Урок-игра "Своя игра"

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Цели урока:

  1. Повторение тем школьного курса (фонетика, лексикология, фразеология, морфология, морфемика, культура речи);
  2. Совершенствование умений отбора и анализа языкового материала;
  3. Привлечение интереса к языковым явлениям.

Правила игры.

Игра проводится по несколько измененным правилам популярного телешоу “Своя игра”. Участвуют 3 команды. К игровым местам выходят представители трех команд, победившие в отборочном туре. Каждый игрок отвечает на выбранный им самим вопрос. Потом игровые места занимает следующая тройка и т.д. В игре четыре раунда, в каждом раунде, кроме финального, три категории вопросов, в каждой категории три вопроса разной сложности (чем сложнее вопрос, тем больше баллов он приносит игроку). Игрок сам выбирает категорию и цену вопроса, после чего ему зачитывается и показывается вопрос на слайдовой презентации. Участник верно ответивший на выбранный им вопрос, приносит своей команде количество баллов, равное цене вопроса. И наоборот, участник, давший неверный ответ, теряет эти баллы. Если правильный ответ дает другой игрок из тройки, то баллы получает его команда. Среди вопросов каждого раунда есть вопрос-аукцион и “кот в мешке”. Если участнику попадается вопрос-аукцион, то другой игрок из тройки может “перекупить” его, дав большее количество баллов (если у него они есть), и тогда в случае правильного ответа игрок, перекупивший вопрос, приносит своей команде то количество баллов, которое он “заплатил” за вопрос. Если же ответ дан неверно, команда теряет эти баллы. “Кот в мешке” - вопрос не из выбранной категории. Участник, которому попадается “кот в мешке”, может по желанию отдать его любому игроку тройки.

В финальном раунде игроки последней тройки поочередно убирают трудные для них категории вопросов, и каждый из игроков отвечает письменно на вопрос оставшейся категории. Но перед озвучиванием вопроса игроки объявляют свои ставки, которые не могут превышать набранное командой количество баллов. Если ответ дан верно, ставка добавляется к общей сумме баллов, если же ответ неправильный, поставленные баллы снимаются. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.

Ход игры

Отборочный тур

  1. Каким фонетическим признаком объединены слова: просьба, молотьба, баскетбол, вокзал, футбол? (Ответ: озвончение)
  2. Назовите твердые согласные звуки в скороговорке: Летели лебеди с лебедятами. (Ответ: твердые звуки “т” и “с”).
  3. Сколько букв в алфавите? (Ответ: 33)

1 РАУНД

Буквы и звуки

100

200

300

Значение слова

100

200

300

Фразеология

100

200

300

Вопросы

Категория “Буквы и звуки”

  1. Прочитайте слово яд по звукам справа налево. (Ответ: дай) (100 баллов).
  2. Сколько звуков “ф” в четверостишии А.Яшина?
  3. Пусть тишина, в глуши ни души –
    Все равно гул в ушах;
    В шорохи трав и в шумы вершин
    Вслушиваюсь, не дыша.

    (Ответ: 5 звуков “ф”) (200 баллов)

  4. Сколько общих звуков содержится в словах стог и гость? (Ответ: 1 –“о”) (300 баллов)

Категория “Значение слова”

  1. “Кот в мешке”. После Октябрьской революции 1917 года от этой буквы, стоящей свободно и в середине и в конце каждого слова, очистили язык. Назовите её. (Ответ: Ъ) (100 баллов)
  2. Что означает устаревшее слово ланиты? (Ответ: щёки) (200 баллов)
  3. Гнедой конь – это красновато-рыжий, серый, черный, белесый, рыжеватый…Дайте правильный ответ. (Ответ: красновато-рыжий). (300 баллов)

Категория “Фразеология”

  1. Этот головной убор опасен для здоровья человека, нечистого на руку. Назовите его. (Ответ: слово шапка – на воре шапка горит) ( 100 баллов)
  2. В русском языке есть фразеологизм, который произошел от выражение “звонить во все колокола колокольни Ивана Великого в Московском монастыре”. Назовите его. (Ответ: во всю ивановскую). (200 баллов)
  3. Вопрос-аукцион. Назовите, что обозначает фразеологизм из латинского языка alma mater. (Ответ: университет ( обычно в речи студентов и окончивших университет), этот фразеологизм не переводится.(300 баллов)

Отборочный тур

О каких знаках препинания идет речь?

  1. Когда слова гремели и блистали,
    Я в моде был, я был на пьедестале!
    Однако время новое настало –
    Оно меня и свергло с пьедестала. (Ответ: восклицательный знак)
  2. Что о себе сказать могу?
    Согнула жизнь меня в дугу.
    За свой характер я плачу –
    За то, что много знать хочу. (Ответ: вопросительный знак)
  3. Известно миру с давних пор,
    Что знак и я немаловажный
    И не окончен разговор...
    И начинает думать каждый. (Ответ: многоточие)

2 РАУНД

Все мы ошибаемся

100

200

300

Части речи

100

200

300

Мы полиглоты

100

200

300

Вопросы

Категория “Все мы ошибаемся”

  1. В стихотворении В.Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо есть такие строки:
  2. Этот вот кричит:
    “Не трожь тех, кто меньше ростом!”
    Этот мальчик так хорош –
    Загляденье просто!

    В каком стихотворении нарушена литературная норма? (Ответ: автор вместо литературной формы повелительного наклонения глагола не тронь употребляет просторечную не трожь.) (100 баллов)

  3. Перед вами строки из известной песни к кинофильму “Москва слезам не верит”:
  4. Москву рябины красили,
    Дубы стояли князями,
    Но не они, а ясени
    Без спросу наросли.

    В каком слове нарушена литературная норма? (Ответ: устаревшее слово князями вместо современной литературной князьями). (200 баллов)

  5. В песне А.Розенбаума “Вальс-бостон” есть такие строки:
    И со всей округи люди приходили к нам,
    И со всех окрестных крыш слетались птицы,
    Танцовщице золотой захлопав крыльями,
    Как давно, как давно звучала музыка там..

В каком слове нарушена литературная норма? (Ответ: авторская танцовщица с ударением на предпоследний слог вместо литературной нормы - ударение на второй слог). (300 баллов)

Категория “Части речи”

  1. Туфли, тюль, шампунь, задира Какие существительные относятся к женскому роду? (ответ: туфли - в единственном числе туфля). (100 баллов).
  2. Мыло, мороженое, печь, плачь, столовая. Сколько слов из приведенных могут быть только одной частью речи? (Ответ: одно, плачь – глагол). (200 баллов)
  3. Перед вами строки из стихотворения Н.Некрасова “Рыцарь на час”:

От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви.

Сколько существительных в этом фрагменте? (Ответ: 9 – ликующие, обагряющие, погибающие – причастия, перешедшие в существительные). (300 баллов)

Категория “Мы полиглоты”

  1. Многие из нас носят греческие имена, даже не подозревая об этом. Имя Алексей, например, означает “защитник”. Андрей – “мужественный”, Макар – “ счастливый”. Часто на нашем столе бывает блюдо, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его – это испытать настоящее блаженство. Назовите это блюдо. (Ответ: макароны). (100 баллов)
  2. “Кот в мешке”. Решите шараду и назовите слова.
  3. С глухим траву она срезает,
    Со звонким – листья объедает. (Ответ: коСа – коЗа). (200 баллов)

  4. Вопрос-аукцион. Очень часто мы употребляем выражение баш на баш, говоря о равноценном обмене. Вспомните просторечные названия частей тела человека и скажите, как дословно переводится с турецкого это слово. (Ответ: голова за голову, просторечное слово БАШКА имеет тот же корень). (300 баллов)

Отборочный тур

  1. Как называют жителей Тулы? (ответ: туляками)
  2. Сколько имен существительных можно прочитать в этом слове: ЯРМОСТОЛЬКОТИКУСОКОЛОСЬЯ? (кто больше составит существительных)
  3. В каком слове ударение проставлено неправильно: бАнты, украИнский, звОнит, баловАть. (Ответ: звонИт)

3 РАУНД

К истокам слова

100

200

300

Русская грамматика

100

200

300

Состав слова

100

200

300

 

Вопросы

Категория “К истокам слова”

  1. Как зовут костлявого персонажа русских сказок? (Ответ: Кощей, в корне мы наблюдаем чередование согласных СТ/Щ, ср. гоСТь – угоЩение). (100 баллов)
  2. В какой день недели человек идет на шабашку? (Ответ: в субботу. Идти на шабашку, пошабашить – поработать в выходные; слово шабаш попало в русский язык из идиша – еврейского диалекта немецкого языка, там оно означало “суббота”) (200 баллов)
  3. Ошеломить – собственно русское, образовано приставочно-суффиксальным способом от шелом – “шлем”, первоначально – “сбить шлем”. Какой корень у слова ошеломить в современном русском языке”? (Ответ: ошелом-. В современном словаре С.И.Ожегова ошеломить толкуется так: внезапно удивить, крайне озадачить, слово шлем осталось как историзм). (300 баллов)

Категория “Русская грамматика”

  1. Угодить, победить, ходить, водить. Какой из этих глаголов не имеет формы первого лица единственного числа? (Ответ: победить). (100 баллов)
  2. Употребите глагол лечь на пол в повелительном наклонении. (Ответ: ляг, лягте). (200 баллов)
  3. Мертвец, покойник, кукла, дерево, девочка? Какие из этих существительных являются неодушевленными? (Ответ: дерево, винительный падеж множественного числа у одушевленных существительных совпадает с родительным: вижу покойников, мертвецов, кукол, девочек, но деревья). (300 баллов)

Категория “Состав слова”

  1. Мячик, лучик, огурчик, стульчик.В каком слове суффикс не такой, как в остальных? (Ответ: в слове СТУЛЬЧИК суффикс –чик-, в остальных –ик-). (100 баллов)
  2. Вопрос-аукцион. Сколько приставок в слове недопонимать? (Ответ: две: недо- и по-). (200 баллов)
  3. “Кот в мешке”. Вам предложили поставить ва-банк. Сколько очков вы поставите? (Ответ: все очки). (300 баллов)

Финальный

4 РАУНД

Категории:

  1. Имена.
  2. Города.
  3. Молодежный жаргон.
  4. Женский род.
  5. Ударение.
  6. Афоризмы.
  7. Другие языки.

Вопросы

  1. Имена. Дано предложение: Я часто встречался с Зегерс. О ком идет речь: о мужчине или о женщине? (Ответ: о женщине. О мужчине говорилось бы с Зегерсом).
  2. Города. Как называют жителя города Курск? (Ответ: курянин)
  3. Молодежный жаргон. В песне “Тачанка” на стихи М.Рудермана есть такие строки:
  4. Ты лети с дороги, птица,
    Зверь, с дороги уходи,
    Видишь, облако клубится,
    Кони мчатся впереди.
    И с налета, с поворота
    По цепи врагов густой
    Застрочит из пулемета
    Пулеметчик молодой.

    Какое слово этой строфы на современном молодежном жаргоне означает “весело проводить время в ночном заведении”? (Ответ: клубиться – веселиться в ночном клубе).

  5. Женский род. Вуаль, судья, тушь, тихоня. Какое существительное относится к женскому роду? (Ответ: тушь)
  6. Ударение. Торты, банты, свекла, щавель. В каком слове ударение падает на второй слог? (Ответ: щавель)
  7. Афоризмы. Продолжите знаменитый пушкинский афоризм: Чем меньше женщину мы любим… (Ответ: …тем легче нравимся мы её).
  8. Другие языки. В переводе с английского языка означает “плотная бумажная ткань”. Но и в английский язык это слово пришло с Италии в средние века, где генуэзские моряки использовали эту ткань для парусов, хотя изготовлялась во Франции. Назовите деталь вашего гардероба, сшитую из этой ткани. (Ответ: джинсы)

Приложение (Презентация к уроку)

Литература

  1. Руденко И.А.. Приложение к газете “Первое сентября” “Русский язык” №17, 2007г.
  2. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. М.: Просвещение, 1989 г.

Презентация