Интегрированный урок (география + информатика) "Машиностроительный комплекс"

Разделы: География


Цели урока:

Знать: определения "специализация", "кооперирование", особенности и принципы размещения машиностроительного комплекса

Уметь:

1 уровень – назвать состав машиностроительного комплекса, показать на контурной карте главные центры машиностроения, работать с алгоритмами и схемами

2 уровень – анализировать принципы размещения машиностроения и делать вывод о размещении нового автомобильного завода, работать самостоятельно с компьютером

Развивать: умение работать с контурной картой, алгоритмом, четко и лаконично излагать свои мысли

Оборудование: карта машиностроения в России, компьютер, схемы, атлас по географии для 9-го класса.

Ход урока

1. Значение и состав машиностроительного комплекса.

Игра "Телекомментатор": учащиеся получают задание найти в компьютере в указанном месте определенную папку с фотографиями объектов различных отраслей машиностроения: автомобили, суда, самолеты, поезда, приборы, трактора, комбайны, турбины и т.д. В процессе показа слайдов они должны назвать и прокомментировать отрасль машиностроения: автомобилестроение, судостроение, приборостроение, сельскохозяйственное машиностроение, авиастроение, железнодорожное машиностроение, оборудование для шахт и электростанций. Учащиеся определяют задачу машиностроения – обеспечение народного хозяйства новыми современными машинами.

2. Знакомство с основными определениями

Учащиеся работают с учебником и со схемами на карточках (Приложение 1), дают определение специализации и кооперированию.

3. Факторы размещения.

Работа учащихся со схемой в компьютере. Задание – соединить стрелками отрасли и решающие факторы размещения машиностроения.

Схема:

Судостроение

наукоемкий

Автомобилестроение

металлоемкий

железнодорожное машиностроение

транспортный

электротехника

потребительский

сельскохозяйственное машиностроение

трудовые ресурсы

Ответ:

судостроение – металлоемкий и транспортный факторы, автомобилестроение – потребительский фактор и трудовые ресурсы, железнодорожное машиностроение – металлоемкий и транспортный факторы, электротехника – наукоемкий, потребительский факторы и трудовые ресурсы, сельскохозяйственное машиностроение – потребительский фактор

4. Работа учащихся с компьютером и атласом по алгоритму.

Задание: определить города – машиностроительные центры (они обозначены на карте кружочками под номерами: Красноярск, Екатеринбург, Набережные Челны, Волгоград, Нижний Новгород, Москва, Саратов, Тольятти, Волгодонск, Санкт-Петербург, Челябинск, Ростов-на-Дону, Ижевск, Ульяновск), записать их названия в соответствии с номерами, на компьютере выделить город, наведя указатель мыши на кружок, на панели инструментов выбрать Заливка, Цвет заливки и обозначить соответствующую отрасль.

Автомобилестроение – красный
Энергетика – синий
Авиастроение – желтый
Тяжелое машиностроение – черный
Военно-промышленный комплекс – коричневый
Сельскохозяйственный комплекс – зеленый

5. Выступление учащихся с опережающим заданием.

Тема "Развитие машиностроения в России"

6. Проблемная ситуация.

Задание: используя знания о принципах размещения, сделайте прогноз, где следует построить в настоящее время новый современный автомобильный завод.

7. Подведение итогов. Домашнее задание.

Список литературы:

  1. Алексеев А. И., Николина В. В.: География: население и хозяйство России, 9 класс – М.: Просвещение, 2007.
  2. География. 9 Класс. Поурочные планы по учебнику В. Я. Рома, В. П. Дронова – сост. Воробцова Т. Н. – Волгоград: Учитель-Аст, 2004.
  3. География Волгоградской области. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы. Сост.: Брылев В. А. – Волгоград: Учитель-Аст, 2006.
  4. Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Ложбанидзе А. А.: География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 Класс. – М.: Дрофа, 2008.
  5. Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Ложбанидзе А. А.: География России. Хозяйство. 9 Класс. – М.: Дрофа, 2008.
  6. Уроки географии с использованием информационных технологий в 8-9 классах. Методическое пособие с электронным приложением. Авторы-составители: С. В. Долгорукова, Л. И. Елисеева, И. Л. Кугут, О. П. Федорова – М.: Глобус, 2008.
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki
  8. http://mir-zemli.ru