План-конспект открытого урока по речевому развитию младших школьников со сложной структурой дефекта

Разделы: Начальная школа


“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий
и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране
немыслима без любви к своему языку”.
К.Г.Паустовский

1. Организационный момент.

Зал украшен шарами, вверху над нами бело-голубые облака. Звучит тихая музыка П.И. Чайковского “Времена года” - “Весна”.

Входят нарядные дети, приветствуют гостей.

Сели ровненько, красиво, выпрямили спинки.

Представьте себе любимую игрушку. Посмотрите на нее ласково. Улыбнитесь ей. Улыбнитесь друг другу, ведь все мы друзья и желаем друг другу добра. Возьмемся за руки, друзья, чтобы поделиться чувствами тепла и радости друг с другом. Шепнем на ушко своему соседу доброе слово, которое ты хочешь подарить лучшему другу (пожелание добра, радости, здоровья, улыбок, веселья и т.д.).

(Звучит музыка В. Шаинского “Улыбка”, все дети поют)

2. Дыхательная гимнастика.

А теперь, дети, я прочитаю вам ласковое стихотворение – загадку:

Шарик пушистый белеет в поле чистом.
Дунет ветерок – остался стебелек.
Как зовется этот шарик? (Ответы детей)

Представим себе, что перед нами такой пушистый шарик, а мы – ветерок. Подуем на пушинки: глубоко вдохнули, выдохнули. Дуем на воображаемые шарики, стараемся, чтобы пушинки отлетели как можно дальше. Повторяем три раза.

Какое сейчас время года? А месяц какой? (Ответы детей) Апрель второй месяц весны. Слово “Апрель” обозначает “теплый”, “солнечный”.

А какого цвета весна? А почему? (Ответы детей: потому что и земля и деревья из серых, мрачных, грустных превращаются в веселые, ярко зеленые, улыбчивые). Перед нами открываются великолепные весенние пейзажи с пробуждающейся природой. Полюбуйтесь, как улыбается нам природа, как улыбается нам весна яркой сочной зеленью травы уже расцвеченной знакомыми каждому из нас одуванчиками! (На интерактивной доске луг из одуванчиков)

Эти первые цветы похожи на брызги солнца, которые вдруг упали на наши столы, чтобы порадовать и согреть наши промерзшие за зиму сердца. (Каждому на стол ставится скромный букетик с одуванчиками). Дети, а чем пахнут одуванчики? (Они пахнут весной). Вдохнем запах весны и, закрыв глазки, послушаем ее голос, ее музыку. (Слушаем музыку “Голоса леса”).

3. Тема урока. Переносное значение слова

А теперь приступим к основной части нашего урока. Сегодня нам предстоит узнать, что слово может иметь прямое и переносное значение.

Чтобы справиться с этой задачей, мы попробуем стать на этом уроке художниками. Чем рисуют художники? (Красками). А мы будем с вами необычными художниками - кисти и краски нам заменят слова. Они станут нашим инструментом, а любым инструментом надо научиться пользоваться. Поэтому мы сначала посмотрим, как рисуют картинки художники слова – поэты, а потом попробуем рисовать сами.

Картинку первую нарисовал поэт В.Ладов (читает первый ребенок).

В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только желтые лучи
У него не горячи.

А вот вторая картинка: (читает второй ребенок).

Уронило солнце лучик золотой.
Вырос одуванчик первый, молодой.
У него чудесный золотистый цвет.
Он большого солнца маленький портрет!

Что это за солнышко на ножке? Как вы догадались? Перед нами (на доске) новый весенний пейзаж с изображением одуванчиков, усыпавших весь луг, залитый солнцем. Давайте сравним одуванчик и солнышко. Чем они похожи? Почему поэт назвал одуванчик солнышком? Сколько значений у слова “солнышко”? Дети на экранах мониторов пишут перечень сравнений по цвету, форме, размеру, наличию лучей: (желтый, золотой, как солнышко), (круглый, как солнышко). (Лепестков много – много и они расходятся в разные стороны, как лучи у солнышка, только желтые лучи у него не горячи). Делаем вывод, на что похож этот цветок? (На солнышко). Какой предмет просто похож на солнышко, покажите. Название солнышка перенесли на одуванчик, поэтому во втором случае слово употреблено в переносном значении. Одуванчик - словно солнышко, а не на самом деле. (Понарошки).

Как же появляется у слова переносное значение? Человек – художник внимательно наблюдает окружающий мир, присматривается к отдельным предметам, сравнивает их, замечает сходство и различия. На основе наблюдений название одного предмета переносится на другой, т. е. слово употребляется в переносном значении.

Где же используются слова в переносном значении? Такие слова используются, прежде всего, для сочинения загадок. На экранах мониторов перед вами тексты загадок. Вам предлагается в каждой загадке найти слово в переносном значении и объяснить, как оно помогло автору нарисовать картинку – загадку, чем слово в переносном значении похоже на то, с чем оно (слово) сравнивается (пишется перечень сравнений). Дети пишут отгадку на экране монитора. Дома вы нарисуете ее карандашами или красками.

Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый -
Кружевной и синий-синий!
Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни маленьких галчат.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем.

Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.

В домике этом красные двери
Рядом с дверями белые звери.
Любят зверюшки
Конфеты и плюшки.

А теперь прочитаем хором текст стихотворения – загадки Е.Серовой (на доске) и отгадаем, кто они – вестники весны?

Их видимо-невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал
Веселых, голубых?
Должно быть оторвали
От неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали
И сделали цветок.

Прочитаем хором текст стихотворения-загадки Е.Серовой (на доске). О каком цветке в нем говорится? Ответы детей – о подснежнике, о незабудке, о фиалке. Почему вы так решили? Что вам помогло определить, о каком цветке идет речь? Ответы детей: строчка “должно быть, оторвали от неба лоскуток”. А небо ведь голубое, значит и цветы голубые.

А теперь прочитаем две строчки - с восторгом, две - с удивлением, остальные загадочно. Интонационная выразительность поможет нам запомнить это сказочное стихотворение о празднике весны. Покажем свои чувства и эмоции мимикой.

Чтобы проникнуться ожиданиями встречи с весной, мы с помощью оригами выполним замечательный весенний букет, который отыщем на экскурсии на лугу, в парке, в саду.

Я думаю, мы готовы к путешествию?
Я вижу – погода тиха и ясна,
Скажите, ведь правда, что это весна?
Положительные ответы детей.

Звучит тихая музыка А. Вивальди “Весна”, слышно пение птиц.

С улыбками и хорошим настроением мы дарим гостям цветочные поделки, живые цветы и приглашаем их на встречу с весной, вручая вместе с цветами открытки – приглашения с весенними цветами и пейзажами. Начинается маленький концерт “Веснянка”, подготовленный детьми. (Дети в костюмах весны танцуют и поют).

Итог урока. Дорогие ребята, работа наша успешно завершена. Я благодарю вас за усердие, за проявленный интерес к знаниям по обогащению нашей речи, родного русского языка.

Язык – одно из самых удивительных орудий в руках человечества. Истинно культурным человеком может считать себя лишь тот, кто хорошо владеет родным языком, умеет грамотно говорить и писать, пользуется большим запасом слов. Сегодня мы стали на этот путь познания, и я желаю вам успехов. Это о нем – о великом и могучем русском языке писал М. Дудин:

Ты тверд и гибок, нежен и силен,
Ты – соловей на ветке бересклета.
Ты – сталь и пепел, колокол и лен,
Загадка тьмы и откровенье света.

Я желаю вам, говоря словами А.П.Чехова, испытывать радость от прикосновения к родникам русской культуры, которые будут сопровождать вас с юных лет до глубокой старости, которые напоят вас живительной влагой и великой силой мудрости.

Литература

1. Тарабаркина Т.И., Елкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. – Ярославль, изд. “Академия развития”, 1996.

2. Мали Л.Д., Арямова О.С. Речевое развитие младших школьников. - Пенза, 1995.

3. Нападовская В.Л. Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушенным зрением. – М., изд. Классик Стиль, 2003.