Памяти огненных лет

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цели урока:

  • вовлечение учащихся в творческую деятельность;
  • расширить кругозор учащихся;
  • проверить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
  • повторить, обобщить и закрепить учебный материал по истории Великой Отечественной войны;
  • проверить умение учащихся работать с дополнительной литературой;
  • выявить наиболее эрудированных учащихся;
  • воспитание уважения к истории России, наследию великого прошлого.

Оборудование:

  • компьютер, медиапроектор;
  • СD-диск с компьютерной версией викторины;
  • листы с таблицами подсчета баллов;
  • блюда к заключительному конкурсу.

Подготовка к игре:

Для проведения викторины формируются 4 команды в количестве 5–6 человек. Команды выбирают себе название, командира. В качестве опережающего задания учащиеся повторяют разделы, посвященные истории Великой Отечественной войны:
– оружие, военная техника, авиация
– знаменитые личности, герои войны
– культура военного периода
– великие сражения.

Ход игры

Слова ведущего:

Добрый день, дорогие друзья!

Мы начинаем интеллектуальную историческую викторину “Памяти огненных лет”.

Эта игра посвящается незабываемой дате в жизни нашего народа – Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

Именно 9 мая 65 лет назад над просторами нашей державы взошло незакатное солнце солдатской славы. За эти годы выросло уже несколько новых поколений. Мы с вами не знаем всех тех ужасов войны, которые испытали наши деды и прадеды. Но эта наша история. И мы обязаны знать, учить и уважать историю своего Отечества.

Сегодня, в этом зале, учащиеся покажут, как хорошо они эрудированны в истории нашей страны, в частности, периода Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

Итак, я представляю Вам участников исторической Викторины… (Происходит представление команд: название, командира.)

Оценивать ваши ответы будет компетентное жюри… (представление жюри).

А теперь предлагаю всем ознакомится с правилами игры.

Общая ее тематика – история Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, разделенная на отдельные темы, сектора определенного цвета.

Красный сектор – “Великие сражения”, содержит вопросы об основных, крупных военных действиях по всей территории СССР, о городах-героях.

Зеленый сектор – “Георгий Победоносец”, включает вопросы о самом известном военачальнике Великой Отечественной войны Георгии Константиновиче Жукове.

Оранжевый сектор – “Оружие Победы”, содержит вопросы по военному вооружению, технике и авиации тех времен.

Синий сектор – “Хранители памяти”, включает вопросы о культуре военных лет.

Желтый сектор – “И генерал, и рядовой…”, содержит вопросы о подвигах рядовых солдат и выдающихся военачальников.

Всего 5 секторов, по 6 вопросов в каждом.

Каждый вопрос “стоит” от 10 до 60 баллов, в зависимости от степени сложности. Команды по очереди выбирают сектор и вопрос. Сам вопрос и прилагающаяся к нему иллюстрации, аудиофрагменты будут отображены на проекционном экране. Время на обдумывание и ответ – не более полминуты. Ответив правильно команда получает столько баллов, сколько “стоит” сам вопрос. В противном случае право ответа переходит к другой команде, первой поднявшей руку.

Когда команды ответят на все вопросы, состоится последний финальный раунд. По итогам игры и финального раунда жюри подсчитает набранные вами баллы и объявит команды-победители, а так же самого лучшего и активного знатока.

Для того, чтобы выяснить какой же команде предстоит первой начать игру мы проведем жеребьевку: необходимо ответить на один общий вопрос. Та команда, которая ответит первой и начинает викторину.

Общий вопрос командам:

“Первый парад войск приблизил День Победы, а второй – прославил нашу страну. О каких парадах идет речь, когда они были, кто принимал парад?”

Парад 7 ноября 1941 г. прошел в Москве на Красной площади в честь 24-ой годовщины Октябрьской революции 1917 г. Германские войска находились в 70–100 км. От столицы. Генерал-лейтенант П.А.Артемьев – командовал. Принимал маршал С.Буденный. Часть войск с парада была направлена на фронт.

Парад Победы – 24 июня 1945 г. в Москве в ознаменовании Победы над Германией в Великой Отечественной войне. Принимал парад на белом коне Маршал Советского Союза Г.К.Жуков, командовал К.К.Рокоссовский. В ходе Парада к подножию мавзолея Ленина брошены 200 знамен и штандартов разбитых германских дивизий.

Итак, мы выяснили в какой очередности команды будут участвовать в игре.

Я желаю всем командам и игрокам удачи! Выбирайте сектор и номер (стоимость) вопроса.

Сектора и вопросы:

Синий сектор.

“Хранители памяти”.

10 – Кто такие Кукрыниксы?
– Художники М.В.Куприянов, П.Н.Крылов и Н.А.Соколов, во время войны выступавшие как авторы плакатов, карикатур и политических шаржей.

20 – (звучит фрагмент симфонии).
Впервые эта симфония прозвучала в осажденном Ленинграде.
Что это за симфония, кто ее автор?
Седьмая симфония Д.Шостаковича.

30 – (звучит фрагмент песни).
Назовите автора и название этой песни, ставшая в годы Великой Отечественной войны боевым гимном советского народа.
“Священная война”, автор – В.Лебедев-Кумач и А.В.Александров. Написана 24 июня 1941 года.

40

“Здесь втоптаны в сугробы, в целину
Стальные каски, плоские штыки,
Отсюда, в первый раз за всю войну,
Вперед, на запад, хлынули полки”

О каком событии в своих стихах писал поэт Алексей Сурков?
Победа советского народа под Москвой 1941 года.

50 – (звучит фрагмент песни “Темная ночь”).
Эта песня впервые прозвучала в художественном фильме, снятом во время войны и вышедшем на экраны в 1943 году?
Назовите этот фильм.
Фильм режиссера Л.Д.Лукова “Два бойца”.

60 (звучит фрагмент песни).
Дайте название и автора этой песни. На каком памятнике высечены эти слова?
– Песня И.Дунаевского, слова М.Лисянского “Дорогая моя столица, золотая моя Москва”
Слова высечены на гранитном постаменте памятника героическим защитникам Москвы на 23-м км. Ленинградского шоссе, том рубеже, где осенью 1941 года был остановлен враг.

Зеленый сектор.

“Георгий Победоносец: Г.К.Жуков”.

10 – За победу в какой военной операции Жуков получил свою первую звезду Героя Советского Союза?
– 1939 год, Монголия, победа у реки Халхин-Гол, где были разгромлены японские войска.

20 – За какую военную операцию Жукову было присвоено высшее воинское звание “Маршал Советского Союза”?
За Сталинград, январь 1943 год.

30 – В каком роде войск Жукову пришлось воевать во время первой мировой войны?
Кавалерия (10-й драгунский Новгородский полк 10-й кавалерийской дивизии).

40 – Какую тактику предложил Жуков в боях под Курском 1943 года?
Он предложил перейти к преднамеренной обороне: “вгрызться” в землю, истощить боевую мощь врага, измотать его в жестоких оборонительных боях, а затем нанести контрудар.

50 – Какую боевую тактику применил Жуков при разгроме японских войск у реки Халхин-Гол летом 1939 года, а позже – и в боях за Москву 1941 года?
Жуков в этом бою нарушил устарелые тактические каноны. Он рисковал! Узнав о неожиданном наступлении японцев, бросил в бой танки, отдав приказ атаковать врага с ходу, не дожидаясь пехоты, т.е. – без прикрытия.

60 – После войны, один солдат, Герой Советского Союза, при встрече с Жуковым сказал: “Спасибо вам, товарищ Маршал, вы сделали меня Героем”
– “Спасибо вам, солдатам и командирам, вы сделали меня Маршалом”.

Оранжевый сектор.

“Оружие Победы”.

10 – Именно эта “Катюша” стала олицетворением боевой мощи Красной Армии, оказывая на противника ни с чем не сравнимое моральное воздействие.
Многозарядная боевая установка. Реактивный миномет БМ-13.

20 – Именно этот самолет называли “летающим танком”.
Бронированный штурмовик ИЛ-2, конструктор С.В.Ильюшин.

30 – За успешную борьбу с немецкими “тиграми” и “пантерами” именно это орудие прозвали “зверобоем”.
100-мм пушку БС-3 образца 1944 года (масса– 3650 кг.).

40 – По выражению одного американского военного эксперта, этот танк можно было сделать даже в сельской кузнице, однако, специалистами он был признан как лучший средний танк второй мировой войны.
Танк Т-34. Конструкторы: Кошкин, Морозов, Кучеренко.

50 – Экипажам этого самолета приходилось сбрасывать бомбы в условиях городских боев, в Сталинграде, с точностью до нескольких метров.
Пикирующий бомбардировщик Пе-2. Конструктор: В.М.Петляков.

60 – Этот тяжелый танк, пришедший в войска в 1944 году, на смену грозному, но не совсем совершенному КВ, по аналогии с немецким “тигром” называли “саблезубым”.
– Тяжелый танк ИС-2.

Желтый сектор.

“И генерал, и рядовой”.

10 – Этот молодой герой в боях 1943 года под деревушкой Чернушки закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота.
– Александр Матросов.

20 – Первый в истории авиации ночной таран был совершен именно им.
– Виктором Талалихиным, в небе над Москвой, 7 августа 1941г.

30 – Этот капитан, в первые дни войны совершил наземный таран, направив свой пылающий самолет в колонну вражеских танков.
– Николай Гастелло.

40 – Кто такие панфиловцы?
– Воины 316-й стрелковой дивизии под командованием И.В.Панфилова, отличившиеся в оборонительных боях под Москвой осенью 1941 г., в частности в неровном бою против фашистских танков у разъезда Дубосеково.

50 – “Только такой как он мог выстоять и удержать в руках эту кромку земли”,– писал военный историк о 40-летнем генерале, командующем 62-й армией под Сталинградом в 1942 году.
– генерал Чуйков.

60 – Этот “генерал” явился причиной (по мнению германского командования) поражения немецко-фашистских войск под Москвой.
– Мороз.

Красный сектор.

“Великие сражения”.

10 – В гитлеровском плане “Барбаросса” целью № 1 был определен именно этот город.
– Ленинград.

20 – Этот город стал щитом на пути танкового корпуса генерала Гудериана и остановил его.
– Тула.

30 – В ознаменование освобождения именно этого города в Москве был произведен первый салют.
– Орел.

40 – Этот город героически держал оборону 250 дней.
– Севастополь.

50 – За дезертирство, самовольное оставление позиций и неповиновение приказам старших офицеров с занимаемых постов были сняты 35 высших чинов германской армии, осуждены около 62 тысячи солдат и офицеров. О каком событии идет речь?
– Поражение немецких войск под Москвой.

60 – Военный немецкий историк генерал Фестфаль писал: “Это поражение повергло в ужас как немецкий народ, так и его армию. Никогда прежде, за всю историю Германии не было случая столь страшной гибели такого количества войск”. О каком событии идет речь?
– Поражение немецких войск под Сталинградом.

Слова ведущего:

Итак, команды ответили на все вопросы.
И я объявляю финальный раунд!
Для всех команд – одно задание. Необходимо за определенное количество времени в письменной форме ответить на вопросы:

1) Какие Города-герои вы знаете?
2) Каких знаменитых военачальников времен В.О.войны вы знаете?

За каждый правильный ответ (фамилию, город) – 1 балл. Время на выполнение задания – 2 минуты.
(Группы выполняют задание финального раунда.)

Итак, все группы справились с заданиями. И пока жюри подсчитывает набранные командами баллы, я объявляю шуточный конкурс “Солдатская фронтовая кухня”.
“Война – войной, а обед по расписанию”– шутили солдаты.
От команд на этот конкурс необходим один игрок с хорошим аппетитом.
Ваша задача – быстрее игроков другой команды съесть солдатскую кашу и выпить компот. Время пошло!

(Идет конкурс.)

У нас уже определился победитель – лучший едок.
А теперь предоставляется слово жюри.

(Выявляются победители и лучший игрок.)

На этом наша интеллектуальная викторина окончена. Я благодарю всех ребят, принявших участие в этой игре. И поздравляю Вас всех с общим праздником – 65-летием со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне!