"Дружба – какое чудесное слово". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Классное руководство

Класс: 2


Цели классного часа:

  1. Развитие умения учащихся вести дискуссию.
  2. Формирование умения аргументировать свою точку зрения.
  3. Формирование нравственных качеств: умения дружить, беречь дружбу.

Форма проведения классного часа: рассуждение.

Оборудование:

  1. Карточки-буквы.
  2. Карточки-слова.
  3. Плакаты-правила.

Ход классного часа

Учитель: Ребята, на столах у вас лежат буквы. Попробуйте из данных букв составить слово.

(У каждой группы на столе лежат буквы – Р, Д, У, Б, А, Ж)

Учитель: Какое слово получилось?

Дети называют слово «дружба».

Учитель: Какое чудесное слово у вас получилось! Дружба! Наш классный час называется «Дружба – какое чудесное слово».

(Открывается запись на доске.)

Учитель: А как вы понимаете слово дружба?

(Ответы детей.)

Учитель: А вот послушайте, как поэт в воём стихотворении поясняет слово «дружба».

Ученик:

Что такое дружба? –
Спросила я у птицы.
Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
- Что такое дружба?
Это, когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила я у девочки
Дружба – что такое?
Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это, когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это, когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!

Учитель: Знаменитый ученый и писатель В.И.Даль в своем знаменитом словаре пишет о дружбе так: «Бескорыстная стойкая приязнь». На первом месте стоит бескорыстие. То есть ты дружишь не для того, чтобы он тебе хорошее сделал, не потому, что это выгодно тебе. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близок его внутренний мир, его взгляды и интересы. А каким бы вы хотели видеть друга?

Ответы детей, например: «Друг поможет в трудную минуту», «К другу идут с радостью», «Друг порадуется за успехи товарища» и т.д.

Учитель: Да. Можно сделать вывод, что от друга требуется одно – понимание. А вы умеете дружить? Давайте проверим.

(Учитель раздаёт конверты. Дети решают проблемные ситуации, описания которых находятся в конвертах.)

Задания 1 группе:

  1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы списать.
  2. Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получаешь ты.

Задания 2 группе:

  1. Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.
  2. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

Задания 3 группе:

  1. Твой друг получил плохие отметки за четверть и тебе запрещают с ним дружить.
  2. Твой друг просит ради него пойти на обман.

(Дети обсуждают ситуации в течение 5 минут и комментируют.)

Учитель: О дружбе сложено много пословиц и поговорок. Например: «Настоящие друзья не жалеют друг для друга ничего. Помогают друг другу». Сейчас каждая группа попробует восстановить пословицу по частям, объяснить, почему так говорят, и привести пример ситуаций.

1 группа: Один за всех и все за одного.

2 группа: Старый друг лучше новых двух.

3 группа: Новых друзей наживай, а старых не теряй.

(Дети выполняют задание: пословицы в конвертах разрезаны на отдельные слова.)

Учитель: О дружбе и друзьях написано много книг. Читая эти книги, вы приобретаете себе друзей в виде литературных героев. Давайте выясним, кто с кем дружит, кто кому нужен.

Группа 1:

Зеленый Крокодил Гена и … (Чебурашка).

Добрая Белоснежка и … (семь гномов).

Группа 2:

Добрый Малыш и … (Карлсон).

Забавный Винни-Пух и … (Пятачок).

Группа 3.

Доверчивый Буратино и … (Мальвина, Пьеро).

Забавные бурундучки Чип и… (Дейл).

Учитель: Послушайте стихотворение А.Барто «Требуется друг».

Ученик:

Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки,
А характер кроткий.

Я шепчу: - Дружи со мной…
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: - Но ты учти –
Ты во всем должна идти
Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной:
- Ты дружи со мной одной!
Есть разряд у Ильиной,
И спортивный свитер,
А девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Стану знаменита.

Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: - А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!
Говорят: - Молчала бы!
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг…
Напишу я объявленье:
Срочно требуется друг.

Учитель: Почему же с девочкой никто не хочет дружить? Выскажите свои мнения на этот счёт.

(Дети высказывают свои мнения. Ответы детей.)

Учитель: Умению дружить, общаться с людьми - нужно учиться с детства. Давайте составим правила настоящих друзей. Эти правила записаны на карточках, спрятанных в классе. Каждая группа собирает карточки своего цвета. А начало правил дружбы на доске.

(Дети собирают карточки, составляя правила).

На доске записано начало правил дружбы:

«Правила дружбы»

«Когда кому-то трудно жить,
Должны мы знать об этом».

Группа1:

У меня закон простой:
Побеждаю тех, кто злой!

Группа 2:

Кто же слабый, помогу, -
Я иначе не могу!

Группа 3:

Если грянет вдруг беда,
Друг поможет вам всегда.

Учитель: Если вы будете соблюдать эти правила, то и дружба будет крепкой. А теперь послушайте стихотворение А.Барто «Рукавички я забыла».

Ученик:

На бульваре – снежный бой.
Здесь и я, само собой!
Ой, что было!
Ой, что было!
Сколько было хохота!
Рукавички я забыла.
Вот что было плохо-то!
Попросила я Лели
Запасные варежки,
Говорит: - Смеётесь, что ли,
Надо мной, товарищи?
Берегу их три недели?!
Вдруг девчонка, лет восьми,
Говорит: - Возьми, возьми. –
И снимает варежку
С вышивкой по краешку.
- Буду левой бить пока! –
Мне кричит издалека.
Снежный бой! Снежный бой!
Здесь и я, само собой!
Все в атаку! Напролом!
Из снежков метелица…
Хорошо, когда теплом
Кто-нибудь поделится.

Учитель: Какие строки самые главные? Прочтем их ещё раз все вместе.

Плакат на доске: «Хорошо, когда теплом кто-нибудь поделится».

Учитель: О каком тепле говорится?

(Ответы детей.)

Учитель: Давайте пофантазируем. Что произойдет в классе, в школе, если все подружатся.

(Ответы детей.)

Учитель:

Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желание исполнится.

А теперь давайте встанем в круг, взявшись за руки, и споём песню М.Пляцковский «Настоящий друг»:

Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит, -
Вот что значит настоящий,
Верный друг!

Мы поссоримся и помиримся,
«Не разлей вода» - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь
Друг придет на помощь, -
Вот что значит настоящий друг!

Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то
В трудную минуту –
Вот что значит настоящий, верный друг!

Литература:

  1. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя. - М.: Глобус, 2002.
  2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. - М.: Вако, 2008.
  3. Максименко Н.А. Спутник классного руководителя. - Волгоград: Учитель, 2007.