Урок окружающего мира "Полезные ископаемые (уголь)". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: Формирование у детей представления об угле, его добыче и применении.

Задачи:

  • Дать представление об угле, как полезном ископаемом на основе практической работы.
  • Выявить места добычи каменного угля в Кузбассе.
  • Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
  • Познакомить с применением угля и его отходов в различных отраслях народного хозяйства.

Оборудование:

  • карта Кемеровской области, физическая карта России,
  • карта г. Полысаево, атласы,
  • образцы каменного угля, ящик с углем, молоточек, образцы угля с отпечатками растений,
  • слайды “Каменный уголь”,
  • компьютер, проектор, магнитофон.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Вступительная беседа.

- Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, что лежит в этом ящике.

(Звучит магнитофонная запись)

“Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечные долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придется находиться вечно.

Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в веселый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жилье, привожу в движенье машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров”.

- Что же лежит в этом ящике?

(ответы ребят)

- Рассмотрите уголь и дайте ему характеристику.

(Черного цвета, блестит, твердый, хрупкий, превращается в угольную пыль, тяжелее воды, горит).

- Почему уголь горит?

(Деревья поглощают солнечную энергию, затем отмирают, оказавшись в почве затвердевают и каменеют. Так образуется уголь. Когда он горит – выделяется солнечная энергия).

(Показ образцов окаменевших деревьев и угля с отпечатками растений)

- Каменный уголь – остатки очень больших растений, которые росли на земле очень давно, когда людей еще не было, а жили огромные животные – динозавры. Остатки растений накопили солнечную энергию, которая выделяется при горении.

Ученик:

“Листик солнца луч поймал,
Удержал, упаковал,
И отправил в кладовую,
Необычную, живую.
Долго лучики хранились
Вот и людям пригодились”.

- Как по-другому можно назвать каменный уголь?

(солнечным камнем)

- Люди узнали, что уголь горит приблизительно 250 лет назад. Но многие не знали, как его применять. Поэтому в Америке для рекламы жгли уголь в кострах на улице, а в некоторых городах углем устилали мостовые. Теперь без угля не обойтись.

- Как вы думаете, где применяют уголь или угольную смолу?

(ответы ребят)

III. Чтение текста в учебнике с. 50 - 51.

IV. Просмотр слайдов “Каменный уголь” через мультимедийный проектор. Использую кадры о применении каменного угля в народном хозяйстве.

- Что же можно изготовить из каменного угля?

(ответы ребят)

– Чтобы изготовить эти предметы, нужно большое количество угля.

- Как вы думаете, изменяется ли запас угля в недрах Земли?

(угля становится меньше)

- В какую же группу можно отнести каменный уголь?

(Ребята должны ответить, что уголь - невозобновляемые природные ресурсы).

- А к какой группе относится солнечная энергия?

(неисчерпаемые природные ресурсы)

V. Работа с картой и атласами.

- Найдите по физической карте России, где добывают каменный уголь?

- Месторождения полезных ископаемых, в частности угля, истощаются.

Ведь камень не растет вновь, как растение, и раз использованный камень не рождается на наших глазах.

Подсчеты геологов и минерологов показывают, что угля на всей Земле хватит при современной добыче лет на 70.

Человечество останется без природных богатств, если будет по-прежнему расхищать природу.

- Чем можно заменить каменный уголь?

(Солнечной энергией)

VI. Работа по карте Кемеровской области.

- Очень богата углем Кемеровская область, глее мы с вами живем.

- Как по-другому называют Кемеровскую область?

(Кузбасс)

- А кто знает, как расшифровывается “Кузбасс”?

(Кузнецкий угольный бассейн)

- Кузнецкий уголь был открыт тобольским казачьим сыном Михайлом Волковым в 1720 году близ Верхотомского острога.

С этого открытия и начинается история угольного Кузбасса.

Кузбассовцы не забыли о Михайле Волкове. Его именем названы один из угольных пластов Кемеровского рудника, улица Рудничного района г. Кемерово, одна из площадей г. Кемерово. На этой площади стоит памятник первооткрывателю Кузнецкого угля.

- Найдите по карте Кемеровской области города, где добывают каменный уголь.

(Работают 4 бригады по четырем картам).

Задание 1 бригаде: “В каких городах на севере области добывают уголь?”

Задание 2 бригаде: “В каких городах на востоке центральной части Кемеровской области добывают уголь?”

Задание 3 бригаде: “В каких городах на юге области добывают уголь?”

Задание 4 бригаде: “В каких городах на западе центральной части Кемеровской области добывают уголь?”

После проведенной работы бригадиры отчитываются.

VII. Работа по карте г. Полысаево.

- Посмотрите на карту г. Полысаево.

- Какие шахты расположены в черте города?

(ответы и показ)

VIII. Дифференцированная работа.

1 группа работает самостоятельно. 2 группа работает с учителем.
(Карты разделены на квадраты. Задание на доске.)

3 квадрата - на север

3 квадрата – на северо-запад

4 квадрата – на восток

2 квадрата – на северо-восток

6 квадратов – на запад

- К какой шахте мы пришли?

(ОАО “ш. Полысаевская”)

- В каком направлении от города находится:

а) ш. “Октябрьская”

б) ш. “Заречная”

в) ш. “Сибирская”

г) ОАО “Разрез Моховский”

д) ш. “Полысаевская”

IX. Работа с использованием материалов экскурсии на шахту “Полысаевская”

- Мы с вами были на экскурсии на ш. “Полысаевская”, но в шахту нас не пустили, т.к. это запрещается инструкцией.

- А кто из вас хочет побывать в шахте?

- Давайте совершим заочное путешествие в шахту.

X. Рассказ ученика с использованием таблицы “Разрез шахты”.

“Под вышкой глубокий и широкий колодец. По колодцу вверх – вниз снует лифт. Он везет шахтеров на работу и с работы. Всего за минуту кабина опускается на глубину нескольких сотен метров. Приехали - и вперед по подземному проспекту. Он называется - штрек.

От “угольного проспекта” отходят в сторону “угольные переулки” - лавы. В переулках тоже светло, но трамвайчики там не ходят. Вместо них для угля дорожки – самокатки.

Идешь вдоль по лаве, вдруг – стоп! – тупик! На пути встала сплошная угольная стена. Это забой. Здесь шахтеры из черной стены вырубают уголь комбайном.

Уголь черным потоком мчится по самоходным дорожкам в обратную сторону, к “подземному проспекту”, к “трамвайной остановке”

Тут он делает пересадку: на ходу с дорожки в вагонетки, - и едет до самого лифта. А в лифте поднимается на-гора.

- Ребята, отгадайте загадку:

“Какой из комбайнов никогда не видит солнышка?”

(угольный)

- Из шахты в лифте поднимаются минералы угля. Эти минералы часто спаяны с минералами пустых пород или с минералами рудных образований.

Необходимо отделить их друг от друга. Такой процесс разделения минералов выполняют на специальных обогатительных фабриках, расположенных поблизости от шахты.

Мы с вами побывали на обогатительной фабрике шахты “Полысаевская”. Давайте вспомним:

С чего начинается разделение угля от минералов других пород?

(1 – отмывка угля водой и магнетитом;

2 – просеивание;

3 – обогащение;

4 – отгрузка)

- А где еще кроме шахт добывают уголь?

(на разрезах)

- Что общего между шахтой и разрезом?

- Чем они отличаются?

(при добыче угля открытым способом видоизменяется окружающая природа)

XI. Словарная работа.

- Разрезы должны проводить рекультивацию, т.е. должны восстанавливать почву.

- Что вы можете предложить для восстановления почв?

(высадка деревьев, кустарников, т.д.)

- Прочитайте слова А.М.Горького:

“Человек должен устраивать свою землю так,   как он привык устраивать свой дом, свое жилье”

XII. Обобщение.

- Давайте поиграем в игру “Хорошо – плохо”

- Чем хорош уголь? - Чем плох уголь?
а) топливо

б) электричество

в) лекарства

г) краски

д) искусственные ткани

ж) бензин и т.д.

а) разрушается почва

б) не возобновляется

в) копоть

г) сажа

д) загрязняет атмосферу

и т.д.

XII. Рефлексия.

У вас у каждого на столе 2 шахтера (один – улыбается, а другой – хмурится). Выберите и покажите того, чье эмоциональное состояние вы испытали на уроке.

XIV. Домашнее задание.

  • Найти загадки про уголь.
  • Нарисовать схему, как используется каменный уголь.