Интеллектуальный турнир

Разделы: Внеклассная работа


Учиться можно только весело…
Чтобы переваривать знания, надо
поглощать их с аппетитом.

А Франс

Цель игры:

  • развивать интерес к математике, расширять математическую эрудицию, развивать логическое мышление кадет в области математики; умение быстро ориентироваться в обстановке;
  • воспитывать раскованность, уверенность в общении.

Ход игры: интеллектуальный турнир проводится ПМК математики и информатики. В нем участвуют

4 команды по 8 человек от каждой роты. Игра проходит в 4 этапа.

  • Разминка

– записать формулы для вычисления площади треугольника;

– назвать пословицы, поговорки и загадки, содержащие числа.

  • I тур “Спринт эрудитов”.
  • II тур “Своя игра”.
  • III тур “Галерея великих людей”.
  • IV тур “Неопознанный математический объект” (НМО).

Оборудование: портреты великих ученых, которые выносят на сцену при вопросах из “Галереи великих людей”, черный ящик, плакаты с высказываниями, карточки с заданиями, песочные часы.

Форма проведения турнира.

Мероприятие проводится для кадет II курса. Роты делятся на команды. В каждой из которых по 8 человек. По результатам каждого тура выбывает команда, набравшая меньшее количество баллов.

Здравствуйте, дорогие друзья!

– Мы рады приветствовать интеллектуальную элиту! Тех, кто своими знаниями, умом, эрудицией завоевал честь представлять роту.

– Сегодня мы поговорим о некоторых

Математических фигурах, услышим немного

Из истории математики и напомним, что

Математика – гимнастика ума.

Сегодня с нами те,

Кто хочет учиться с увлечением, кто любит Тайны,

загадки, приключения, кто любознателен,

Трудолюбив, настойчив.

Девиз нашего мероприятия – “Математика без границ”.

– Чтобы спорилось нужное дело
Чтобы в жизни не знать неудач
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко.
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения нужные людям
Никогда не давались легко.

В игре принимают участие 4 команды по 8 человек. Оценивать ответы будет жюри в составе:... Вести игру будем мы ...

– Имейте в виду, что ведущие и жюри имеют право штрафовать участников, нарушивших порядок.

– Итак, начинаем интеллектуальный турнир.

Разминка

I. Задание всем командам. Кто из вас напишет больше формул для вычисления площади треугольника? (Проигравшая команда начинает следующий этап)

II. Команды поочередно называют пословицы, поговорки и загадки, содержащие числа, не повторяясь (см. Приложение 1). Побеждает та команда, которая называет последней пословицу.

I тур. Спринт эрудитов

Вопросы командам см. Приложение 2.

– На этом первый тур марафона завершен. Пока жюри совещается, подводя итоги, идет игра со зрителями.

Игра со зрителями

Если верить древнему историку, во время похода А. Македонского в Индию офицеры его армии страдали от желудочно-кишечных заболеваний реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого металла была изготовлена офицерская посуда?

Ответ: Из серебра, оно обладает бактерицидными свойствами. (За правильный ответ участники получают жетоны)

– Просим жюри огласить итоги первого тура

– По результатам I тура продолжают марафон 3 команды, выбывшая команда продолжает зарабатывать баллы (как группа поддержки) для одной из оставшихся команд.

Задача группе поддержки

Задача о здоровом образе жизни.

По прямой дорожке бежит цепочка из 10 спортсменов, скорость каждого из них 3м/с, расстояние между спортсменами 10 м. Навстречу им по параллельной дорожке бежит тренер, его скорость 2м/с. Поравнявшись с тренером, каждый спортсмен останавливается. Найдите длину цепочки спортсменов после того, как все они остановятся, и через какое время после остановки первого спортсмена остановится последний.

Ответ: Начальная длина цепочки 10м х 9 промежутков = 90м.

Промежуток времени между последовательными встречами t= 10:(2+3)=2с.

После первой встречи начало цепочки “застывает”, до последней пройдет 9х2 = 18с. За это время последний спортсмен успеет пробежать 3 м/с х 18с = 54м. Тогда длина цепочки составит 90 — 54 = 36м.

– А мы продолжаем марафон.

II тур. Своя игра

– После каждого вопроса команды записывают ответ на него на отдельном листе и сдают лист жюри. Стоимость верного ответа – 1 балл.

1 Известно, что многие русские поэты были увлечены математикой, восторгались ее красотой и величием, а также посвящали ей стихи. Кто из данных поэтов является автором следующих строк?

Здесь что? Мысль роль мечты играла,
Металл ей дал пустой рельеф,
Смысл там, где змеи интеграла
Меж цифр и букв, меж d и f!

A. Брюсов В.Я.
Б. Гумилёв Н.С.
B. Хлебников В.В.

2. По мнению Л.Н. Толстого, каждый человек подобен дроби. Числитель дроби — это то, что человек собой представляет. А что представляет, по мнению писателя, знаменатель этой дроби?

A. То, как этот человек выглядит.
Б. То, что он о себе думает.
B. То, что про него думают другие.

3. Над входом в Академию Платона было написано: “Да не войдет в Академию не знающий...” Выберите верное словосочетание, заканчивающее фразу.

A. Не знающий истины.
Б. Не знающий дружбы.
B. Не знающий геометрии.

4. Американский математик Нивен утверждал, что математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает...

А. Другой математик.
Б. Сосед.
В. Жена.

5. “В п-мерном пространстве мы становимся слишком плоскими”. Это высказывание является...

A. Медицинским диагнозом.
Б. Монологом из фильма “Матрица”.
B. Цитатой из лекции по алгебре.

6. Намалевал художник на холстине.
И слава по миру идет о той картине,
В ней разместился в аккурат...
Продолжением является строка...

А. Российский нефтяной магнат.
Б. Сибирский овощной салат.
В. Чернее черного квадрат.

7. “Какую глупость вы бы ни придумали, найдется человек, который эту глупость сделает”. Данное высказывание является...

A. Аксиомой.
Б. Теоремой о существовании.
B. Жизненной позицией.

8. Пифагор является одной из наиболее интересных личностей в истории. Он основал религию, которая нашла свое воплощение в особом религиозном ордене. Выберите из представленных вариантов предписание, которое действительно являлось пред
писанием пифагорейского ордена.

A. Не плюй в колодец.
Б. Не подставляй ногу.
B. Не откусывай от целой булки.

9. Русские дети в городе Лос – Анджелесе решили пошутить и запустили в школу трех свиней. При этом написали на них краской номера 1, 2 и 4. Неделю американская полиция искала...

A. Детей, которые это сделали.
Б. Свиней, которые разбежались.
B. Свинью под номером 3.

10. 12 февраля 1535 года между известными итальянцами того времени Фиори и Тартальей состоялся поединок, на котором Тарталья одержал блестящую победу.

A. Это была битва на мечах.
Б. Это был бой без правил.
B. Это был математический бой.

Ответы

1. А. 2. Б. 3. В. 4. Б. 5. В. 6. В. 7. В. 8. В. 9. В. 10. В.

– Второй тур марафона завершен. Пока жюри совещается, подводя итоги, проводится игра со зрителями.

Игра со зрителями

– Вы все знаете, что 2010 год – год Учителя.

И думаю всем известно эмблема и главный приз всероссийского конкурса “Учитель года” – хрустальный пеликан.

Почему именно пеликан считается символом бескорыстного самопожертвования?

Ответ: Птенцы пеликана, залезая глубоко в глотку родителей, кормятся принесенной для них пищей, часто вырывая ее прямо с кровью.

– Просим жюри огласить итоги II тура, учитывая работу группы поддержки.

– По результатам II тура продолжают марафон 2 команды …,

Выбывшая команда продолжает зарабатывать баллы (как группа поддержки) для одной из оставшихся команд.

Задача группе поддержки

Задача от жюри.

После стирки кусок мыла уменьшился на 1/6 часть как по ширине, так и по высоте. На сколько таких же стирок хватит оставшегося куска мыла?

Ответ: Осталось первоначального объема. Поэтому его хватит еще на 2 стирки.

– А мы продолжим марафон.

III тур. Галерея великих людей

Вопросы командам:

  1. Кто из великих сказал: “Математика – царица наук, а арифметика – царица математики”?
  2. (Карл Фридрих Гаусс)

  3. Кому принадлежат эти строки: “Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”

(Ломоносову)

Пока команды обдумывают ответ вопрос для болельщиков:

Назовите имя известного поэта и математика:
Лучше мыкать нужду и невзгоды с орлом,
Чем с презренным сидеть за обильным столом.
Лучше черствую корку глодать в одиночку,
Чем халвой угощаться с вельможным ослом.

(Омар Хайям.)

– Просим команды быть внимательными, побеждает тот, кто первым ответит на вопрос.

3. Ее знакомство с математикой произошло в 8 лет, так как стены ее комнаты были оклеены листами с записями лекций по математике профессора Остроградского. Кто она?

[С.В.Ковалевская.]

4. На могиле этого великого математика был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Почти спустя 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот математик?

[Архимед.]

– На следующие вопросы ответить письменно (см. Приложение 3).

– А теперь самый загадочный тур.

IV тур. Неопознанный математический объект

– Каждой команде вручается “черный ящик” и описание НМО, который в нем находится

Задание 1-й команде.

Здесь находится одна из наиболее часто встречающихся математических фигур. Одно из замечательных свойств этой фигуры используют в приготовлении самых устойчивых столов, подставок

[Модель треугольника.]

Задание 2-й команде.

Если рассматривать этот НМО в координатной плоскости, то он иллюстрирует зависимости: пути от времени при равномерном движении, массы от объема. В геометрии это основное понятие.

[Модель прямой.]

– Пока команды думают, в зал вносится “черный ящик”

Болельщикам по наводящим вопросам предлагается отгадать, какой предмет в нем находится. Начальная цена вопроса – 6 очков. За каждую следующую подсказку цена падает на 1 очко.

1-й предмет

(6 очков) История изобретения этого предмета насчитывает более двух тысяч лет. Вряд ли кто-то возьмет на себя смелость назвать имя изобретателя. Древнее название этого предмета клепсидры.

(5 очков) Эта вещь на протяжении веков совершенствовалась, менялась, уменьшалась в размерах. В ее усовершенствование внесли свою лепту Галилео Галилей, Христиан Гюйгенс, Иван Кулибин.

(4 очка) В начале XX в. поставщиком двора его величества этой важной вещи был владелец знаменитой фамилии. Спустя годы его внук, знаменитый спортсмен, играющий в НХЛ, занялся наследственным бизнесом.

(3 очка) Название этой вещи не употребляется в единственном числе.

(2 очка) Частично об этом поется в песне:

Призрачно все в этом мире бушующем.
Есть только миг, за него и держись
Есть только миг между прошлым и будущим.
Именно он называется жизнь.

(1 очко) К этой вещи относятся эпитеты: солнечные, водяные, песочные, механические, электронные, водонепроницаемые, противоударные.

(0 очков) Этому предмету посвящена загадка: “Весь день усами шевелит и время узнавать велит”.

2-й предмет (шахматы и шахматная доска)

(6 очков) Историк XX в. Роуз сказал: “Это задушевная беседа без слов, лихорадочная активность, триумф и трагедия, надежда и отчаяние, жизнь и смерть, поэзия и наука, Древний Восток и современная Европа”.

(5 очков) Когда в каждой семье можно будет найти эту игру, появится надежда на то, что со временем исчезнет скудость истинных государственных умов.

(4 очка) Родина — Индия. Возраст — 15 столетий. Имя изобретателя – неизвестно. Древнее старинное название – “чатуранга”.

(3 очка) Это постоянный спор “двух К”.

(2 очка) Это дворцовая жизнь в миниатюре.

(1 очко) До сих пор спорят, что ЭТО: искусство, спорт или игра? Для кого-то это труд, для кого-то – отдых. Однако очевидно, что для этой игры нужны воля, упорство, память, логическое мышление, математические способности и, несомненно, талант.

(0 очков)

На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет на поле у полков
Ни патронов, ни штыков.

Послесловие. Известен исторический факт: 16 декабря 1776 г. произошло крупное сражение при Тристоне между британской армией во главе с генералом Ролем и восставшими североамериканских колоний. Генерал Роль забыл прочесть донесение от своих разведчиков, так был занят игрой. И битва была проиграна. Он играл в шахматы!

Вопрос за дополнительное очко. Кто из ученых-химиков, куда бы ни шел, ни ехал, всегда брал с собой шахматы? [Менделеев.]

3-й предмет (циркуль)

(6 очков) Существует легенда о греческом изобретателе Дедале (мастере, сделавшем крылья Икару) и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал гончарный круг, первую и мире пилу и то, что лежит в этом ящике. За это молодой человек поплатился жизнью, так как завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала.

(5 очков) Самый древний такой предмет пролежал в земле почти 3000 лет.

(4 очка) Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране он впервые был обнаружен на раскопках в Нижнем Новгороде.

(3 очка) В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом учености, а умение решать задачи с его помощью — признаком большого ума.

(2 очка) Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.

(1 очко) Известный писатель Ю. Олеша, автор “Трех толстяков”, писал: “В бархатном ложе лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжелая голова. Я намереваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку”.

(0 очков) Об этом предмете придумана загадка: “Сговорились две ноги делать дуги и круги”.

Вопросы для игры со зрителями см. Приложение 4, дополнительные вопросы – Приложение 5.