Синтаксический разбор предложения. Начальная школа XXI века. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель:

  • развитие учебно-информационных и учебно-логических умений,
  • формирование коммуникативной и оргдеятельностной компетенций.

Задачи:

  • Обучающая: закреплять представления об алгоритме синтаксического разбора предложения; повторить правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова; вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость.
  • Развивающая: расширение лингвистического кругозора; развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения.
  • Воспитательная: отстаивать свою точку зрения; воспитание культуры общения на уроке.
  • Здоровьесберегающая: создать условия для успешного закрепления материала, выбрать средства обучения с учетом психофизиологических особенностей детей.

Оборудование:

  • Учебник Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. - 4 класс. - часть 1. - С. 68-69;
  • Компьютер, презентация к уроку, интерактивная доска.
  • Карточки-задания для работы в парах.
  • Индивидуальные задания.

Примечания:

* (В скобках даны примерные ответы детей)

Ход урока

1. Оргмомент.

- Ребята, повернитесь друг к другу, приятно улыбнитесь и пожелайте успехов в работе на уроке.

2. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы работаем по блоку "Как устроен наш язык". [Слайд № 1]

Тема урока "Синтаксический разбор предложения".

- Скажите пожалуйста, такая тема урока встречается у нас впервые? (Нет.)

- Как вы думаете, что же мы будем делать на этом уроке, если мы прошли эту тему? (Закреплять умение выполнять синтаксический разбор предложения. Может быть узнаем что-то новое о разборе?)

3. Словарная работа. [Слайд № 2]

Подл:жащее, ск:зуемое, опр:деление, д:полнение, гл:гол, обст:ятельство.

- Давайте вспомним написание этих слов. (Дети говорят куда падает ударение и называют безударную гласную, после этого делается клик мышкой, на экране появляется пропущенная буква. И так после каждого слова.)

- Прочитайте слова, подумайте, какое слово лишнее? Почему?

- Какой частью речи являются эти слова? (существительные)

- Что ещё общего в них есть? (средний род, неодушевленные, нарицательные, ед.ч.)

- Найдите слово, которое я задумала: В нём 5 слогов, на 3-й слог падает ударение, 3 мягких согласных звука, 4 звонких согласных звука, из которых 2 парные.(подлежащее)

- Что такое подлежащее? Почему так называется?

- Составьте и запишите предложение с этими словами.

- Зачитайте свои предложения. Попробуйте составить схему к своему предложению.

- Чем осложнено предложение?

- Что такое однородные члены предложения?

- Какие члены предложения могут быть однородными?

- Какой раздел науки о языке изучает предложения?

4. Актуализация необходимых теоретических знаний.

Следующее задание поможет нам вспомнить алгоритм проведения синтаксического разбора. [Слайд № 3] Закончите предложения:

  1. Предложения по цели высказывания бывают:
  2. Предложения по интонации бывают:
  3. Грамматическая основа - это:
  4. Распространённое предложение - это:

(Дети дополняют предложения)

Работа в парах. (Ребятам раздаются карточки.)

Поработаем с табличкой, определим тип предложения по цели высказывания, поставьте + в соответствующей колонке, а в конце предложения поставьте знак препинания.

Предложения Повествовательное Побудительное Вопросительное
Ребята, берегите природу      
Сколько дней в октябре      
Ура, каникулы      
Птицы улетают на юг      
Мойте руки перед едой      

Проверка выполнения задания.

- Попробуйте определить по знакам препинания каким будет предложение по цели высказывания и по интонации. [Слайд № 4. После того, как дети дадут характеристику каждой строки со знаками препинания, делается клик мышкой, на экране появляется возможная характеристика]

  • ?!
  • .
  • ?
  • !

- Можно ли по схемам определить цель высказывания и интонацию предложения? (Дети делают вывод, что по схемам можно определить точно только интонацию, а цель высказывания нельзя, так как она может быть в разных вариантах.)

Спишите, расставив знаки препинания. Устно сделайте синтаксический разбор предложений. [Слайд № 5]

Прошло лето

Улетели на юг птицы ласточки стрижи соловьи

Реже выглядывает из-за туч солнышко

Почему оно прячется

Солнышко выгляни поскорей

(Проверка выполнения заданий.)

8. Физкультминутка для глаз. [Слайд № 6]

- Водите глазками за движущимися предметами.

Проверьте, правильно ли выполнен разбор по членам предложения. [Слайд № 7]

В небе плывут облака. У девочки от усталости слипаются глаза.

(Дети в устной форме исправляют ошибки, делается клик мышкой и ошибки на экране исправляются.)

Дифференцированная работа. Варианты дети выбирают самостоятельно.

  • 1 вариант (Повышенной сложности). Выполнить упр.2 с.68. Записать составленные предложения в тетрадь и провести синтаксический разбор. (1 человек идёт выполнять на обратную сторону доски.)
  • 2 вариант (Базовый уровень). Дополни предложение, запиши его в тетради проведи синтаксический разбор этого предложения. Над водой, над лесом, над поляной плывёт: (1 человек идёт выполнять на обратной стороне доски.)
  • 3 вариант. Спиши первое предложение из упр.3 на с.68 и проведи синтаксический разбор этого предложения. (1 человек диктует во время записи предложение, называя все замеченные орфограммы и делает синтаксический разбор.)

(Проверка заданий 1 и 2 вариантов.)

Составьте предложение на осеннюю тему, к которому можно дать такую характеристику: повеств., невоскл., распр., есть однор.чл.. [Слайд № 8] (Проверка выполнения задания.)

12. Рефлексия.

- Давайте вспомним цель нашего урока.

- Что нам удалось лучше всего сделать?

- Над чем ещё следует поработать?

Домашнее задание.

Составить 3 предложения (повеств., побуд., вопросит.) и сделать синтаксический разбор.