Развитие познавательной активности учащихся через применение ИКТ в процессе обучения физике (на примере темы 9-го класса "Механические колебания. Волны. Звук")

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (3,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (912 кБ)

Загрузить презентацию (387,7 кБ)

Загрузить презентацию (31,4 МБ)

Загрузить презентацию (33,9 МБ)

Загрузить презентацию (22,2 МБ)

Загрузить презентацию (1,8 МБ)


Бурное развитие технических средств обучения, а особенно Интернет-ресурсов значительно расширяют возможности учащихся, в получении различной информации используя компьютер. Поэтому, чтобы сделать современный урок интересным для учащихся, необходимо использование информационных технологий, мультимедийных продуктов.

Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе - улучшает качество обучения за счет:

  • наглядности при восприятии и усвоении новой информации на уроке. (Учащиеся отличаются разной скоростью восприятия информации, и разным "способом её восприятия").
  • самоорганизации труда учителя и учащихся. (Возникает необходимость строго выстроить последовательность слайдов и текстов к ним).
  • самообразования учителя и учащихся при подборе материала для презентации. (Возникает необходимость в получения дополнительной информации по предмету при подборе видеофрагментов, иллюстраций, составлении схем, таблиц:).

Урок - это организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя методы и средства работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладели основами изучаемого предмета, а также для воспитания и развития школьников.

Планируя современный урок, учитель должен выбрать, с учетом условий осуществления образовательного процесса, такие методы и средства обучения, при помощи которых достижение целей обучения, воспитания и развития учащихся будет самым эффективным.

Согласно Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации (первая ступень обучения) для изучение курса физики 7 - 9 класса отводиться 210 часов, в каждой параллели по 70 часов в год. Поэтому для волнения требований стандарта, основного общего образования по физике в течение года в 9 классе необходимо: изучить материал 80 параграфов (используется ученик "Физика 9 кл." авторы А.В. Перышкина Гутник); выполнить шесть лабораторных работ; провести: семь уроков решения задач, пять уроков повторения и обобщения материала, шесть контрольных работ ( итог изучения нового материала - четыре, плюс две - вводная и годовая). Несложные подсчеты, приведенные в Таблице 1, свидетельствуют, что на изучение нового материала, остается 42 урока.

Таблица 1

70ч. 4ч. = 66ч 4ч.+2ч. 6ч. 7ч. 5ч. 42ч.
  Резерв Планируется материал на год Контрольные работы Лабораторные работы Уроки решения задач повторения и обобщения материала ОСТАЕТСЯ на изучение нового материала

Подобный анализ проведен и по курсам физики 7 и 8 классов (Таблицы 2,3)

Таблица 2

70 ч. 4ч. = 66ч 4ч+1ч. 10ч. 8ч. 4ч. = 38ч.
  Резерв Планируется материал на год Контрольные работы Лабораторные работы Уроки решения задач повторения и обобщения материала ОСТАЕТСЯ на изучение нового материала

Таблица 3

70ч. 4ч. = 66ч. 4ч+2ч. 10ч. 7ч. 5ч. = 38ч.
  Резерв Планируется материал на год. Контрольные

работы

Лабораторные работы Уроки решения задач повторения и обобщения материала ОСТАЕТСЯ на изучение нового материала

Итак, возникает необходимость за небольшой временной промежуток 38 ч в 7,8 классе и за 42 часов в 9 классе не только познакомить учащихся с материалом, но и научить пользоваться этим материалом для решения учебных задач. Кроме этого построение урока должно способствовать созданию ситуации способствующей развитию самостоятельного мышления учащихся.

Использование компьютера в качестве средства обучения существенно расширяет возможности учителя. Физические компьютерные энциклопедии, учебные фильмы, виртуальные демонстрационные эксперименты и лабораторные работы позволяют повысить мобильность учителя на уроке и активность ученика.

Поэтому одним из основных направлений применения информационных технологий на уроках физики на сегодняшний день, я считаю повышение интенсивности обучения сочетающееся с самостоятельной работой учащихся.

Для выполнения поставленной цели разработана серия мультимедийных презентаций для уроков физики в 7, 8, 9 классах.

Технология планирования презентации.

Опираясь на свой опыт по созданию презентаций (2007-2008,2008-2009, 2009-2010 учебные годы), технология планирования, создания и использования электронных учебных материалов состоит из нескольких шагов:

1. Ответить для себя на вопрос о целесообразности использования презентации на данном уроке.

2. Разработка хода урока (сценария).

Учитель определяется с тем, как будет изложен материал, какие необходимы демонстрации, контрольные упражнения, тесты, домашнее задание и по каким критериям будут оцениваться ответы учеников.

3. Подбор необходимого материала и создание презентации.

Создание презентации требует больше всего времени: необходимо отобрать и скомпоновать материал, подобрать иллюстрации и видеоматериалы, подготовить тесты и т.д.

4. Апробация и корректировка разработанного ресурса в реальных условиях.

5. Последний этап предполагает оценку уже готовой презентации. Проводимые мною уроки показали, что некоторые моменты невозможно точно простроить за домашним компьютером, классы по-разному воспринимают материал (Иногда в ходе урока приходится менять последовательность слайдов в презентации или вопросов к ним). Учитель должен быть готов к этому, чтобы внести изменения в процессе проведения урока, могут быть и технические заминки.

Проектируя свои уроки, я опиралась на логику классического урока:

  1. Организация начала занятия.
  2. Проверка выполнения домашнего задания.
  3. Подготовка к усвоению нового материала.
  4. Изучение нового материала.
  5. Первичная проверка знаний.
  6. Закрепление знаний.
  7. Контроль усвоения знаний.
  8. Подведение итогов занятия.
  9. Домашнее задание.

Как используются презентации и электронные наглядные пособия на уроках физики рассмотрим на примере темы "Механические колебания. Волны. Звук" 9 класс.

Планирование темы "Механические колебания. Волны. Звук" 9 класс

Согласно программе в поурочном планировании к учебнику "Физика 9 кл." А.В. Перышкина Е.М. Гутник на изучение темы отводиться одиннадцать часов. Я предлагаю изучить данную тему за десять часов, один час оставить на резерв.

Проанализируем данные таблиц 4 и 5.

Из планирования, которое предлагаю я (таблица 5), видно как распределяются часы: оставлен урок - контрольная работа, выделен урок - семинар (заслушиваются доклады учащихся) и урок - обобщения и систематизации знаний. На уроки изучения нового учебного материала и уроки совершенствования знаний, умений и навыков остается семь часов. Резерв один час. В моем планировании лабораторная работа №3 "Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины" вынесена на домашнее задание, я считаю это целесообразным так как практика моей работы показала, за сорок минут эту работу выполнить продуманно нельзя (кроме этого учащиеся научены работать дома, система домашнего эксперимента 7-8 класс). На следующем уроке мы обсуждаем результаты лабораторной работы и выполняем практическую работу: "Определение ускорения свободного падения с помощью маятника".

Итак, оптимизация (Таблица 6)

Время на изучение материала и закрепление знаний и умений сводится к семи часам; классическое изучение десять часов) и один час проверка знаний.

Время на самостоятельную творческую работу учащихся (семинар) и проверку знаний три часа (один час резерв); классическое один час проверка знаний.

Кроме того, проведение урока физики с применением презентации предполагает постоянную беседу с учащимися: ответьте на вопросы, приведите примеры, объясните явление, сравните и опишите результаты сравнения, сделайте вывод и т.д. Следовательно, учащиеся на уроке не являются пассивными наблюдателями, а осваивают новые знания в активной форме.

Таблица 4
Планирование по авторской программе

Тема № 2 Механические колебания и волны. Звук.

Авторская программа Перышкин, Гутник 11часов

  Тема урока Параграфы Демонстрации
1 Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательное движение 24,25 Примеры колебательного движения
2 Величины, характеризующие колебательное движение 26 Зависимость периода колебаний:

а) нитяного маятника от длины нити б) пружинного от массы груза и жесткости пружины

3 Лаб. работа № 3 "Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины"    
4 Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. 28,29 1.Преобразование энергии в процессе свободных колебаний.

2.Затухающие свободные колебания.

3.Вынужденные свободные колебания.

5 Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. 31,32 Образование и распространение поперечных и продольных волн (рисунку 65 -67 в учебнике)
6 Длина волны скорость распространения волны. 33  
7 Источник звука. Звуковые колебания.

Решение задач.

34 Колеблющееся тело как источник звука
8 Высота тембр звука. Громкость звука. 35,36 1.Зависимость высоты тона от частоты колебаний.

2.зависимость громкости от амплитуды колебаний.

9 Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. 37,38 Необходимость упругой среды для распространения колебаний.
10 Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Решение задач.

39,40 Отражение звуковых волн.
11 Контрольная работа Механические колебания и волны. Звук.    

Таблица 5
Рабочее планирование

Тема №2 Механические колебания и волны. Звук.

  Тема урока Параграфы Демонстрации Интерактивные модели, анимация. Видео

ролики

1 Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательное движение 24,25,26 Примеры колебательного движения.

Примеры маятников: физический маятник, нитяного маятник, пружинный маятник

Колебания груза на пружине  
2 Графики колебания. (Гармонические колебания)   Примеры маятников: нитяного маятника разной длины с грузам разной массы, пружинного маятника с пружинами разной жесткости Математического маятника (гармонические колебания)

Характеристики груза на пружине

 
3 Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания 27,28,29 1.Затухающие свободные колебания.

2.Вынужденные свободные колебания

Время затухания колебаний

Вынужденные колебания.

Преобразование энергии в процессе свободных колебаний

 
4 Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны скорость распространения волны. 31,32, 33   Модель поперечной волны

2.Модель продольной волны

3.Поперечных и продольных волн в различных средах

1.Волны на пружине поперечные и продольные.

2. Волны на поверхности воды.

5 Источник звука. Звуковые колебания. Распространение звука 34,37 Колеблющееся тело как источник звука (камертон, струна, линейка в тисках)

Необходимость упругой среды для распространения колебаний.

1.Восприятие звука человеком.

2.Громкость и частота звука

1.Звук в вакууме

2. Эхолокация

3. Дефектоскопия

6 Звуковые волны. Высота и тембр звука. Громкость звука. 35,36 Зависимость высоты тона от частоты колебаний.

Зависимость громкости от амплитуды колебаний. (камертон, линейка и тиски)

Высота звука и частота Связаны частоты и амплитуды колебаний источника с высотой и громкостью звука

Энергия звуковой волны.

7 Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Решение задач 38,39,40     Отражение звуковых волн.
8 Выступления учащихся с докладами о роли звука в жизни человека. (презентации)        
9 Обобщение материала по теме "Механические колебания и волны. Звук"        
10 Контрольная работа.

Механические колебания и волны. Звук.

       

Таблица 6

Типы уроков Согласно типовому планированию

11 часов

Согласно моему планированию

10 часов

(1 час)

1. Уроки изучения нового учебного материала 7 5
2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков 1

Лабораторная работа

1

Семинар

3. Уроки обобщения и систематизации 0 1
4. Комбинированные уроки 2 2
5. Уроки контроля и коррекции знаний 1 1

Приложение № 1. Методические рекомендации по работе с презентациями.

Приложение № 2. Используемая литература.

Приложение № 3. Место анимации, звука в презентациях.

Приложение № 4. Место демонстрационного эксперимента в презентациях.

Приложение № 5. Технологическая карта урока 1 "Механические колебания".