Использование кейс-технологии в преподавании французского языка как второго иностранного

Разделы: Иностранные языки


Социально-экономические и общественно-политические изменения, произошедшие в нашей стране за последние два десятилетия, привели к решительному пересмотру места и роли иностранных языков в жизни российского общества. В этой связи представляется важным обратиться к проблемам, наименее решенным с точки зрения модернизации процесса обучения иностранному языку в средней школе. К ним можно отнести проблему преподавания французского языка как второго иностранного в средней общеобразовательной школе.

Использование кейс-технологии в преподавании французского языка как второго иностранного позволяет оптимизировать учебный процесс, рационально сочетать теоретическую подготовку учащихся и организацию познавательной творческой деятельности:

  1. учащиеся могут работать с заданиями на разных этапах урока;
  2. выполнять те задания, с которыми они могут справиться;
  3. учитель на уроке может проводить консультацию по тем вопросам, которые вызвали затруднения у учащихся;
  4. возможно использование кейса учащимися в дистанционном обучении.

Основными этапами кейс-технологии на уроках французского языка являются:

  1. Подготовка и предоставление учителем учебно-методического материала по изучаемой теме каждому ученику.
  2. Планомерная и последовательная работа с учащимися по проработке каждого вопроса темы, предполагающая как самостоятельное изучение отдельных вопросов, так и работу в классе или индивидуальные консультации.
  3. Обязательное обобщение изучаемой темы учителем, выявление пробелов в изучении отдельных вопросов темы и их устранения.
  4. Диагностика по окончанию изучения темы.

Использование кейс-технологии дает возможность учителю французского языка как второго иностранного решать многие методические проблемы в условиях отсутствия учебников и учебных программ, детально регламентирующих образовательный процесс; отобрать ресурсный материал и организовать обучение в соответствии требованиям овладения французским языком как вторым иностранным.

Кейс-технология – это образовательная технология, основанная на предоставлении учащимся информационных образовательных ресурсов в виде набора (кейсов) учебно-методического материала для изучения в печатном или электронном виде.

Примером могут служить упражнения, осуществляющие ввод в учебную программу при формировании умений составлять меню завтрака учащимися 6 классов по теме: “Правильное питание-залог здорового образа жизни”.

Кейс – лексико-грамматический материал урока. (Предъявленный перед уроком.)

1. Vocabulaire. Apprenez par coeur !
le petit déjeuner:
завтрак
prendre le petit déjeuner
завтракать
une crêpe
блин
une bouillie
каша
un ramequin
сырник
une tartine beurrée
бутерброд с маслом
un croissant avec de la confiture
круассан (рогалик) с вареньем
de la baguette avec du miel
кусок багета с мёдом
des céréales (f)
мюсли, зёрна
un bol de chocolat chaud
миска горячего шоколада
une tasse de thé
чашка чая

2. Grammaire. Retenez!

Je bois du chocolat avec de la baguette beurrée et des biscuits.

Les articles partitifs. (Частичные артикли.)

Pour indiquer une quantité indétérminée, on utilise

“de” + articles défini
de la bouillie
Je prends du thé (de+le=du)
de l’ omlette (de+les=des)
des céréales.

Dites:
Le matin, je bois du thé.
Ne dites pas:
 Le matin, je bois le thé.

 3. Etudier ces infornations.

Les Français pennent le petit déjeuner entre 8 heures et 9 heures du matin. Le petit déjeuner est très leger (лёгкий):

– boire du café noir, du café au lait, du chocolat, du thé;
– manger des tartines beurrées, de la baguette avec du miel, des toastes, un croissant avec de la confiture, des céréales.

Алгоритм проведения урока французского языка.

Тема урока. “La nourriture régulière est une garantie d’une vie saine ”.

Цели:

1. Образовательная:

  • Сформировать умения составлять меню 3-х разового питания.
  • Проверить умения составлять меню русской и французской кухни.

2. Развивающая и воспитывающая:

  • Сформировать представления о правильном и здоровом режиме питания учащихся, сформировать культуру учебной деятельности школьников.
  • Осуществлять перенос знаний в новых ситуациях (составление меню русской и французской кухни).

Содержание кейса:

  1. Глоссарий по данной теме урока.
  2. Задания для самопроверки, контрольные тесты для промежуточного контроля.
  3. Рейтинговые карты с критериями оценок за работу на данном уроке. (Приложение1)
  4. Домашние задание: упражнения, обеспечивающие подготовку к контрольной работе и итоговому зачету по теме.
№ п\п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
1. Организационный момент Настрой учащихся на работу на уроке Включение в работу 1 м.
2. Подготовка к работе на основном этапе Предъявление целей и задач урока “La nourriture régulière est une garantie d’une vie saine ”. Восприятие и осознание целей и задач 2 м.
3.

 

 

 

Подготовка учащихся к восприятию 1. Повторение ранее изученного лексического материала.
2. Проверка умений составлять предложения с частичным артиклем
С помощью проектора учащиеся выполняют упражнения:

1. Повторение ЛЕ по теме “Меню завтрака”.
2. Отработка навыков употребления частичного артикля с опорой на рисунок

5 м.

 

 

 

4. Этап первичной проверки понимания изучаемой темы Консультативная помощь Самопроверка выполнения упражнений по теме завтрак 6 м.
5. Этап применения знаний Организация работы на компьютере с ЛЕ по теме “Меню завтрака”:

1. Содержание меню завтрака.
2. Развитие навыков монологической речи.
3. Развитие навыков диалогической речи.

1. Восприятие и осознания нового материала.
2. Работа на компьютере по составлению меню завтрака.
3. Мнения учащихся относительно содержания меню завтрака русской и французской кухни.

 

10 м.
6.

 

 

 

Этап обобщения и систематизации знаний. 1. Расширение и углубление знаний:
–  содержание меню обеда
– развитие навыков составления меню обеда русского и французского школьника

2. Формирование целостной системы знаний по теме “Правильное питание – залог здорового образа жизни”.

1. Выполнение упражнений по составлению меню обеда.
2. Обобщение полученной информации, анализ, выводы.
3. Заполнение учебной карты самостоятельной деятельности учащихся.
10 м.
7.

 

 

Этап контроля и самоконтроля. Проверка карты самостоятельной и учебной деятельности учащихся.
Вывод о результатах усвоения нового материала “Правильное питании залог здорового образа жизни”
Выводы результатов саморефлексии учащихся 4 м.

 

 

8.

 

Рефлексия, саморефлексия. Определение степени успешности обучающихся на уроке Выбор домашнего задания в соответствии с уровнем сформированности знаний и умений по теме “Правильное питании залог здорового образа жизни”. 2 м.

 

9.

 

Этап предъявления домашнего задания Формулировка домашнего задания, рекомендации по

составлению меню ужина

Уточняются вопросы, связанные с домашним заданием 3 м.

 

10.

 

 

Подведение итогов и оценка сформированных знаний 1. Консультация учащихся, которые имеют затруднения при выполнении домашнего задания.
2. Выставление оценок за работу на уроке по карте критериев оценок.
Подведение итогов: смогли ли реализовать свои знания и умения на уроке учащиеся. 2 м.

 

 

Глоссарий.

Тема урока “Правильное питание-залог здорового образа жизни” (глоссарий к завтраку).

Основные понятия Содержание на французском языке Содержание на русском языке
1. Культура питания Культура питания – это правильный набор продуктов питания, который направлен на укрепление здоровья.
2. Le menu
(anglais menu,set menu)
Меню
1. Liste des plats composant le repas du matin,de midi,du soir.
2. Repas au prix fixe servi dans un restaurant, dans un café.
1. Перечень блюд завтрака, обеда, ужина.
2. Общий список блюд, приготовляемых в ресторане, в кафе.
3. Un croissant
(anglais croissant)
Круассан
Patisserie feuilletée ayant cette forme.Un symbole de la France. Хлебобулочное изделие в форме полумесяца из слоёного теста. Символ Франции.
4. Le chocolat
(anglais coco)
Какао
Boisson,friandise à base de cacao. Напиток в состав которого входит какао.

В заключении можно сказать: кейс-технологии помогают обеспечивать активность ученика на этапе познания, на этапе понимания и на этапе формирования знаний и умений.