Удивительная физика. 5–6-й класс

Разделы: Физика


Пояснительная записка

Мы живём в городе, который является центром атомного судостроения. Это означает, что большинство профессий горожан так или иначе связаны со знаниями в области физики. Привитие интереса учащихся к данному предмету, активизация их познавательной деятельности позволит им в дальнейшем успешно овладеть основами физической науки и стать востребованными специалистами на высокотехнологичном производстве.

Школьники 10-11 лет готовы на качественном уровне понять многие явления природы, изучать которые им предстоит старших классах. В данном курсе изучение предмета начинается не на абстрактном, а на конкретном уровне, основанном на непосредственном наблюдении. Ученик становится субъектом процесса обучения, учится самостоятельно и осознанно приобретать знания из различных источников – собственного жизненного опыта, дополнительной литературы, специально поставленного эксперимента, телепередачи, из рассказа учителя или одноклассников. Главное – развитие умений учащихся самостоятельно приобретать знания и использовать их в повседневной жизни.

Факультативный курс предусматривает подготовку к изучению базового курса “Физики” в основной школе.

Факультативный курс “Удивительная физика” рассчитан на 68 часа (1 раз в неделю в 5-х и 6-х классах).

Цели факультатива:

  • способствовать развитию мышления учащихся,
  • развивать их интерес к предмету,
  • готовить к углублённому восприятию материала на второй ступени обучения.

Задачи:

  • осуществлять первоначальное ознакомление учащихся с теми физическими явлениями, с которыми они непосредственно сталкиваются в окружающем мире;
  • обучать учащихся четкому использованию измерительных приборов;
  • развивать интерес к исследовательской деятельности;
  • научить учащихся, анализируя результаты экспериментального исследования, делать вывод в соответствии со сформулированной задачей;
  • прививать интерес к изучению физики.

Ожидаемые результаты:

  1. осознание практической значимости предмета физики;
  2. расширение профориентационного, интеллектуального, творческого кругозора учащихся;
  3. приобретение практических навыков и умений при проведении физического эксперимента;
  4. совершенствование приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. п., т. е. умения “ вскрывать новые связи, открывать новые приёмы, приходить к решению новых задач”.

Программа

5-й класс

Тема

Лабораторные работы

Количество часов

1

Введение 1.Определение размеров физического тела.
2. Измерение объёма жидкости.
3. Измерение объёма твёрдого тела

4

2

Тела и вещества

4. Наблюдение различных физических тел.
5. Наблюдение различных состояний вещества.
6. Измерение температуры воды и воздуха.
7. Наблюдение делимости вещества.
8. Наблюдение явления диффузии.
9. Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ.

8

3

Взаимодействие тел

10. Наблюдение возникновения силы упругости при деформации.
11. Измерение силы.
12. Измерение силы трения.
13. Наблюдение электризации и взаимодействия наэлектризованных тел.
14. Изучение магнитного взаимодействия.
15. Вычисление давления тела на опору.

16

4

Физические явления

 

31:

5кл. – 6

6кл. – 25

4/1

Механические явления

16. Вычисление скорости движения бруска.
17. Наблюдение относительности движения.

6

6-й класс

4/2

Тепловые явления

18. Наблюдение изменения объёма тела при нагревании и охлаждении.
19. Отливка игрушечного солдатика.
20. Нагревание стеклянной трубки.
21. Наблюдение за плавлением льда

8

4/3

Электромагнитные явления

22. Последовательное соединение.
23. Параллельное соединение.
24. Нагревательное действие тока.
25. Магнитное действие тока.
26. Действие магнита на проводник с током.

7

4/4

Световые явления

27. Свет и тень.
28. Изготовление камеры-обскуры.
29. Изучение отражения света.
30. Наблюдение за преломлением света.
31. Измерение фокусного расстояния линзы.
32. Наблюдение изображений в линзе.

11

5

Земля – планета Солнечной системы

 

6

6

Резерв

 

2

Учебно-тематический план.

5-й класс

Тема занятия

Ведущая форма проведения занятия

Введение (4 час.)

1

Введение. Природа. Человек – часть природы.

Беседа

2

Что изучает физика. Тела и вещества.

Беседа

3

Измерения. Измерительные приборы.

Л./р.

4

Простейшие измерения.

Л./р.

Тела и вещества (8 час.)

5/1

Состояние вещества.

Лабораторный эксперимент

6/2

Масса.

Беседа

7/3

Измерение массы.

Л./р.

8/4

Температура.

Л./р.

9/5

Строение вещества: молекулы, атомы, ионы.

Комбинированное занятие

10/6

Движение частиц вещества.

Л./р.

11/7

Взаимодействие частиц вещества. Строение твёрдых тел, жидкостей, газов с молекулярной точки зрения.

Л./р.

12/8

Строение атома. Ионы.

Комбинированное занятие

Взаимодействие тел (16 час.)

13/1

К чему приводит действие одного тела на другое? Силы.

Лабораторный эксперимент

14/2

Действие рождает противодействие.

Комбинированное занятие

15/3

Всемирное тяготение.

Комбинированное занятие

16/4

Деформация. Сила упругости.

Лабораторный эксперимент

17/5

Условие равновесия тел.

Беседа

18/6

Измерение силы. Трение

Л./р.

19/7

Трение.

“Cуд над трением”

20/8

Электрические силы.

Л./р.

21/9

Магнитное взаимодействие

Л./р.

22/10

Давление.

Комбинированное занятие

23/11

Задачи на вычисление давления

Занятие – игра

24/12

Давление в жидкости и газах

Комбинированное занятие

25/13

Давление на глубине

Устный журнал

26/14

Сообщающиеся сосуды

Комбинированное занятие

27/15

Архимедова сила. От чего зависит выталкивающая сила.

Л./р.

28/16

Изучение архимедовой силы.

Л./р.

Физические явления

Механические явления (6 час.)

29/1

Механическое движение

Беседа

30/2

Скорость движения

Л./р.

31/3

Решение задач

Работа в группах

32/4

Относительность механического движения

Л./р.

33/5

Звук

Л./р.

34/6

Скорость звука

Устный журнал

Тепловые явления (8 час.)

35/1

Тепловое расширение

Л./р.

36/2

Учёт и использование теплового расширения

Устный журнал

37/3

Плавление и отвердевание

Л./р.

38/4

Испарение и конденсация

Экскурсия на метеостанцию

39/5

Изучение процесса испарения жидкостей

Л./р.

40/6

Кипение

Комбинированное занятие

41/7

Теплопередача

Л./р.

42/8

Влажность. Измерение влажности воздуха.

Л./р.

Электромагнитные явления (7 час.)

43/1

Электрический ток. Напряжение

Беседа

44/2

Сила тока. Источники тока

Лабораторный эксперимент

45/3

Электрические цепи

Л./р.

46/4

Последовательное и параллельное соединения

Л./р.

47/5

Последовательное соединение проводников

Л./р.

48/6

Параллельное соединение проводников

Л./р.

49/7

Действие тока

Л./р.

Световые явления (11час.)

50/1

Свет. Источники света

Беседа

51/2

Свет и тень

Л./р.

52/3

Отражение света

Л./р.

53/4

Изображение в плоском зеркале

Работа в группах

54/5

Преломление света

Л./р.

55/6

Линзы

Л./р.

56/7

Наблюдение изображений в линзе

Л./р.

57/8

Оптические приборы

Защита проектов

58/9

Глаз и очки

Беседа

59/10

Разложение белого света в спектр

Лабораторный эксперимент

60/11

Оптические атмосферные явления

Устный журнал

Земля – планета Солнечной системы (6 час.)

61/1

Древняя наука астрономия. В мире звёзд

Беседа

62/2

Карта звёздного неба

Экскурсия в планетарий

63/3

Солнце. Солнечная система

Обсуждение диафильма

64/4

Годичное и суточное движение Земли

Видеофильм

65/5

Луна – естественный спутник Земли

Урок – путешествие

66/6

Космические исследования

Устный журнал

1

Резерв  

2

Резерв  

Литература для учащихся

  1. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. 5-6 Кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений– 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.
  2. Блудов М.И. Беседы по физике. – М.: Просвещение,1984.
  3. Гальперштейн Л.Я. Здравствуй, физика, – М.: Детская литература,1973.
  4. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. – М.: Просвещение,1988.
  5. Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике. 6-7 классы. – М.: Просвещение,1986.
  6. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2000.
  7. Перельман Я.И. Занимательная физика: В 2-х т. – М.: Просвещение,1972.
  8. Пёрышкин А.В. физика. 7 Кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 4-е изд., испр. – М.: Дрофа,2001.

Литература для учителя

  1. 1.Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. 5-6 Кл.: Метод. пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.
  2. Буров и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах. – М.: Просвещение,1981.
  3. Демкович В.П. Измерения в курсе физики средней школы. – М.: Просвещение,1970.
  4. Кабардин О.Ф. Методика факультативных занятий по физике / О.Ф. Кабардин. – М.: Просвещение,1988.
  5. Кирик Л.А. Физика-7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2006.
  6. Семке А.И. Нестандартные задачи по физике. Для классов естественно-научного профиля / А.И. Семке. – Ярославль: Академия развития, 2007.
  7. Физика в школе: Сб. нормат. Документов / Сост. Н.А. Ермолаева, В.А. Орлов. – М.: Просвещение,1987.