Здоровье – всему голова

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: способствовать формированию понятия “здоровье”, развивать позитивное отношению к здоровью как к ценности.

Оборудование: листки бумаги для работы в группах и индивидуально, мяч или игрушка для работы с ассоциациями.

Подготовка доски: тема, эпиграф, заповеди здоровья.

Ход занятия

Когда нет здоровья, молчит мудрость,
не может расцвести искусство,
не играют силы,
бесполезно богатство и бессилен разум.
Геродот

- Как вы понимаете эпиграф на доске?

- Что значит здоровье?

1. Игра “Ассоциации” (мяч или игрушка)

Цель упражнения: введение в тему, работа с понятием.

- Продолжите фразу: “Здоровье – это…”

Все вы правы! Действительно, все, что перечислено вами, относится к здоровью.

Здоровье – это сложный многомерный феномен, отражающий человеческую реальность, который включает в себя телесное существование, душевную жизнь, духовное бытиё.

2. Работа в группах. Упражнение “Если хочешь быть здоров!”

Цель упражнения: активизировать и расширить поведенческий репертуар для сохранения здоровья.

Напишите свод правил или составьте кодекс здоровья, где вы перечислите, что надо или чего не надо делать, чтобы сохранить и укрепить здоровье.

Затем необходимо обобщить данные. Либо группы отчитаются устно, что у них получилось, либо вывесить на доску и найти схожие показатели и отличительные.

3. Работа в парах. Упражнение “Хорошо - плохо”

Цель упражнения: учить сравнивать, находить плюсы и минусы разных объектов, расширять кругозор, видеть положительное и отрицательное (можно предложить вытаскивать билетики из коробочки, а можно просто называть слова парам детей, сидящих за одной партой, например, один говорит “хорошо”, а другой “плохо”).

КОНФЕТА (сладкая, вкусная, но зубы портит), УКОЛ, СОЛНЦЕ, ГАЗИРОВКА, МОРОЖЕНОЕ, ДЕТИ, ПЕДАГОГИ, ЛЫЖИ, ОЧКИ, ЖЕВАТЕЛЬНАЯ РЕЗИНКА, ТАБЛЕТКИ и т.д.

Фронтальная работа. Гимнастика от стрессов.

Цель упражнения: обучение навыкам релаксации и саморегуляции.

Каждый человек может научиться управлять собственными реакциями в напряженных жизненных ситуациях. То, что нас тревожит, действительно заслуживает пристального внимания уже потому, что лишает нас покоя и, соответственно, здоровья. Отнеситесь к себе с пониманием. Научитесь понимать, что происходит с вами, внутри вас и вокруг вас. Помочь этому может гимнастика от стрессов:

Закройте на минуту глаза. С силой сожмите кулаки. Досчитайте до трех. Расслабьте мускулы. Повторите несколько раз.

Представьте здоровье вашего организма в зрительных образах, например, в виде лучей, а усталость – в виде кубиков льда. Почувствуйте, как лучи плавят кубики, не оставляя ничего лишнего.

Мудра Земли.

Сложите большой и безымянный палец кольцом, остальные выпрямите. Закройте глаза. Замрите. Эта мудра улучшает психофизиологическое состояние организма, снимает стрессы, улучшает самочувствие.

Мудра “Лестница небесного храма”

Сложите пальцы двух рук в виде лесенки: большой к большому, указательный к указательному и т.д. Выпрямите. Закройте глаза и несколько минут находитесь в этом состоянии. Данная мудра снимает депрессию, состояние безысходности и тоски. Скажите себе, что вы самый уравновешенный человек. Улыбнитесь!

Нужные “кнопки”.

На теле есть точки, которые можно назвать “кнопками здоровья”. Массируя их подушечками пальцев в течение 10 секунд можно избавиться:

- от головной боли (точка между бровями)

- от усталости глаз (около внутренних уголков глаза)

- от беспокойства (подколенная впадина)

- для сосредоточения, например, перед контрольной работой (виски) и др.

4. Работа у доски. Заповеди психического здоровья:

Цель упражнения: формирование разумного образа жизни, позитивного отношения к жизни:

Не надо “переделывать” окружающих на свой лад.

Не останавливайтесь один на один с неприятностями.

Совершенствуйте себя.

Не ожидайте “манны с небес”, будьте реалистами.

Умейте смотреть на себя со стороны.

Не удерживайте в сознании тревожные мысли.

Не можете жить напряженнее, начинайте жить умнее.

Если можете изменить ситуацию – измените ее, не можете – измените к ней отношение.

Будьте уверенны в себе.

- Как вы понимаете данные заповеди? Что еще можно добавить?

5. Индивидуальная работа на листочках. Качества и я.

Цель упражнения: повышение самооценки учащихся.

Кто нравится? За какие качества? Ранг
Написать 10 людей, животных, персонажей м/ф, к/ф. Напротив каждого персонажа написать качество, за которое вы его цените (желательно качества не повторять) Проранжировать качества, когда будут заполнены сначала 1 колонка, затем 2
Например, Чебурашка добрый 2
Мама ласковая 1

Прочитайте, только качество, которому вы присвоили 1 место (мяч или игрушка).

Вот какие мы хорошие!

Прочитайте по порядку номеров качества, которые вы написали – это и есть вы с самой лучшей своей стороны.

Позитивное отношение к жизни доступно только людям с адекватной самооценкой.

Я желаю вам здоровья! Хорошего настроения!

6. Рефлексия занятия.

- Что понравилось?

- Чего не понравилось на данном занятии?

- Что удивило?

- Что для вас было необычным?

Спасибо за совместную работу на занятии.