Концепция патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях Центра развития ребёнка

Разделы: Работа с дошкольниками


В Национальной доктрине образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить … воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. Обращение к отеческому наследию в условиях образовательных учреждений позволяет воспитывать уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо предоставить возможность узнать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем, по нашему видению с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов и мы, тем самым, формируем толерантность у ребенка, являющуюся одной из ведущих составляющих нравственной культуры личности.

В связи с этим мы выделяем патриотическое воспитание детей как одну из основных задач нашего дошкольного образовательного учреждения. В своей деятельности мы опираемся на «Критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении» (Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений. М: АСТ, 1996). В основе содержания системы патриотического воспитания лежат представления об истории, культуре (2.1): сказках, мифах и легендах народов мира (2.1.1), о развитии труда человека (2.1.3); об основах правового сознания (2.3): документах о защите прав человека (2.3.1) и т.д.

Работа по патриотическому воспитанию в условиях Центра развития ребенка включает в себя целый комплекс задач:

  1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родном дому, детском саду, родной улице, городу (подход С.А. Козловой);
  2. Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
  3. Воспитание уважения к труду людей;
  4. Развитие интереса к российским традициям и промыслам;
  5. Формирование элементарных знаний о правах человека;
  6. Расширение представлений о России, ее столице;
  7. Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
  8. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
  9. Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности (на занятиях, в играх, в обычных режимных моментах).

Для реализации системы патриотического воспитания в Центре созданы благоприятные материально-технические и социальные условия, обновляется содержание дошкольного образования, делается отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на субъектный опыт детей и требований культуросообразности, осуществляется тесный контакт с семьей с опорой на ее традиции и опыт.

В целом, мы определили задачу педагога в умении выбирать наиболее интересные, яркие впечатления из окружающей действительности и использовать их в педагогической работе: природа и мир животных, дом, детский сад, родной край, труд людей, традиции, общественные события , памятники, мемориальные комплексы и т. д.

Отбор соответствующего материала для занятий в условиях нашего Центра развития ребенка осуществляется с учетом возрастных особенностей воспитанников. Мы считаем, что четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад (например, улица Кирова). Внимание детей постарше мы привлекаем к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах микрорайона (цирк, сквер героев, художественный музей, развлекательные центры и т.д.). Диапазон объектов, с которыми знакомим старших дошкольников, постепенно расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники (Площадь Побед, Бульвар Героев, Кузнецкая крепость 1618 года, реликтовая роща черных тополей, храмы, старый Кузнецк и т.д.). Старший дошкольник уже знает название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; в честь кого они названы. Для этого мы проводим экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации.

Решение задач патриотического воспитания строится на основе следующих педагогических принципов:

  • Принцип целостности педагогического процесса, обеспечивающие единство воспитания, обучения и развития, непрерывность и преемственность педагогического процесса.
  • Принцип полноты, предусматривающий вхождение детей во все доступные «миры» (от мира семьи до мира Родины) в процессе освоения всех основных видов детской деятельности, познания национальной культуры, быта и национальных традиций.
  • «Позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний).
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватно возрасту, баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; деятельностный подход.
  • Развивающий характер обучения, основанный на природной детской активности.
  • Принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.
  • Принцип позитивного взаимодействия с различными образовательными и культурно-просветительными учреждениями.

Таким образом, мы определили цель системы патриотического воспитания детей – создание условий для становления и развития физически и нравственно здоровой личности, способной в перспективе проявить свою человеческую позицию и творческую активность для реализации собственных потребностей, благо семьи и общества. Реализация этой цели обеспечивается через группу взаимосвязанных задач.

Задача 1. Семья (четвертый год жизни воспитанника):

Ознакомить ребенка с его родным домом. Прививать чувство родства с семьей. Заложить основы теплого чувства и привязанности к своей семье. Сформировать понятия: я – член своей семьи; мой дом – это моя семья.

Задача 2. Детский сад (пятый год жизни воспитанника):

Ввести ребенка в первую социальную среду – детский сад. Заложить основы искренней благодарности сотрудникам детского сада за их труд. Познакомить с ближайшим окружением родного дома и детского сада. Сформировать понятия: я – воспитанник детского сада; мой дом – детский сад.

Задача З. Родной край, город (шестой год жизни воспитанника):

Познакомить ребенка с его малой родиной – городом Новокузнецком и формировать любовь к нему. Начать формирование понятий: я – житель города; мой дом – город.

Задача 4. Россия (седьмой год жизни воспитанника):

Развивать потребность к ознакомлению с большой Родиной -Россией, формировать любовь к Отчизне. Начать формирование понятия : я – гражданин России.

Система патриотического воспитания в Центре развития ребенка организована по блокам:

1 блок. Разработан и реализуется основной проект – образовательная программа по краеведению «Мир, в котором Я живу» (автор Н.Н. Пильникова, воспитатель высшей квалификационной категории).

2 блок. Проект «Мой любимый детский сад» регламентирует лексическую работу с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речевого развития, по основным темам бытовой тематики окружения ребенка в детском саду (человек, части тела, игрушки, дом, мебель, одежда, обувь, посуда, пища, бытовые приборы, праздники).

З блок. Проект «Папа, мама, я» ориентирован на повышение правовой культуры субъектов воспитательно-образовательного процесса. Общая цель – «защита детства».

4 блок. Разработаны и реализуются познавательно-игровые проекты: «Новокузнецк – спортивный», «Новокузнецк – театральный», «Новокузнецк – музыкальный», «Новокузнецк – литературный», «Новокузнецк – архитектурный», «Новокузнецк – героический». Познавательно-игровые проекты разработаны в виде комплекса образовательной работы (занятия, экскурсии, развлечения), направленной на расширение познавательных интересов у детей в природосообразной детской деятельности (игре, рисовании, конструировании).

В канун празднования Дня Победы, с целью приобщения детей к историческим событиям, разработана система мероприятий, построенная с учетом духовного становления личности ребенка и формирования творческого потенциала, ориентированного на развитие личностно-смысловой сферы детей (отношение к действительности, истории, и т.п) С этой целью мы предлагаем Вам познакомиться с познавательно-игровым проектом «Новокузнецк – героический». (приложение 1-2)

Данный комплекс образовательной работы по патриотическому воспитанию позволяет добиться высоких результатов и способствует созданию позитивного имиджа Центра развития ребенка как реального социокультурного центра микрорайона.