?

V. Работа по теме. 1 остановка “Город Существительное”. Слайд 3.

1) Тест по теме “Имя существительное”. Обведи кружочком правильный ответ. Что такое имя существительное:

1. Член предложения.
2. Часть речи.
3. Часть слова.

Что обозначает имя существительное:

1. Предмет.
2. Признак предмета.
3. Действие предмета.

Имя существительное изменяется по:

1. Числам.
2. Родам.
3. Падежам.
4. Временам.

Зачеркни лишнее слово:

2скл. Гвоздь, озеро, книга.
1скл. Ручка, земля, солнце.
3скл. Тень, конь, дочь. Слайд 4.

2) Копилка знаний. Слайд 5.

3) Учебник с. 85, упр. 1.

4) Взаимопроверка.

5) Отметка в маршрутном листе.

VI. Минутка здоровья. Слайд 6.

VII. 2 остановка “Село Прилагательное”.

1) Загадка “Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь”.
(Им. прилаг.) Слайд 7.

2) Работа в парах: сочинить мини-сказку (описать село).

3) Копилка знаний. Слайд 8.

4) Вопрос Мудрой Совы. Слайд 9.

5) Работа по группам: 1 группа – на компьютере;

2,3 группы – по карточкам “Узнай героя”.

2 группа. На стар… болот.. В лягушачь… кож… С мудр…. совет.. В прекрасн… царевну. 3 группа. Хрустальн… туфельку. На сказочн… балу. У королевск… дворца. От добр.. феи. Слайд 10.

6) Отметка в маршрутном листе.

VIII. 3 остановка “Царство Местоимение”.

  1. Правило.
  2. Работа по карточкам. Вставь пропущенные местоимения. Отпустил …… рыбку золотую и сказал … ласковое слово. На … старуха взглянула, лишь с очей прогнать … велела. “Не посмел …. взять с … выкуп, так пустил … в синее море”. Слайд 11.
  3. Отметка в маршрутном листе.

IX. 4 остановка “Школа Грамотея”. Чтение заказного письма.

X. Подведение итогов (по маршрутному листу). Рефлексия.

XI. Домашнее задание (по группам):

1 группа – сочинить сказку о городе Существительное; 2 группа – учебник с. 84 упр. 1; 3 группа – придумать эмблему школы Грамотея.

Используемая литература:

  1. Академия наук СССР. Институт русского языка “Словарь русского языка”в четырёх томах. М. “Русский язык”. 1987г.
  2. Услуги Интернета.
  3. В. В. Лайло. Русский язык. “Развитие памяти и повышение грамотности”. Пособие для учителя. М. Издательский дом “Дрофа”. 2000г.
  4. Н. Б. Троицкая. “Нестандартные уроки и творческие занятия”. Методическое пособие. М. Издательский дом “Дрофа”. 2003г.

Презентация