Сущность безработицы. Государственная политика занятости

Разделы: Экономика


Цель: сформировать у студентов представление об экономическом явлении - безработица.

Задачи:

  • изучить понятие безработицы и рассмотреть её виды;
  • ознакомиться с показателями, характеризующими это явление;
  • узнать, что является издержками безработицы;
  • обратить внимание на меры, принимаемые государством в борьбе с данным явлением.

Тип занятия: сообщения и усвоения новых знаний.

Метод занятия: частично-побуждающий.

Ход занятия

1 этап – организационный (приветствие, проверка отсутствующих, изложение цели и задач занятия)

2 этап – изучение нового материала. При объяснении новой темы, первоначально задаются проблемные вопросы студентам. Далее их ответы обобщаются и новый материал конспектируется.

1. Понятие безработицы. Виды безработицы.

Вопросы студентам:

  • что такое безработица?
  • как вы думаете, что такое сезонная безработица (циклическая, частичная, скрытая)?

Безработицаэто социально – экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг.

К безработным в России относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые:

- не имеют работы;

- занимаются поисками работы;

- готовы приступить к работе.

Виды безработицы в зависимости от причины ее возникновения:

- структурная. Несоответствие структуры спроса и предложения рабочей силы по квалификации, демографическим, географическим, изменение структуры производства и иным критериям;

- фрикционная. Связана с добровольным переходом трудящихся с одной работы на другую;

- сезонная – часть фрикционной безработицы. Она связана с сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу. (Строительство, сельское хозяйство, рыболовство, продажа мороженного).

- циклическая. Превышение предложения рабочей силы в стране над спросом на нее в период экономического спада.

Виды безработицы в зависимости от её формы проявления:

- частичная. Трудящиеся вынуждены работать не полный рабочий день или неделю.

- скрытая. Нерациональная, неэффективная занятость. На одном рабочем месте работают два человека.

2. Измерение безработицы.

Вопросы студентам:

  • какие показатели, характеризующие безработицу, вы знаете, слышали, читали о них?
  • в чем отличие рабочей силы от трудоспособного населения?
  • при просмотре диаграммы, можно попросить студентов высказать свои суждения о причинах, вызвавших такое колебание уровня безработицы в стране.

Все трудоспособное население (РР) страны можно представить следующей формулой.

РР = Е + U + NL,

Е – количество занятых людей,

U – количество безработных в экономике,

NL – трудоспособное население, не желающее работать.

Из общей массы трудоспособного населения выделяют рабочую силу (L).

L = E + U

Основной показатель, характеризующий безработицу – это уровень безработицы (u).

u = U / L x 100

При этом различают естественный уровень безработицы, который включает в себя структурную и фрикционную безработицу. В этом случае число свободных рабочих мест примерно равно числу людей, ищущих работу. При естественном уровне безработицы существует полная занятость.

В России естественный уровень безработицы составляет 4-5 %. На диаграмме представлен уровень безработицы в нашей стране за последние 10 лет.

3. Последствия безработицы.

Вопрос студентам:

  • почему безработица считается негативным экономическим явлением? Какой вред она наносит людям, государству?

1. Недовыпуск продукции. Для определения потери ВВП используют закон Оукена. Каждый процент превышения естественного уровня безработицы увеличивает отставание объема ВВП на 2,5%.

Пример: 9%-уровень безработицы, 6% - естественный уровень безработицы. Потери ВВП = (9-6)?2,5=7,5%.

2. Снижение жизненного уровня населения.

3. Моральная деградация людей потерявших работу.

4. Демографический спад.

5. Потеря квалификации, навыков, опыта.

6. Сокращение совокупного спроса.

7. Упадок городов, поселков.

8. Рост социальной и политической напряженности.

4. Государственная политика занятости и регулирование безработицы.

Вопросы студентам:

  • какие вы знаете способы борьбы с безработицей?
  • как государство помогает своим гражданам, оставшимся без работы?

Основные направления государственного регулирования рынка труда (прямое воздействие).

  1. Программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест.
  2. Программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.
  3. Программы содействия найму рабочей силы.
  4. Программы по социальному страхованию безработицы.

Косвенное воздействие на безработицу оказывается фискальной, денежно-кредитной политикой путем стимулирования экономического роста, развития тех или иных отраслей и регионов.

3 этап – закрепление пройденного материала, выявление степени усвоения изученной темы. Нижеперечисленные вопросы распределяются по вариантам. Ответы даются в письменной форме всеми присутствующими на занятии студентами.

Вопросы:

1. Домохозяйка среднего возраста, имеющая высшее образование, которая не ищет работу, будет относиться к категории безработных или нет? Почему?

2. Выпускник нашего техникума, который сразу же приступил к поиску работы после обучения, но пока не может трудоустроиться, относиться к занятому населению или к безработному? Почему?

3. В регионе существует избыток рабочей силы, так как в учебных заведениях этого региона преобладает подготовка специалистов химической промышленности, а развиваются пищевая и текстильная отрасли. Определите вид безработицы.

4. Рыболовецкое предприятие в зимний период приостановило свою деятельность в связи с прекращением судоходства. Работники данной организации зимой пребывают дома. Определите вид безработицы.

5. Какова норма безработицы, если численность рабочей силы 80 млн. человек, а число безработных 4 млн. человек.

6. Каковы потери ВВП, если естественный уровень безработицы 5%, а фактический 7,5%.

4 этап – подведение итогов урока, выдача домашнего задания.

Использованная литература.

  1. Слагода В. Г. Экономическая теория: Учебное пособие. -2-е изд., испр. и доп. – М.:ФОРУМ: ИНФРА – М, 2005
  2. Экономика: учебник.3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. наук проф. А. С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2005