Интегрированный урок "Что может быть воды полезней?"

Разделы: Математика, Химия


Цели урока:

  • формирование навыков и умений для решений задач на растворы;
  • познакомить учащихся со свойствами воды;
  • развивать мыслительные операции посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, конкретизации, сознательного восприятия учебного материала;
  • способствовать развитию математической речи, творческой деятельности учащихся;
  • воспитывать познавательную активность, чувство ответственности, уверенности в себе, бережное отношение к водным ресурсам.

Методы: беседа, экспериментальная работа учащихся, оформление результатов эксперимента, демонстрационные опыты, выполнение расчетных заданий, игровая деятельность.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, стакан с водой, стеклянная палочка, мензурка, колба, сульфат натрия, хлорид кальция, хлорид натрия, уксусная кислота, лимонная кислота, яблоки, горшок с цветком, игрушка слоненок, бокал, футболка, стаканчики с наклейками результатов решений задач в группах.

Приложение: презентация к уроку.

ХОД УРОКА

Организационный момент.(1-2 мин)

Стук в дверь. Входит первоклассник с бутылкой, которую нашел на улице. Он просит учителя химии помочь ему определить, что за вещество в бутылке, не опасна ли она для окружающей среды. Учитель предлагает классу помочь первокласснику определить, что за вещество в бутылке.

Учитель химии.

Лабораторная работа. “ Свойства веществ, которые мы измеряем”. Слайд№2

На стол каждой группы ставится мензурка с веществом из бутылки.

Необходимо заполнить таблицу:

Свойства вещества

Проба образца

  Агрегатное состояние  
  Цвет  
  Форма  
  Запах  
  Прозрачность  

Проверка лабораторной работы (Слайд №3)

Учитель математики. Проводит устную работу. Слайд №4

Это вещество очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается. Без этого вещества жизнь не возможна. У древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия. В общем, это самое необыкновенная жидкость на свете.

1.Упростить выражения:

2. Решить уравнение -5х=125 и угадать название жидкости.

3. Представить в виде процентов: . Слайд № 5.

10 % 113% 170% 25% 4% 45% 20% 75% 50% 125%
Н Т С Р О Ж А В Ы И

Учитель химии. Слайд № 6

Вода!

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами…Ты самое большое богатство на свете…

Переход к теме урока. Вся практическая деятельность и жизнедеятельность человека с самой глубокой древности связана с использованием воды и водных растворов. Слайд № 7

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЕЕ ВОДЫ?

Учитель математики. Слайд № 8-12

Разбираем решение одной из задач с химическим содержанием. Вспоминаем три этапа математического моделирования, составляем модель задачи и решаем ее в тетради.

Задача.

Для лучшей сохранности свеклы ее опрыскивают раствором хлорида бария ВаСl2 с массовой долей 0,04. Приготовьте 50 г такого раствора.

(Обсуждение с классом как построить модель задачи)

Математическое моделирование:

I этап – составление математической модели;

II этап – работа с математической моделью;

III этап – ответ на вопрос задачи.

I этап:

Пусть х г – масса хлорида бария (ВаСl2), тогда (50-х)г – масса воды в растворе. Так как процентное содержание хлорида бария составляет 4%, а весь раствор – 100% получаем:

II этап:

III этап:

2г – хлорида бария (ВаСl2), 50-2=48 г – масса воды

Ответ: для приготовления раствора необходимо взять 2г хлорида бария (ВаСl2) и 48 г воды.

Задачи для работы в группах. Проводится работа обучающего характера с последующей проверкой. На основе результатов задач готовятся растворы (из набора предложенного химического оборудования), имеющие практическую значимость в повседневной жизни человека.

1.Решение задач. Слайд № 13-24

Лаборатория “Юный натуралист”

1.Для подкормки комнатных растений применяют раствор сульфата калия с массовой долей 0,02, или 2 %. Приготовьте 60 г такого раствора.

Лаборатория “Дары лета”

2. Существует такой способ хранения яблок: перед укладкой на зимнее хранение их погружают на несколько секунд в раствор хлорида кальция CaCl2 с массовой долей 0,002, или 0,2 %. Приготовьте 70 г такого раствора соли.

Лаборатория “ Зоопарк”

3. Больному слоненку в зоопарке выписали физиологический раствор. Приготовьте 10 г 1% раствора хлорида натрия. Пусть слоненок будет здоровым!

Лаборатория “Химия на кухне”

4. Для мытья посуды и зеркал применяется раствор с 4 % содержанием уксуса. Сколько грамм воды и уксуса необходимо взять, чтобы приготовить 250 г раствора.

Лаборатория “Химчистка”

5. Если на вашей футболке появилось пятно от фруктов – вам поможет 0,8% раствор лимонной кислоты. Приготовьте 250г такого раствора.

6*.(дополнительная задача для тех, кто первым справится с заданием) Какова будет масса смеси и ее концентрация, если смешать 30 граммов 40 %– го раствора сахара и 10 граммов 4%– го раствора сахара?

2.Приготовление растворов по результатам работы.

№ лаборатории

Масса раствора (г)

Процентное содержание (%)

Масса вещества (г)

Масса воды (г)
1

60

2

1,2

58,8

2

70

0,2

0,14

69,86

3

10

1

0,1

9,9

4

250

4

10

240

5

250

0,8

2

248

Учитель химии. Вы видите, что вода участвует в различных процессах.

Ответ на вопрос урока

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЕЕ ВОДЫ? Слайд № 25-26

Без воды – грязь, без воды – болезни.

В.В.Маяковский

Нет предела человеческому разуму, нет предела его возможностям; и то, что мы теперь так много знаем о природе и свойствах поистине самого удивительного в мире вещества – о воде, открывает… еще большие, неограниченные возможности.

И.В. Петрянов – Соколов

Учитель математики. Слайд № 27

Музыка может возвышать и умиротворять душу,
Живопись – радовать глаз,
Поэзия – пробуждать чувства,
Философия – удовлетворять потребности разума,
Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей,
А математика способна достичь всех этих целей.

Морис Клайн

Домашнее задание. Слайд № 28

  1. Найти примеры применения водных растворов.
  2. Найти рецепт приготовления раствора, используемого в быту, составить по рецепту задачу и решить ее.