"Холодная война". Выбор политического курса СССР

Разделы: История и обществознание


Цель урока: создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления.

Задачи:

Образовательные:

– определить сущность понятия "холодная война", ее этапы, признаки.

– определить влияние внешних факторов на внутреннюю и внешнюю политику СССР в 1945-1953г.

Развивающие: продолжить развитие творческого мышления учащихся, их познавательной деятельности, активности, стремление пополнять знание из различных источников информации; формирование умения выделять существенные связи, давать им оценку, обобщать, анализировать.

Мотивационные: способствовать воспитанию патриотизма, гражданственности, высокой нравственности.

Воспитательные: продолжить воспитание любви к Родине, отрицательного отношения к войне.

Планируемые результаты.

Учащиеся узнают о:

  • основных итогах Второй мировой войны;
  • истоках "холодной войны" и ее проявлениях;
  • причинах локальных войн и конфликтов;
  • причинах отказа руководства СССР от "плана Маршалла";
  • воздействие конфликта с Югославией на укрепление советского влияния в Восточной Европе;
  • роли СССР в образовании государства Израиль;
  • причинах и последствиях образования НАТО;
  • помощи СССР в создании Китайской Народной Республики;
  • роли Корейской войны в противостоянии СССР и США после Второй мировой войны.

Тип урока: нестандартный.

Форма урока: мастерская.

Методы обучения:

  • по типу познавательной деятельности: частично-поисковый;
  • по форме сотрудничества: групповой.

Средства обучения:

  1. Телевизор, видеомагнитофон, видеокассета.
  2. Раздаточный материал.
  3. Учебник "История России 1945-2008 гг." 11 класс
  4. Бумага, фломастеры.
  5. 4 ватмана.

Окончание Второй мировой войны и ее результаты поставили на повестку дня мировой политики проблему создания новой системы международных отношений. Решением этого вопроса и занялись ведущие государства антигитлеровской коалиции – СССР, США, Англия и Франция, к которым вскоре присоединился Китай. Объективное развитие ситуации вело к обострению противоречий между бывшими союзниками из-за стремления усилить свои позиции на мировой арене. Это, так или иначе, затрагивало интересы каждой из стран коалиции. В то же время выявилась и особенность характерная именно для периода после Второй мировой войны: конфронтация между бывшими союзниками проявилась в идеологической форме и постепенно превращалась в идейно-политическое противостояние – СССР, с одной стороны, и западные союзники – с другой. Его признаки начали нарастать уже в конце 1945 г. и отчетливо просматривались к концу 1946г. Вскоре появился и термин, обозначающий это противоборство – "холодная война".

В 11-м классе вам давно уже понятен смысл слова "война". Но сегодня мы должны определить сущность понятия "холодная война", ее даты, признаки. У нас с вами 2 часа и через 2 часа мы должны ответить на поставленные вопросы, нарисовать плакат и написать статью к понятию "холодная война".

Мне бы хотелось, чтобы в процессе работы в мастерской вы еще раз осознали значимость прошедших событий и событий сегодняшнего дня. Актуально это и потому, что опять гремят взрывы, свистят пули и гибнут чьи-то сыны, мужья, отцы.

1 Этап 1. Индуктор В качестве индуктора предлагается слово “война” А) на доске слово “война”;
Б) возьмите чистый лист бумаги. Обведите ладонь и напишите на ладони ассоциации к слову “война”. Можете выделить главное слово (страх, слезы, ужас, разруха и т.д.)
1. На каждом столе А) ватман;
Б) фломастеры;
В) Чистые листы бумаги на каждого ученика 2. В каждой группе выбрать художника, который до конца урока выпускает плакат против войны. 3. В группе выбрать консультанта для коррекции работы и оценивания результатов.
  2. Ведущий мастерской 1) предлагает просмотр видеофильма о войне Просмотр видеофрагмента
5 мин. 3. Самоконструкция. Рассказать в группах о своих мыслях и ощущениях, вызванных увиденным.  
5 мин. 4. Социализация Каждая группа представляет результаты обмена впечатлениями и размышлениями
А какие войны вы знаете еще? (Отечественная, гражданская, локальная и т.д)
  5. Творческое задание группам Прочитайте 1 пункт § 1 “Холодная война” – “Послевоенный мир” Группы предлагают свои ответы Итог работы записывают на доске

Задание: Подведите итоги работы 2 мировой войны

На доске:
  1. Повержен фашизм – одна из форм тоталитаризма. Восстановлена независимость и суверенитет стран Европы и Азии.
  2. Развитие военно-технической мысли, совершенствование вооружений. Появление ядерного оружия.
  3. Освобождение стран Центральной и Восточной Европы Советским Союзом.
  4. Сформировались 2 противоположные политические системы, возглавляемые США и СССР.
  5. Созданы военно-политические союзы НАТО и стран Варшавского договора.
  6. Сложились две различные системы ценностей; сущность одной – демократия, другой – тоталитаризм.
10 мин. 6. СоциализацияЗадание группам: Пользуясь ассоциативным рядом и своими представлениями составьте статью для Толкового словаря “Холодная война” – это…. Таким образом вы можете внести свой вклад в опыт составления статьи в словарь – Каждая группа дает свое определение. – Во время выступления групп отметить в предлагаемых определениях их достоинство и своеобразие. Итог работы: – определение какой группы было наиболее точным?
  7. Работа с информациейА теперь каждая группа 1) получает информационный блок: А) статья “Холодная война” из Большой советской энциклопедии Б) Образ врага. Политология: Энциклопедический словарь. – М., 1994. В) железный занавес. Политология: Энциклопедический словарь. – М., 1994. Г) Речь У.Черчилля в Вестминстерском колледже. Фултон 5.03.1946 г. Д) учебник стр. 16-24 2. Прочтите и обсудите материал; 3. Конечная цель данной работы – корректировка определения “холодная война” Работа учащихся с текстами. Художник рисует плакат.
  8. Социализация.– Каждая группа дает скорректированное толкование понятия “холодная война”, делает сообщение. Сравните с определением в учебнике (Словарь, стр. 363). – Сформулируйте основные положение, сделавшие возможным раскол мира на 2 лагеря. Представьте положения, сделавшие возможным раскол на 2 лагеря. – Представьте свой ответ в виде знаковой системы по выбору (таблица, схема, кластер) Художники – Составление таблиц, кластеров, схем. Художники размещают свои плакаты на стене (подготовка к защите плакатов).
  А теперь возьмите свои листочки с нарисованными ладонями. Перечеркните их, поднимите. Итог работы: Сегодня на уроке еще раз…. Человек сказал: “Нет войне!” Все поднимают листочки с перечеркнутыми ладонями, на которых сделана запись о войне.
5 мин Рефлексия А теперь предлагаю написать текст, который начинается словами: “Сегодня в мастерской я…”  
2 мин Подведение итогов урока Спасибо за урок!  

Литература

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.
  2. Данилов А.А., Уткина А.И., Филиппов А.В. История России 1945-2008г. 11 класс. – М.: Изд-во “Просвещение”, 2007.
  3. Лакоценина Т.П. Современный урок. Ч. 5. Инновационные уроки. Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. Заведений, слушателей ИПК.– Ростов н/Д.: Изд-во "Учитель", 2007. – 208 с.
  4. Орлова О.В. История Отечества ХХ в. Педагогическая мастерская. – Санкт-Петербург: "Паритет", 2003.
  5. Шевченко Н.И. Технологии обучения истории в старшей школе. Методические рекомендации. Библиотека преподавателям истории и обществознания. Серия: "Историческое образование в современной российской школе". – М.:ACADEMIA АПК и ППРО, 2008.