Разработка системы заданий по тексту при изучении грамматики

Разделы: Русский язык


Работа с текстом является важнейшей составной частью процесса обучения языку.

Современный этап развития методики характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица.

Психолого-педагогические исследования показали, что именно формирование и совершенствование у школьников эффективных и рациональных приемов восприятия и понимания текстовой информации позволит решить проблему познавательной самостоятельности в процессе усвоения знаний.

Начиная с 5 класса, уже вводится понятие текста через его основные признаки: тематическое, смысловое, структурное и стилевое единство. Понятие о теме, об основной мысли, цели высказывания, о структурном единстве текста научит школьников оценивать текст с точки зрения этих его основных признаков.

Систематически проводимый анализ текста на уроке способствует:

  • более глубокому пониманию содержания, структуры, идеи текста и техники его создания;
  • скорости в понимании текста, то есть воспитанию высокой культуры слушания и чтения;
  • развитию логического мышления;
  • практическому освоению языка в различных условиях его применения, в том числе и анализа ученического текста, нуждающегося в редактировании.

Мы живем в мире текстов. Мы их читаем, слушаем, изучаем, создаем сами, когда говорим, пишем. Тексты – это наша речь. Необходимо научить ребенка постигать текст.

Формирование коммуникативной компетенции является обязательным требованием, выдвигаемым в принятых образовательных стандартах. Именно планомерная систематическая работа с текстом формирует грамотную, всесторонне развитую, творческую личность.

Психологи доказали, что показателем активности учащихся на уроках русского языка является их речевая деятельность (речь, письмо, чтение), связанная с мышлением.

Следовательно, главные усилия необходимо сосредоточить на формировании у учащихся интеллектуально-речевых умений, связанных с овладением приемами анализа и понимания текста. Обобщенное умение анализировать текст объединяет следующие группы умений:

  • умение анализировать содержание текста ( умение определять тему текста, отличать главное от второстепенного, видеть в тексте ключевые слова, определять основную мысль);
  • умение видеть логику рассуждения (умение видеть в тексте логические операции, осуществлять логические операции вслед за автором);
  • умение видеть связь содержания со строением текста (умение выделять в тексте смысловые части, составлять план текста, объяснять связь частей текста и их последовательность);
  • умение анализировать язык произведения (умение видеть непонятные слова и устанавливать их значение, пользуясь дополнительной литературой, выделять языковые средства, важные для понимания текста, определять стиль и тип текста).

Правильно выстроенная учителем работа с текстом на уроках русского языка будет способствовать формированию вышеперечисленных умений.

В школьной программе в достаточно стройной логической системе даются теоретические сведения о строении и функциях текста. Теоретическая подготовка должна быть подкреплена практическими навыками работы с текстом. Для организации работы с текстом на уроке учителю недостаточно использовать только материал учебника. Учебник не всегда обеспечивает разнообразие приемов работы с текстом, их постепенное усложнение. Опыт показывает, что однообразие заданий (типа «прочитайте текст выразительно»; «перескажите»; «ответьте на вопросы»), их ежедневная повторяемость снижает интерес учащихся к работе с текстом. Работая с учебником, учитель может несколько изменить задание, дополнить, придав ему творческий характер.

Красота и богатство русского языка раскрываются в процессе повседневной и кропотливой работы на каждом уроке. Неисчерпаемые возможности в этом плане дает каждый раздел школьного курса, каждая тема и даже каждый текст, анализируемый на уроке. Работа со связным текстом не ограничивает учителя в выборе форм и методов работы на уроке. Творческая, исследовательская работа с текстом на уроке может включать самые разнообразные задания:

  • подготовьтесь к выразительному чтению текста;
  • определите тему, основную мысль текста, выпишите ключевые слова;
  • озаглавьте текст, объясните смысл названия;
  • определите стиль текста, докажите свое мнение;
  • докажите, что перед вами текст (роль первого и последнего предложения);
  • определите, каким типом речи является данный текст;
  • назовите средства связи между предложениями, определите способ связи;
  • объясните, пользуясь словарями, значение непонятных или выделенных слов;
  • подберите к выделенным словам синонимы (антонимы);
  • найдите в тексте синонимы (антонимы), слова в переносном значении;
  • составьте план текста, подготовьтесь к его пересказу (устному или письменному);
  • проанализируйте орфографию и пунктуацию текста.

Эти вопросы и задания примерные и могут быть изменены или дополнены учителем в зависимости от особенностей текста, также целей и задач, поставленных учителем на уроке при изучении конкретной темы.

Элементы комплексного анализа текста можно использовать на различных видах уроков русского языка.

Различные приемы работы с текстом находят широкое применение при изучении традиционных тем по русскому языку.

Цель данной работы – проиллюстрировать возможность изучения грамматической темы, используя элементы анализа текста.

Обращение к связному тексту позволяет продемонстрировать грамматический факт в его функционировании, роль того или иного грамматического явления в речи, его смысловую специфику и выразительные возможности.

В данной работе приводим пример урока по объяснению нового материала в 6 классе основной общеобразовательной школы.

Тема урока: «Грамматическое значение имени прилагательного». (1 час).

Цели урока:

  1. Выявить общее грамматическое значение имени прилагательного как части речи.
  2. Помочь учащимся осознать различие между лексическим значением прилагательного и его общим грамматическим значением.
  3. Совершенствовать навык анализа связного текста, подвести учащихся к пониманию того, что текст не просто совокупность, сумма предложений, а целостное сложное образование, тематически и функционально законченное.
  4. Развивать умение пользоваться приемом сопоставления при анализе языкового материала.
  5. Научить способности видеть новую проблему в знакомой ситуации.
  6. Совершенствовать умение рационально использовать дополнительные материалы, наглядные пособия.
  7. Формирование нравственных, эстетических норм отношения к миру природы.

Ход урока

1. Слово учителя.

Мы продолжаем работу над широкой темой «Имя прилагательное», сегодня мы вновь будем говорить о словах со значением «признак предмета». В этой работе нам поможет рассказ Николая Ивановича Сладкова.

Н. И. Сладков – автор многих книг о природе. Он поворачивает человека лицом к ней, призывает не просто любоваться красотой лесов, гор, полей, а хранить, ценить и беречь их. С детства Сладков интересовался природой, был членом кружка юных натуралистов, которым руководил знаменитый Виталий Бианки. Сладков усвоил его уроки, но выбрал свой путь в литературе. Он показывает читателю тайны природы, открывает двери в ее укромные уголки. И мы из читателей превращаемся в участников удивительных событий и необычных встреч.

2. Чтение рассказа учителем.

Чтение рассказа учителем необходимо, так как в тексте встретятся незнакомые детям слова, произнесение которых может быть для шестиклассников затруднительным. При чтении текста учитель поможет найти верную интонацию, логические ударения, паузы.

На столах у вас текст одного из красивейших рассказов Николая Ивановича Сладкова.

Раннее утро на отмели у реки. Перед восходом над горизонтом висело большое, длинное, лиловое облако с огненным ободком. Разгорелась заря: красная, ветреная, тревожная. Потом вплыло нестерпимо красное солнце и все вокруг: землю и небо – окрасило в красный цвет. И сразу гнусаво и громко закричали в тростниковых зарослях фазаны, и раздались птичьи голоса.

Стою под развесистой ивой с красными листьями. Над головой пронеслись утки с красными брюшками. На песчаной косе дремлют розовые цапли. Над тростниками пролетают сороки – черные с розовым. Через реку летит огромная стая черных грачей с красными от зари носами. Промельтешил гурток багряных стрепетов. И я записал об этом на порозовевшем листке блокнота.

Красная река текла в розовых берегах. Из воды прыгали черные рыбки, а их хватали против солнца чайки.

Потом все стало желтеть, тускнеть, и вот стало привычным, обыкновенным. Стоило проспать это утро, и я бы никогда не узнал, что вода может быть красной, а чайки – черными.

3. Беседа по вопросам:

- Понравился ли вам рассказ?

- Лексическое значение каких слов, по вашему мнению, требует объяснения?

(Ребята находят непонятные слова: гурток, стрепеты, промельтешил).

- К какому словарю следует обратиться за помощью при объяснении лексического значения слов? (К толковому словарю).

В толковом словаре под редакцией С. И. Ожегова находим толкование неизвестных слов.

Гурток – гурт – большая группа животных, перегоняемых с одного места на другое (гурт коров, овец, гусей и т.д.)

Стрепет – степная птица семейства дроф.

Промельтешил – промельтешить (от мельтешить) – надоедливо мелькать перед глазами, виднеться.

- Какие картины можно представить, слушая этот рассказ?

- В какой форме – монологической или диалогической – написан рассказ? (Монолог)

- Какова тема этого текста? (Утро на реке).

- Какова основная мысль этого текста? (Автор хочет показать, как необычно может выглядеть ранним утром привычный пейзаж).

- Как можно озаглавить этот рассказ? (Учащиеся предлагают название – «Необыкновенное утро»).

4. Орфографическая работа.

Учитель предлагает найти в тексте орфограммы, назвать их опознавательные признаки, виды орфограмм и условия выбора написания. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

Образец записи в тетради: непроизносимый согласный в корне слова: солнце, тростниковых.

5. Стилистический анализ текста. Беседа по вопросам.

- Мы знаем, что первое и последнее предложения очень важны для понимания текста.

Прочитайте первое предложение. Почему оно очень важно?

Раннее утро на отмели у реки. – Это экспозиция, которая сообщает о месте и времени.

Прочитайте последнее предложение. Какова его роль в тексте?

Стоило проспать это утро, и я бы никогда не узнал, что вода может быть красной, а чайки – черными. – Оно выражает авторскую позицию.

- Какие микротемы можно выделить в этом рассказе?

Составьте план текста. (Ребята записывают план в тетрадь).

  • Начало зари.
  • Птицы на заре.
  • Все стало обычным.
  • Утро было необыкновенным.

- Что же объединяет эти микротемы?

(Они последовательно ведут к исполнению авторского замысла и связаны между собой по смыслу. Они являются частями одной большой темы).

- В каком стиле написан текст? Аргументируйте свой вывод.

(Это художественный текст, так как основная цель автора – вызвать у читателя сопереживание, увлечь его своими впечатлениями. В тексте используются средства речевой выразительности).

- Почему автор так часто повторяет слово красный? Он не может подобрать синонимы? Ведь у слова красный их очень много. Давайте обратимся к словарю синонимов.

(Учащиеся находят в словаре синонимов словарную статью с заголовочным словом красный).

Красный – алый, багряный, пунцовый, багровый, пурпуровый, червленый, малиновый, румяный, красивый (перен.).

- Почему же Сладков не старался разнообразить свою речь синонимами?

(Писатель хотел показать, что везде господствует красный цвет. Повторение одного и того же слова здесь не от бедности словаря, а для того, чтобы показать, как много было в картине утра одного и того же цвета.)

Необходимо подвести шестиклассников к выводу: повтор одного и того же слова – это тоже изобразительно-выразительное средство, называющееся лексическим повтором.

6. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со знаменательной частью речи – именем прилагательным. Тема сегодняшнего урока «Грамматическое значение имени прилагательного». Давайте вспомним, что называется лексическим значением слова? В какой морфеме заключено это значение?

Выпишите из рассказа Н. И. Сладкова прилагательные, сгруппировав их по лексическому значению.

Ученики вспоминают материал прошлого урока, (работа над отрывком повести М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Литература. 6 класс) на котором речь шла о лексическом значении прилагательного, и распределяют прилагательные на тематические группы, которые им известны. Работа выполняется на доске и в тетрадях.

Учащиеся выполняют следующую запись:

Признак по

времени

форме

размеру

принадлежности

цвету

раннее

длинное

большое

птичьи

лиловый

 

развесистой

огромный

 

огненный

 

 

 

 

красный

 

 

 

 

розовый

 

 

 

 

багряный

 

 

 

 

черный

- Каково лексическое значение этих прилагательных?

(Учащиеся комментируют, обращаясь при необходимости к толковому словарю.)

- Встретились ли вам прилагательные, которые вы не отнесли ни к одной из известных вам групп?

(Ветреная, тревожная, тростниковые, привычный, обыкновенный.)

- Значит, существуют и другие группы прилагательных, кроме уже рассмотренных нами.

Как вы думаете, все ли группы прилагательных, выделяемые по лексическому значению, встретились нам в этом тексте? Почему?

(Нет, далеко не все. В русском языке много различных групп прилагательных, выделяемых по признаку лексического значения, так как прилагательные отображают все разнообразие мира.)

- Какова роль прилагательных в данном тексте?

(Прилагательные «расцвечивают» текст, а так как встретилось много прилагательных с самым разнообразным лексическим значением, то все они делают картину более выразительной.)

- Какими общими признаками обладают все прилагательные? Что их объединяет при таком лексическом многообразии?

(Все прилагательные имеют общее грамматическое значение – «признак предмета», отвечают на вопросы какой? и чей?)

- Выпишем из второго предложения прилагательные с существительными, к которым они относятся.

(Работа выполняется на доске и в тетрадях одновременно.

Большое, длинное, лиловое облако, с огненным ободком.)

Определим непостоянные морфологические признаки прилагательных: род, число, падеж.

Как вы определили род, число, падеж у этих прилагательных?

(Учащиеся указывают на то, что аналогичные значения существительных помогают установить и грамматические значения прилагательных.)

- Давайте изменим у одного прилагательного род, а у другого – падеж.

(Большой, большая; у огненного, огненному)

Какая морфема при этом изменилась? Выделим ее графически.

(Учащиеся выделяют окончания прилагательных).

- Сделайте вывод – что же является показателем грамматической формы у имени прилагательного?

(Окончание, которое выражает грамматическое значение рода, числа и падежа.)

- Изменилось ли лексическое значение слова, когда мы изменили его форму?

(Осталось неизменным. Лексическое значение заключено в основе слова.)

7. Закрепление сведений, полученных на уроке.

1. Найдите в тексте имена прилагательные. Выпишите словосочетания «прилагательное + существительное». Выделите графически окончания имен прилагательных. Определите род, число и падеж имен прилагательных.

(Учащиеся выписывают словосочетания по заданной схеме, графически обозначают связь слов в словосочетании, наблюдают за изменениями грамматических форм имен прилагательных).

2. Выполним одно интересное задание. Для его выполнения мы должны вспомнить все, что мы знаем об имени прилагательном. Определите «лишнее» слово в каждой группе, обоснуйте свое решение.

А) Белая, беловатая, беленькая, белизна.

Б) Твердый, твердого, твердые, твердокаменный.

В) Стальной, золотой, медный, веселый.

Составьте с «лишними» словами словосочетания. Графически обозначьте окончания. На какие признаки окончание указывает у прилагательных и существительных? Докажите правильность написания окончаний прилагательных. (Повторение правила).

3. Попробуйте согласовать данные прилагательные и существительные.

(Задание целесообразно выполнять в группах.)

1-я группа. Дождевой – дождливый (вода, капля, облака, осень, погода, сезон).

2-я группа. Особенный – особый (внимание, голос, доверие, значение, интерес, красота).

3-я группа. Короткий – краткий (ответ, день, платье, прилагательное, разговор, рассказ).

8. Подведение итогов урока.

Каковы ключевые слова сегодняшнего урока? Запишите их.

(Лексическое значение, грамматическое значение, формы прилагательного, показатель формы прилагательного).

9. Задание на дом.

Параграф 47. Упражнение 272.

Составьте небольшое описание пейзажа за окном дома. Используйте прилагательные с лексическим значением размера, цвета, материала, формы. Определите грамматические значения прилагательных и обозначьте их показатели.

Завершая работу, хотелось бы подчеркнуть, что использование текста на уроке объяснения нового материала позволяет не только знакомить учащихся с новыми категориями, но и развивать у них способность самостоятельно анализировать материал, опираясь на ранее полученные знания.

В приведенном примере текст дает незаменимую возможность проиллюстрировать употребление прилагательных в речи, без чего невозможно полно раскрыть семантику этой части речи.

Кроме того, запись предложений и словосочетаний, графическое выделение окончаний, нахождение смысловой зависимости между словами внутри предложения и словосочетания способствуют закреплению навыков грамотного письма.

Работа с текстом, включающим описание природы, может стать для шестиклассников одним из этапов работы над темой: «Описание природы» (Развитие речи, параграф 48. Русский язык. 6 класс).

Библиография.

  1. Баранов М. Т., Ипполитова Н. А., Ладыженская Т. А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студентов высш. пед. учебн. заведений / Под ред. М. Т. Баранова. Москва. Издательский центр «Академия», 2000.
  2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская Академия Наук. Институт русского языка; Российский фонд культуры. Москва.1998
  3. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба. Москва. Просвещение. 2005.
  4. Сладков Н. И. Собрание сочинений в 3 т. – Москва. Детская литература.1988. – т.2.
  5. Словарь синонимов русского языка.
  6. Степанова Л. С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы: Учебно-методическое пособие для учителей и студентов педвузов. Москва. Вербум-М, 2005.