Интегрированный урок (русский язык + иностранный язык) "Перенос слов с удвоенными согласными"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с правилом переноса слов с двойными согласными.

Задачи:

Образовательные:

  • научить правильно переносить слова с двойными согласными;
  • познакомить с происхождением слов;

Развивающие:

  • продолжить работу по написанию и запоминанию слов с двойными согласными; способствовать развитию орфографической зоркости;
  • пополнить словарный запас учащихся;

Воспитательные: воспитывать аккуратность, прилежание.

Оборудование:

  1. интерактивная доска. Презентация урока
  2. кроссворд
  3. этимологический словарь, словарь иностранных слов
  4. учебник русский язык 3 класс часть 1» Полякова А. В.
  5. 2 лучика — желтый и красный ( для оценки своей работы на уроке).
  6. карточки лля самостоятельной работы.
  7. сигнальные карточки зеленая и красная (для самопроверки)
  8. смайлик

Ход урока

OPГ. MOMEHT.

Великий, могучий, свободный,
Надежды и силы родник,
Тебе посвящаем урок мы сегодня,
Родной наш, правдивый и гордый язык!

- Сегодня на уроке мы продолжим наблюдать за словами, за их написанием. Откроем для себя еще один секрет русского языка Но чтобы подобраться к этому секрету, надо выполнить несколько заданий.

Слайд № 2, приложение. — Что необычного вы видите на доске? (буквы англ. и фран. языков)

- А как вы думаете, почему такой девиз? (будем что- то изучать новое и у нас все получится)

- Да. Сегодня мы откроем секрет русского языка помогать нам будет веселый человечек — СМАЙЛИК

2. ПРОВЕРКА Д.З.

- С какой орфограммой мы познакомились на прошлом уроке? (двойные согласные)

Слайд № 3,4, приложение — Как проверить написание удвоенных согласных? (нельзя, их нужно запомнить)

- Когда в слове пишется удвоенный согласный7 (если согласный звук произносится долго, то пишем две согласные буквы)

3. ЧИСТОПИСАНИЕ

Слвйд №5, приложение. лл пп нн мм рр сс кк

- Запишите буквы-близнецы.

- Можно ли сказать, что это слоги? (нет, состоят из двух согласных, а в слоге должен быть гласный)

- Почему мы взяли их на чистописание? (новая орфограмма)

- Запишите 3 слова с любыми сочетаниями букв, подчеркните орфограмму. (1 мни)

4 ВОССТАНОВИ СЛОВА.

Слайд № 6, приложение.

СММ

ТНН

СФФКС

ПРРН

ХККЙ

БССЙН

- В словах потерялись гласные буквы. Мы с вами поработаем реставраторами, т.е. восстановим слова. (2 мин.)

- Какие слова получились? Проверим! Слайд № 7, приложение

- Чем они похожи? (есть удвоенные согласные)

- Как проверить написание этих слов? (в словаре — их надо запомнить)

- Подчеркните орфограммы.

5 СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

- Какой же секрет имеют двойные согласные? Если разгадаем кроссворд правильно, то в горизонтальном ряду и прочитаем этот секрет.

Слайд № 8, приложение. КРОССВОРД.

- Я читаю вам загадку, а вы должны отгадать их.

1) Небольшое количество учащихся, туристов (ГРУППА) слайд № 9, приложение

2) Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное Р содержит он
И называется . (ПЕРРОН) слайд № 10, приложение

3) Многим вам она знакома
В ней купаться можно дома.
Что же это за предмет?
Догадались или нет? (ВАННА) слайд № 11, приложение

4) В названии какого дня недели есть удвоенные согласные? (СУББОТА)

Слайд № 12, приложение

5) Денежная бумажная купюра США ( ДОЛЛАР) слайд № 13, приложение

6) Спортивный бег или гонки с препятствиями по пересеченной местности. (КРОСС)

Слайд № 14, приложение

7) Ах, какой огромный стол!
Для каких обедов он?
Нет, обедать здесь не станем;
Сетку туго мы натянем—
Скачет шарик там и тут.
Как игру эту зовут? (ТЕННИС) слайд № 15, приложение

8) С мамой в магазин ходили
Для занятий все купили.
За ластик, ручку, пасту
Заплатили деньги в ... (КАССУ) слайд № 16, приложение

9) Самая крупная человекообразная обезьяна. (ГОРИЛЛА) слайд №17, приложение

10) Художественное произведение в прозе. (PACCKA3) слайд № 18, приложение

11) Чтоб каждый телевизор
Работал без капризов,
На крыше непременно
Должна стоять . (АНТЕННА) слайд № 19, приложение

— Что получилось в горизонтальном строке? (ПЕРЕНОС ДВО1П1ЫХ СОГЛАСНЫХ) слайд № 20, приложение

Слайд № 21, приложение. ТЕМА УРОКА

- На уроке мы познакомимся с правилом переноса слов с двойными согласными и будем учиться правильно их переносить; продолжим работу по написанию слов с удвоенными согласными; познакомимся с происхождением слов, пополним словарный запас.

- Давайте вспомним правила переноса слов.

По щелчку: Слайд № 22, приложение

  • слова переносятся только по слогам
  • 1 букву нельзя оставлять и переносить на другую строку
  • слова из 1 слога не переносятся  

6. ПЕРЕНОС СЛОВ С ДВОЙНЫМИ СОГЛАСНЫМИ

— А как перенести слова с двойными согласными? Вернемся к словам, (слайд № 23, приложение) которые мы с вами восстанавливали и запишем для переноса. (2 мин)

- Проверим! Слайд № 24, приложение.

ТОН-НА

СУМ-МА

СУФ-ФИКС

ПЕР-РОН

ХОК-КЕЙ

БАС-СЕЙН

- Как же вы разделили слова с удвоенной согласной для переноса?

УЧЕБНИК С. 85 ПРАВИЛО.

- Прочитайте правило и ответьте на вопрос.

Слайд № 25, приложение. На доске слова:

МЕТАЛЛ

КЛАСС

КИЛОГРАММ

ЭКСПРЕСС

КРИСТАЛЛ

- Разделите эти слова с удвоенной согласной для переноса? (2 мин)

- Проверяем! Слайд № 26, приложение

(МЕ-ТАЛЛ КЛАСС КИ-ЛОГРАММ КИЛО-ГРАММ ЭКС- ПРЕССС КРИСТАЛЛ)

- А почему аы не разделили при переносе двойные согласные? (1 букву переносить нельзя)

- Значит, правило, которое прочитали в учебнике, мы не можем применять для этих слоаэ Почему? ( Двойные согласные на конце)

- Какой вывод мы сделаем? Как же переносить слова с двойной согласной? в слове, если они стоят в середине слова и если в конце слова?

Слайд № 27, приложение. по шелч«у

ПРАВИЛО

  • При переносе слов с двойной согласной в середине, 1 буква остается на одной строке, а другая переносится на другую;
  • если двойная согласная на конце слова. то при переносе они не разделяются.

7. ФИЗМИНУТКА Игра «Поймай слово»

А сейчас отдыхаем Я буду называть слова Если оно пишется с удвоенной согласной вы поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши 2 раза, а если пишется один согласный — то приседаем. Будьте внимательны.

Туманный, осенний, зелёный, кроссворд, килограмм, осиновый, классный, профессия, малиновый, программа, суффикс, телеграмма, длина, длинный.

8. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ

- А сейчас послушаем ребят, которые изучают французский язык.

(Выступления учащихся, изучающих французский язык)

1) А знаете ли вы, что слова с удвоенными согласными — это ИНОСТРАНЦЫ

Слайд № 28, приложение

Французское

Русское

Clssse

Класс

Profession

Профессия

Gruppe

Группа

Узнать о происхождении слов можно обратившись к специальному словарю, который так и называется «Словарь иностранных слов» (показать).

А этимологический словарь (показать) подскажет от какого слова образовалось, или с каким выражением оно связано.

(АЛЛЕЯ заимствовано в 18 веке из польского языка. где АЛЕЯ от французского АЛЛЕ, что значит — проход, дорога) — зачитать из словаря

2) У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с родиной. В результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова.

3) Есть еще один интересный факт — УДАРЕНИЕ во французских словах.

Практически во всех словах с двойными согласными, оно падает на последний слог. Но есть и исключения из правил.

Слайд № 29, приложение

МИЛЛИОН

 

БАССЕЙН

ШОССЕ

КРОССВОРД

ТОННА

- Запишите слова, поставьте ударение. Почему же в слове ТОННА ударение не на последнем слоге? (2 мин)

По-французски ТОННА звучит как ТОН. В русском языке к нему присоединилось окончание А ж. р. А само ударение осталось на прежнем месте.

9. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

1) ЛЕКСИКО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА. Фронтальная работа.

- Запишите предложения. (3 мин) (1 у доски)

В комнате много сора. Между друзьями вышла ссора.

- Назовите слова, сходные по звучанию.

- В чем их различие? (написание, лексич. значение)

- Объясните их значение (сор — мусор. ссора — разлад, разногласие)

2) НАЙДИ СЛОВА. Коллективная работа.

Слайд № 30, приложение. Найдите в таблице 9 слов с удвоенными согласными Запишите их в строчку, разделяя для переноса. (5 мин)

3)САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Слайд № 31, приложение - Вставьте, пропущенные согласные (3 мин). Подчеркните орфограммы. Работаем зеленой ручкой.

Плавать в ба.. ейне, липовая а . ея, те... нсный мяч, оси.. овый листок, шо...ейная дорога. осе ..нй денёк.

Слайд № 32, приложение. САМОПРОВЕРКА.

- А сейчас приготовили простые карандаши и проверили свои работы Возьмите сигнальные карточки и просигнальте свои результаты: зеленый — все правильно, красный — есть ошибки.

Плавать в бассейне, липовая аллея, теннисный мяч, осиновый листок, шоссейная дорога, осенний денек.

- Какое из словосочетаний «лишнее» и почему? (осиновый листок)

- Когда нужно писать в слове удвоенные согласные? (когда согласный произносится долго)

4) ДИКТАНТ «ПЛЮС, МИНУС»

Слово ты перенеси
«Плюс» поставить поспеши,
А не сможешь, так и знай,
«Минус» ставь и не зевай.

- Если удвоенные согласные переносятся, то ставим «+», а если не переносятся ставим « — »

ВАННА, ГАММА, КРОСС и КАССА

СУММА, ГРАММ, и ГРИПП, и МАССА.

Слайд № 33. ВЗАИМОПРОВЕРКА

+ + – + + – – +

5) РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.

УПР. 161. — Выпишите в алфавитном порядке и разделите для переноса.

6) КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТОК

- А сейчас проверим, как вы научились разделять для переноса слова с удвоенными согласными.

Слайд № 34, приложение

- Разделите слова с удвоенными согласными для переноса. (5 мин)

АЛЛЕЯ, КОЛОННА, КЛАСС, ТЕРРАСА, СУББОТА, ГРИПП, КАССА, ВАННА, КОЛЛЕКТИВ, ГРУППА. ТЕЛЕГРАММА

10. ИТОГ УРОКА

- Подведем итог урока.

1) Чему учились на уроке? (правильно писать и переносить слова с удвоенными согласными, познакомились с новыми словами)

2) Что нужно делать, чтобы правильно писать слова с удвоенными согласными? (нужно знать как они пишутся)

3) СКАЗКА «IIPO ДЕВОЧКУ АЛЛОЧКУ»

А сейчас я предлагаю послушать сказку о том, что может произойти, если не знать, как пишутся слова с двойными согласными.
Жила-была девочка Алла. Училась она в 3 классе.

Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила двойку.

Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущенно кричали:

- Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени.

И Алла разучилась писать свое имя.
Когда на уроке русского языка дети писали Алла, девочка не смогла этого сделать и заплакала.

- Почему ты плачешь? — спросила ее учительница.

- Я не знаю, как пишется мое имя.

Учительница с улыбкой посмотрела на третьеклассницу и сказала:

- Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это еще не поздно сделать. Выучи их, и твое имя вернется к тебе.

Девочка обрадовалась, выучила правило и с тех пор знает, как пишется ее имя, а заодно и такие слова, как:

ХОККЕЙ, ПРОГРАММА, КИЛОГРАММ, КОЛЛЕКТИВ, СУББОТА, ДРОЖЖИ, ЖУЖЖАТЬ, КОННЫЙ, ПОССОРИТЬ.

Давайте выучим эти слова и мы!

4) Правила переноса.

Слайд № 35, приложение. — Как правильно переносить слова с двойными согласными?

Слайд № 36, приложение

1) Если удвоенные согласные в середине слова, то при переносе .

2) Если удвоенные согласные на конце. то при переносе

11. РЕФЛЕКСИЯ.

- Ребята вам понравился наш урок?

- А какая работа понравилась больше?

- Сейчас мы оценим свою работу: наш СМАЙЛИК должен стать СОЛНЫШКОМ (2 мин)

Если вам все по теме урока понятно и нет вопросов — ЖЕЛТЫЙ лучик, а если остались какие — то вопросы по уроку- КРАСНЫЙ лучик.

- Посмотрите, какое лучистое солнышко у нас получилось

12. Д.3.

Слайд № 37, приложение. Упр. № 159, с. 85 правило.

- Откройте учебники, есть ли вопросы?

- Я же хочу сказать вам спасибо за хорошую работу на уроке.