Разработка урока по УМК. Разнообразие звуков окружающего мира. 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Экология

Класс: 1


1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Проверка готовности к занятию

– Послушайте стихотворение и скажите, что не слышно в классе? (учащийся читает стихотворение наизусть)

В нашем классе

В нашем классе тишина
Почему-то не слышна:
То линейка упадёт,
То резинка пропадёт,
То Потапова под партой,
Чей-то тапочек найдёт.
Кто-то хрюкнет, кто-то гавкнет,
Кто-то скрипнет, кто-то чавкнет.
“Рты закрыли, сели ровно! –
Говорит Мария Львовна. –
Будем слушать тишину”.
Я чего то как чихну!
Засмеялся Витька сзади.
“Тише, тише!” – шепчет Надя.
Ничего опять не вышло,
Тишины у нас не слышно.

– Так почему же не слышна тишина в классе?

“Потому что кто-то роняет линейку, кто-то гавкает, кто-то хрюкает и скрипит).

– Скажите одним словом что это мы слышим в классе? (Звуки)

– Ребята, давайте сегодня мы поговорим о звуках (Тема урока на доске) “Разнообразие звуков окружающего мира”

2. Работа с источниками звуков.

– Давайте вместе составим план работы урока (На доске постепенно составляется план работы).

img1.jpg (19894 bytes)

– Что бы узнать какие бывают звуки для этого мы должны эти звуки услышать.

1. Слушать

– Научимся звуки распознавать

2. Называть

– Выведем правила, как нужно охранять слух, чтобы услышать окружающий мир

3. Охрана слуха

Окружающий нас мир наполнен звуками

– Какие звуки мы можем услышать? (Как звонит звонок, гудит автомобиль, лает собака, мычит корова, поют птицы и т.д.)

– А сейчас давайте сядем тихо и послушаем, какие звуки мы услышим вокруг себя.

– Закройте глаза

– Угадайте что или кто издаёт такие звуки и какой материал может так звучать.

1. Ксилофон – деревянный материал (дровосек рубит дерево, стук в дверь, колотушка.

2. Виброфон – стеклянный материал (хрустальный звон, стеклянный звон.

3. Бубен – металлический материал (звон монет, церковные колокола, треугольник).

4. Шуршащие звуки – шуршат мятой бумагой, подметают пол щёткой, листья шуршат под ногами.

– Так же звуки подразделяются на природные и технические.

Природные звуки – живая природа, неживая природа.

– Сейчас мы поиграем в игру. Вы должны определить звук, и сказать к какому звуку он относится к природному или техническому.

– Если это звуки живой природы, то поднимите одну руку.

img2.jpg (27948 bytes)

– Если это звуки неживой природы, то поднимите две руки.

img3.jpg (27045 bytes)

– Если технические звуки, то руки не поднимаем.

img4.jpg (27619 bytes)

(Записи звуков на компакт-диске)

– поезд
– ветер
– птицы
– машины
– ржание лошади
– гром
– скорая помощь
– дождь
– свиньи
– вьюга
– пожарная машина
– лай собак
– милиция
– мычание коров
– самолёт
– петух и куры
– шмель

(После каждого звука подробные ответы учащихся. Какой это звук, живой природы, неживой природы или технический звук.

– Как вы думаете, каких звуков в природе больше? (Природных)

– А ещё ребята, я хочу рассказать вам про интересного зверька. (Показ фотографии морской свинки).

img5.jpg (19704 bytes)

– Кто узнал этого зверька? (Прослушивание издаваемых звуков морскими свинками на компакт-диске).

1. Морские свинки очень разговорчивые животные. Легко понять, когда они голодны: они говорят – или скорее свистят – “уип-уип”. Этот звук иногда означает: “Мы хотим внимания!” Маленькие поросятки этим также могут выражать свой страх и одиночество.

2. Выражение страха, боли, одиночества маленького свинёнка.

3. Более частый, прерывистый свист означает, что им что-то не нравится, или же они находятся в шоковом состоянии.

4. Этот звук означает удовольствие. Трудно быть счастливее, чем сейчас! Может сопровождаться слегка заметными жевательными движениями. Если таким образом свинки урчат друг на друга – это обычно означает беседу с выяснением, кто займёт домик, кого хозяин возьмёт на ручки или кто из них главнее.

5. Более высокий и короткий звук “брррррр” означает предупреждение, что свинке не нравится какой-то громкий звук неподалеку или звонок телефона.

6. Весёлый звук “чат-чат-чат” означает, что они заняты чем то интересным, а когда они испытывают удовольствие, например от поглаживания, они словно тихонько булькают.

7. Этот звук означает обычную беседу между свинками, так они разговаривают о погоде, выясняют, когда было последнее кормление и что давали на ужин.

8. Этот звук можно услышать, когда свинка испугана.

9. Такие звуки можно услышать, когда свинка возмущена.

– Вы научитесь распознавать эти звуки и начнёте понимать, в каком настроении пребывают ваши морские свинки.

Игра “Различи звук”

(Четыре пластмассовые бутылочки: с бумагой, с водой, с крупой, с монетами). Один учащийся у доски с завязанными глазами.

img6.jpg (23655 bytes)

img7.jpg (22914 bytes)

– Определите звук: шуршащий, булькающий, грохочущий, звенящий.

– Где этот звук можно услышать в природе, а где дома? (Шуршащий – листья под ногами, шуршать бумагой; булькающий – кипение воды, шум дождя; грохочущий – гром; звенящий – звон монет, камешки на берегу моря).

Вывод: Как вы считаете много ли звуков в нашей жизни?

Они все одинаковые?

Да, они все разные, если разные, то они называются разнообразные

Физминутка

Вышли уточки на луг: кря-кря-кря.
Прилетел весёлый жук: ж-ж-ж.
Гуси шеи выгибают,
Клювом перья расправляют: га-га-га.
Звонко квакает лягушка: ква-ква-ква.
Ветер ветки раскачал: р-р-р.
Зашептал в реке камыш: ш-ш-ш

3. Работа над характеристикой звука.

Инсценировка стихотворения С. Я. Маршака “Сказка о глупом мышонке” – Внимательно послушайте выступление ребят, а потом мы будем определять голоса персонажей этого стихотворения по характеру. (Выступление учащихся).

Сказка о глупом мышонке

Пела ночью мышка в норке:
– Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок:
– Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Побежала мышка – мать,
Стала утку в няньки звать:
– Приходи к нам, тётя утка,
Нашу детку покачать.

img8.jpg (24484 bytes)

Стала петь мышонку утка:
– Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
– Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поёшь!
Побежала мышка-мать,
Стала жабу в няньки звать:
– Приходи к нам, тётя жаба,
Нашу детку покачать.

img9.jpg (22445 bytes)

Стала жаба важно квакать:
– Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
– Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поёшь!
Побежала мышка-мать
Тётю лошадь в няньки звать:
– Приходи к нам, тётя лошадь,
Нашу детку покачать.
– И-го-го! – поёт лошадка.
– Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
– Нет, твой голос нехорош.
Очень страшно ты поёшь!
Побежала мышка-мать
Тётю свинку в няньки звать:
Приходи к нам, тётя свинка,
Нашу детку покачать.

IMG10

Стала свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать:
– Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
– Нет, твой голос нехорош.
Очень грубо ты поёшь!
Стала думать мышка-мать:
Надо курицу позвать.
– Приходи к нам, тётя клуша,
Нашу детку покачать.

Закудахтала наседка:
– Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо и тепло.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
– Нет, твой голос нехорош.
Этак вовсе не уснёшь!
Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки звать:
– Приходи к нам, тётя щука,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку щука
– Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,
А не слышно, что поёт…

Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
– Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поёшь!
Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать:
– Приходи к нам, тётя кошка,
Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку кошка:
– Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
– Голосок твой так хорош.
Очень сладко ты поёшь!
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать…

– А теперь давайте распознаем голоса героев по характеру.

– у мышки мамы по характеру голос слабенький;

– у утки – громкий;

– у жабы – раздражающий;

– у лошади – сильный;

– у свиньи – грубый;

– у курицы – чёткий;

– у кошки – заботливый, приятный;

– у рыбы – безмолвный.

(На доске постепенно вывешиваются таблички с названием голосов по характеру.

Игра “Угадай, где шумит?”

Учащемуся завязывают глаза платком.

– Определите звук в пространстве около себя. Сначала покажите рукой направление, затем скажите, где звенит колокольчик. (Колокольчик звенит слева от меня, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко).

4. Работа над голосом (над громкостью, ритм, темп).

  1. Игра “Громко – тихо”.

– Если я показываю большое расстояние между ладонями (разведу руки широко) нужно издавать звук “а” громко, если сведу руки – “тихо”. (показ учителем, затем выполняют учащиеся.

2. Работа над темпом (работа со скороговоркой)

На доске написана скороговорка.

Огорчённая сорока
Возвращается с урока.
Весь урок болтала с сойкой
И домой вернулась с двойкой.

(Чтение про себя медленно, жужжащим чтением быстрее, чтение хором быстро. Один ученик быстро).

– Почему сорока была огорчена?

– Как вы думаете, почему она получила двойку?

– Закончите мысль: “Если ученик болтает на уроках, то…”

– Объясните смысл пословицы: “Не тот грамотен, кто читать умеет, а кто слушает и разумеет”.

3. Работа над ритмом.

Оркестровка небольшого музыкального произведения с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки).

5. Итог занятия

– Давайте составим правила по охране слуха.

1. Важно с детства беречь слух.

2. Для слуха вредна громкая музыка, шум (от транспорта, приборов).

В разных странах есть законы, запрещающие ночью шуметь, нарушать сон людей. Раньше не разрешали даже ночью ездить на лошадях, чтобы стук копыт не будил людей. Не разрешали ночью затевать ссоры. Слуху надо обязательно давать отдых. Нельзя засыпать с наушниками, под включённый телевизор, радио.

Полезны звуки природы, тихая музыка, негромкая песня, тишина.

– Мыть уши часто нельзя, залезать в уши острыми предметами очень опасно.

Важно беречь слух с детства.

– Давайте ещё раз повторим, о чём мы говорили на уроке? (О разнообразии звуков окружающего мира).

– Мы живём в мире разнообразных звуков: природных, технических, музыкальных, человеческих. Наибольшее разнообразие звуков в природе.