Страна здоровья

Разделы: Коррекционная педагогика


Цели урока: Уточнение и расширение понятия здоровья и заботы о нем; формирование практических санитарно-гигиенических навыков на основе специальных упражнений и дидактических игр; развитие коммуникативной функции речи; коррекция внимания и логического мышления; коррекция мелкой моторики и физического развития; воспитание положительных эмоций и потребности в воспитании гигиенических навыков.

Оборудование: столы, щетки, расчески с кусочками ваты, мяч, веселая музыка.

Наглядность: волшебная ромашка, кроссворд, словарные слова, карточки, зарядка, плакат с изображением зубов.

Ход занятия

I. Организационный момент

Дети входят под музыку и садятся за парты по кругу.

а) Знакомство с темой занятия.

Воспитатель: – Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, мы будем много разговаривать, играть (сильный стук в дверь, врывается запыхавшийся почтальон Печкин).

Печкин: – Ура! Наконец-то я добрался до вас, за мной гнались какие-то страшные разбойники, еле отбился. Но, вы же, мне поможете? (Да)

Воспитатель: – Ребята, а вы, знаете, кто это? (почтальон Печкин) А откуда вы его знаете? (из м/ф “Простоквашино”).

Печкин: – Да, всё правильно, и сегодня, ребята, у меня к вам есть небольшая посылочка, из далекой волшебной страны, а вот из какой, догадывайтесь сами, иначе посылочку-то не отдам.

б) Разгадывание кроссворда.

Печкин: Вы умеете отгадывать загадки? Я буду загадывать, а ваши ответы буду вписывать в этот кроссворд. Отгадав его, мы узнаем название нашей страны.

  1. До чего же приятно это– дождик теплый подогретый,
  2. На полу не видно луж, все ребята любят… (Душ)

  3. Гладкое, душистое, моет чисто, чисто,
  4. Нужно, чтоб у каждого было, что это ребята? (Мыло)

  5. Целых 25 зубков, для кудрей и хохолков,
  6. И под каждым под зубком, лягут волосы рядком… (Расческа)

  7. Ношу их много лет, а счету не знаю,
    Не сеют, не сажают, сами вырастают…(Волосы)

  8. Всегда во рту, а не проглотишь… (Язык)

Печкин: Давайте прочитаем, что получилось!

(Дети читают хором: страна здоровья).

Воспитатель: – Погодите, ребята, а вы знаете, что такое здоровье? Кто может объяснить? (вывешиваю отдельно словарное слово “Здоровье”)

Здоровье – это правильная работа организма. (Читаем хором.)

в) Знакомство с ромашкой.

Печкин: – Раз вы всё знаете, я могу сказать вам о самом главном. Великие мудрецы из волшебной страны “Здоровье” узнали, что в вашей школе есть дети, которые хотят быть добрыми, умными, здоровыми, и поэтому вам в помощь прислали этот чудесный цветок.

Воспитатель: – Ребята, а вы знаете, как он называется? (ромашка)

Печкин: – Это волшебная ромашка, на каждом её лепестке есть надпись, а какая именно – прочитайте сами, а то я очень устал, посижу, отдохну.

Воспитатель: – Давайте прочитаем первую надпись:

1. Здоровье пожелаешь – счастье повстречаешь.

– Что значит эта народная мудрость? (люди желают друг другу здоровья: это добрые пожелания; нужно спрашивать человека, какое у него здоровье; надо говорить ему, что он здоровый, красивый; это как волшебное слово, скажешь, и всё будет хорошо).

Игра “Знакомство”

– Давайте, ребята, поиграем в игру, которая называется “Знакомство”.

а) Организация и взаимодействия детей в группе

– Давайте вспомним этот совет, пожелаем здоровья себе и другим. А поможет нам в этом мячик. Кому он попадет в руки, скажет: “Здравствуйте, меня зовут …, я желаю вам всем здоровья и добра”, а потом передает мяч следующему.

– Молодцы, ребята, я услышала в ваших голосах доброту, вы действительно пожелали всем здоровья.

II. Знакомство с вредными привычками.

– Первый совет ромашки мы выполнили, давайте посмотрим, что написано на следующем лепестке.

1 Берегись вредных привычек.

– Чтобы это значило, ничего не понимаю. (В класс врываются: обжора, плакса, грязнуля, поклонница модных диет.)

Печкин: – Вот-вот, это они гнались за мной, немедленно объяснитесь, кто вы такие?

Обжора:

– Я люблю покушать сытно,
Много, вкусно, аппетитно,
Ем я всё и без разбора,
Потому что я … (Обжора)

Плакса:

– Ну, а я ленив и скучен,
Я с платочком неразлучен,
Не люблю играть и петь,
Мне бы лучше пореветь,
Главный нытик я из класса,
А зовут меня все … (Плакса)

Грязнуля:

– Не люблю, я, братцы, мыться,
С мылом, щеткой не дружу,
Вот поэтому, ребята,
Вечно грязный я хожу,
И сейчас не потому ли,
Назовут меня … (Грязнулей)

Неряха:

– Честно я скажу ребятам,
Быть опрятным, аккуратным,
Очень трудно…
Самому, сам не знаю, почему.
Вещи всюду я бросаю,
И найти их не могу,
Что схвачу, в том и бегу,
Где штаны, а где рубаха?
Я не знаю, Я … (Неряха)

Поклонница модных диет:

– Я стройна, красива
Всем подруженькам на диво.
Хоть и сил осталось мало.
Ничего почти не ем,
И уж высохла совсем,
Коли есть, не захочу, то наверно полечу,
Я горжусь теперь собой,
Но зовут меня худой.

Воспитатель: – Не нравятся что-то они мне.

Печкин: – И мне, а вам ребята?

Воспитатель: – Давайте ответим вредным привычкам.

1 ребенок:

– Все мы любим умываться,
И опрятно одеваться,
Солнце, воздух и вода –
Наши лучшие друзья.

2 ребенок:

– К спорту мы не равнодушны,
Аккуратны и послушны,
Вот любимые продукты: витамины, соки, фрукты.

3 ребенок:

– Мы сильны, крепки, красивы –
Все на зависть и на диво:
Хором скажем мы сейчас:
Нет вам места среди нас.

(Вредные привычки уходят с понурыми головами)

Печкин: – Ну, какие же вы, молодцы! А я их испугался.

Воспитатель: – Мы ничего не боимся! Правда?

III. Ознакомление с представлениями о гигиенических навыках

– Но посмотрите, у ромашки есть еще лепестки. Сколько их осталось? (3) Сколько было? (5) Читаем следующий лепесток.

2 “Береги платье снову, а здоровье смолоду”

– Ребята, а как вы понимаете слово снову? (слово на доске, снову – пока новый, пока платье новое).

– Давайте прочитаем и запомним это слово.

Печкин: – А смолоду, вы как понимаете? (слово на доске, смолоду – пока молодой).

Воспитатель: – Что же хочет нам сказать ромашка? Как вы понимаете эту пословицу? (надо стараться не болеть, пока ты маленький)

Игра “Угадай, что я сегодня делаю”

– Правильно, молодцы, чтобы закрепить этот совет, давайте поиграем в театр. Вы знаете, что это такое? (Это искусство постановки произведений)

– А кто есть в театре? (Актеры – играют в сказках, зрители – смотрят спектакли)

– Так вот у нас есть настоящие актеры, сейчас они покажут вам определенные действия без слов, а вы зрители должны будете догадываться, что они означают. (Зарядка, уборка, утренний туалет, одеваться по погоде и слушаться взрослых)

(В это время Печкин раздает двум отстающим детям карточки, объясняет задания)

Задание: выбрать те карточки, которые дружат со здоровьем;

После игры проверяем: если правильно – 2 хлопка, неправильно – 1 хлопок.

– Ребята, для чего мы должны трудиться, следить за чистотой тела, слушаться взрослых? (Чтобы быть здоровыми)

IV. Физминутка

Воспитатель: – Что-то кости заломило, что там, на следующем лепестке?

3. “Делу время – потехе час”

– Как вы понимаете эту пословицу? (Поработали, а теперь пора и отдохнуть)

Печкин: – Вот я посмотрю, как вы зарядку – то делаете утром, а то, наверное, и не умеете ничего?

Воспитатель: – Покажем Печкину (комплекс упражнений по карточкам, Печкин показывает, а все делают)

V. “Чистим зубы” – игра

– Молодцы, вижу, вы знаете, как надо заботиться о своем здоровье, но правильно ли вы это делаете? Давайте проверим, отгадайте загадку:

Волосистою головкой,
В рот она влезает ловко,
И считает зубы наши,
По утрам и вечерам. (Зубная щетка)

– Посмотрите, у вас на столах, в стаканчиках – щетки. Возьмите каждый ту, которую считает нужной. (Щетки: платяная, обувная, зубные щетки: большие и маленькие, старые и новые)

Печкин: – А я бы вот этой почистил. (Берет платяную)

Воспитатель: – Можно ли такой щеткой зубы чистить? (Нет, она для одежды)

Печкин: – Ну, такой точно можно. (Берет старую)

Воспитатель: – Дети, объясните Печкину, почему нельзя? (Старая, много микробов, плохо чистит)

– А какая самая хорошая щетка? (Новая)

– Покажите, как вы чистите зубы. Давайте проведем опыт. У вас у каждого на столе расческа, это ряд зубов, а кусочки ваты между зубьями расчески – остатки пищи. Возьмите зубные щетки и попробуйте почистить зубы так, как вы показали. Что получилось? (вата осталась) А теперь проведите щеткой вверх и вниз. (Ваты не осталось, зубы стали чистыми)

– Теперь вы знаете, как нужно и правильно чистят зубы.

VI.  Итог

– Давайте посмотрим, что на последнем лепестке:

“Молодцы, ребята! Вы на самом деле добрые, воспитанные дети, умеете заботиться о своем здоровье”

– Ребята, а давайте мы тоже расскажем ромашке о наших впечатлениях, что понравилось, чему научились, что нового узнали на занятии.

Игра с мячом

– А поможет нам мячик. И начну я с себя – я увидела сегодня, какие вы добрые, как вам хочется чтобы вы и все окружающие были здоровыми, мне было интересно и весело заниматься с вами. (Передаю мяч ребенку)

Печкин: – О чем мы сегодня говорили? (о здоровье) А что такое здоровье?

Воспитатель: – Будем дружить со здоровьем? Как? Очень важно быть здоровыми, вы будете красивыми, опрятными, все будут радоваться за вас. И Печкин и все, все.