"Из одного металла льют медаль за бой. медаль за труд…"

Разделы: История и обществознание


Цель урока: глубже изучить историю родного края в годы Великой Отечественной войны и показать роль тружеников тыла Заполярья как один из факторов победы в годы войны.

Задачи:

1) образовательная:

  • способствовать усвоению учащимися роли тружеников тыла Заполярья, рассматривая подвиги рядовых мурманчан, внесших реальный вклад в дело победы,
  • определить в каких условиях жили и трудились мурманчане в годы войны;

2) развивающая:

  • используя исследовательские навыки учащихся, формировать личностные позиции у них к рассматриваемому материалу,
  • продолжить работу по формированию умений анализировать первоисточники и документы, работать в группе, обобщать и делать выводы, выступать на аудиторию;

3) воспитательная:

  • привлекая краеведческий материал по данной теме формировать представление о гражданском долге, мужестве и героизме,
  • прививать любовь и интерес к истории, к истории родного края,
  • воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны, к памяти погибших.

План урока:

1. Условия жизни и работы мурманчан в годы войны.

2. Деятельность основных предприятий города в годы войны.

3. Партизаны Заполярья.

Организация деятельности учащихся:

- “мозговой штурм”,

- постановка проблемного вопроса и его обсуждение в конце урока,

- работа в рабочих листах (работа с понятиями, заполнение таблицы),

- работа с первоисточниками, документами,

- исследование (условий работы и жизни мурманчан в годы войны),

- индивидуальная, групповая работа,

- создание проекта,

- рефлексия.

Основные понятия и термины: тыл, эвакуация, мобилизация, героизм, ленд-лиз.

Оборудование к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, колонки, рабочие листы, пакеты с документами и заданиями, атласы Мурманской области, макет газетной страницы “Мурманск - стране” (на ватмане), половинка ватмана, маркеры и клей, фотографии и военная форма для выездного задания.

Источники информации: электронная презентация (Приложение 1), документы. Приложение 2, Приложение 3

Ход урока

1.Звучит музыка песни День Победы. Слайд 1

Ребята, вы узнали, из какой песни прозвучала мелодия? Слайд 2

В этом году мы будем в 65 раз отмечать День Победы над фашистской Германией. Это одновременно и радостное и трагическое событие, т.к. почти в каждой российской семье на войне погибли родственники, наши деды и прадеды.

2. В моей семье тоже есть родные, которые воевали.

Мой дедушка убежал на фронт 17-летним юношей, служил во 2 гвардейском кавалерийском полку им. Л.М. Доватора. Участвовал в боях 1 Белорусского и 2 Украинского фронтов. Победу встретил в Германии на реке Одер, так как был ранен во время переправы. Бабушка во время войны работала поваром на оборонных работах под Новгородом, вместе с подругами копала окопы, ухаживала за ранеными.

Ребята у кого из вас родные, близкие тоже принимали участие в Великой Отечественной войне?

3. Давайте с вами вспомним, что мы знаем об этой войне. Проведем небольшой блиц-турнир.

Слайд 3

Укажите годы Великой Отечественной войны:

  • 1940-1945
  • 1941-1945
  • 1939-1945
  • 1941-1944

А какие из представленных дат являются годами войны в Заполярье?

Впишите дату войны в Заполярье в свои рабочие листы, в которых мы сегодня работаем. Приложение 1

Слайд 4

Как называется процесс перемещения населения, промышленных объектов в восточные районы страны:

  • депортация
  • мобилизация
  • репатриация
  • эвакуация

Слайд 5

Верховным главнокомандующим в годы войны был:

  • Г.К. Жуков
  • И.В. Сталин
  • М.И. Старостин
  • В.М. Молотов

Слайд 6

Как называется комплекс мероприятий, направленных на переведение армии и мирного населения на военное положение:

  • депортация
  • мобилизация
  • репатриация
  • эвакуация

4. В годы войны самым распространенным был призыв “Все для фронта, все для победы!”. Это не просто лозунг, это была самая настоящая клятва тыла.

Ребята, а как вы понимаете, что такое “тыл”? Слайд 7

Тыл – территория, расположенная сзади боевой линии, позади фронта.

Тыл – учреждения и организации, обслуживающие действующую армию, но находящиеся вне сферы военной организации.

Темой нашего урока я взяла слова поэта Алексея Недогонова: “Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд…”. Слайд 8

Как вы понимаете название темы?

5. Мы с ребятами провели социологический опрос, в ходе которого были получены следующие данные. Слайд 9

Что вы знаете о войне в Заполярье ?
32% Смогли назвать конкретные события, имена, факты
53% Знают, что боевые действия велись на Кольском полуострове
9% Отметили роль мурманчан в деле достижения победы
6% Знают, в каких условиях жили и трудились мурманчане в годы войны

Какой вывод мы можем сделать из этой диаграммы?

Это и будет являться целями нашего урока: Слайд 10

  • узнать в каких условиях жизни и быта трудились мурманчане в годы войны;
  • глубже изучить историю родного края в годы великой Отечественной войны.

6. А наша задача с вами: определить вклад тружеников Заполярья в общее дело победы.

Слайд 11

7. Чтобы достичь цели и выполнить задачу мы Слайд 12 сегодня на уроке будем:

  • анализировать исторический документ;
  • работать со словарем;
  • работать со статистическим материалом;
  • обобщать материал, делать выводы;
  • работать в группах;
  • развивать коммуникативные навыки и навыки публичного выступления;
  • создавать проект.

8. Несмотря на то, что труженики тыла не были на передовой, многие их поступки можно назвать героическими. Что же такое героизм?

Попробуйте сформулировать свое краткое определение этого термина.

Правы ли вы? А теперь давайте посмотрим, какое определение дают разные словари. У вас на столах лежат словари. У некоторых - словарь по эстетике, толковый словарь по русскому языку, а у других - военный энциклопедический словарь.

Найдите, пожалуйста, определение термина “героизм”, “героическое” в словарях.

Кто нашел определение в словаре? Зачитайте, пожалуйста.

Если обобщить все эти определения и кратко сформулировать понятие, то героизм – высшая степень гражданского и военного мужества. Слайд 13

Запишите его, пожалуйста, в свои рабочие листы.

9. Сейчас, я хочу познакомить вас с очень интересным человеком, который, к сожалению, сам прийти не смог, но наши корреспонденты взяли у него интервью. Это Азанова Анна Семеновна, которая жила и работала в Мурманске в годы войны на заводе “Севморпуть”.

Прослушайте интервью с ней и постарайтесь сформулировать вопросы, которые ей были заданы.

- Что хотели узнать корреспонденты и что они узнали?

- Вы бы смогли выжить в таких условиях?

- Как вы считаете, работать и жить в таких условиях - это подвиг?

10. Героизм мурманчан - это каждодневная работа под непрекращающимися бомбежками, в нечеловеческих условиях выполнение своих обязанностей, это в первую очередь дисциплина и работа над собой. Все это позволило Мурманску “сохранить лицо”, т.е. большую часть территорий. Именно здесь, у нас, остался незыблемым участок довоенной границы, хотя на протяжении всей войны враг не ослаблял натиска. Мурманск имел важное стратегическое значение, как для советского, так и германского командования. Почему? Слайд 14

Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к картам, которые представлены у вас на столах. Возьмите атласы Мурманской области и проанализируйте данные географической и транспортной карт, местоположение полезных ископаемых.

Слайд 14. Значение Мурманска

  • Незамерзающий порт – стратегическое положение (морской путь в Северную Атлантику, Англию, США)
  • Мурманск – крупный железнодорожный узел
  • Богатство недр Кольского края – нужда в никеле, меди, кобальте, апатите, железе…

Все эти особенности и определили основные направления деятельности мурманчан. Слайд 15

Отложите карты в сторону.

11. Мурманчане работали и помогали фронту, не только на Мурманском и Кандалакшском направлении, они еще всеми силами старались внести посильный вклад в общее дело победы. Сейчас мы с вами побываем в роли военных корреспондентов. Вы неслучайно сидите по группам. У кого на маленькой цветной карточке стоит буква “О”, тот является ответственным за работу и выбирает выступающего от своей группы, заполняет бланк отметок. Приложение 3. Оценивается только активная работа участников.

Первая группа получает секретное задание. 2 человека подойдите и получите выездное задание. Приложение 4

Остальные ребята из этой группы тоже получают задание. Приложение 5

Остальные 4 группы отвечают за выполнение своего задания. Слайд 16

Для этого вы получаете пакеты документов №2. Приложение 6

Вы направляетесь на предприятия военного Мурманска с целью выяснить, чем и как мурманчане помогали стране победить общего врага. Свой ответ вы оформляете в виде статьи. Для этого вы можете воспользоваться маркерами и бланком статьи. Итогом совместной нашей работы будет выпуск страницы газеты “Мурманск - стране”. Время на выполнение задание – 7 минут.

Время вышло, прошу внимания. Сейчас мы с вами узнаем, как справились журналисты со своими заданиями и какие статьи у них получились (макет страницы с фотографиями военного Мурманска прикреплен к доске, по мере выступления пробелы заполняются).

Задание классу - по ходу ответов наших корреспондентов выполняет задание №3 в рабочих листах. Слайд 17

А я как ответственный шеф-редактор хочу дополнить нашу газету еще такими важными фактами:

  • На средства мурманчан были построены авиаэскадрилья “Комсомолец Заполярья”, “Советский Мурман”
  • Танковая колонна “Белый медведь”

За помощь стране в сборе средств в Фонд обороны в 1943 жители области получили телеграмму с братским приветом и благодарностью от председателя Государственного Комитета Обороны И.Сталина.

12. Вот такие газеты помогали и солдатам на передовой и труженикам тыла сохранить веру в победу, поднять их боевой и моральный дух, не поддаваться на призывы о сдаче в плен, не верить немецким листовкам о захвате большей территории СССР. Мурманчане помогали фронту, не только работая на предприятиях. Они принимали участие в партизанском движении. Сейчас перед нами выступят командиры партизанских отрядов “Большевик Заполярья”, “Советский Мурман” – Александр Сергеевич Смирнов и Сергей Демьянович Куроедов, которые пришли сюда, чтобы агитировать нас вступить в их отряды (в класс входят переодетые в военную форму ученики, выполнявшие выездное задание).

Как вы считаете, могла ли такая форма агитации привлечь людей в партизанские отряды? Свой ответ аргументируйте.

Благодаря таким листовкам количество желающих вступить в ряды партизан в годы войны увеличивалось, что сказалось на итогах их боевой деятельности: убито офицеров – 61, убито солдат – 443, взорвано шоссейных дорог-9, взорвано телефонно-телеграфных линий связи -102 380 м, уничтожено автомашин – 21.

13. Партизаны часто в ходе разведок добывали важную информацию противника, но она была зашифрована. Вот и нашим партизанам попалась одна из таких шифрограмм, и им пришлось обратиться к помощи специалистов, которые, применив свои математические знания, раскодировали секретный шифр и узнали, какую важную информацию хотели от нас скрыть враги. Что у них получилось, мы узнаем сейчас.

14. У нашего города есть еще одна награда, связанная с изображением звезды. Слайд 18

6 мая 1985 нашему городу было присвоено звание “города-героя”, Мурманск награжден орденом Ленина и медалью “Золотой Звезды”. Но города становятся героями только тогда, когда героями становятся их защитники.

15. Как вы думаете, почему люди совершают подвиги, что они защищают? Слайд 19

Защищая Родину, мы защищаем свой край, дом, семью. Ради этого люди совершают невозможное. Неслучайно многие поэты говорят об этом в своих стихотворениях. Давайте прочитаем отрывок из стихотворения С.В. Михалкова. Слайд 20

Победой кончилась война,
Те годы позади.
Горят медали, ордена
У многих на груди.
Кто носит орден боевой
За подвиги в бою,
А кто за подвиг трудовой
В своем родном краю.

Как вы думаете, какой смысл вкладывал поэт в эти сроки?

16. Какой вклад внесли мурманчане в общее дело победы? При ответе можете воспользоваться таблицей, которую вы заполняли на уроке.

Вывод: Победы не было бы без подвигов на фронте, но и не могло быть и без самоотверженной помощи тыла фронту.

17. Мы много интересного узнали и успели сделать сегодня, но главный наш урок это

Помнить нельзя забыть … Слайд 21

Подумайте, где нужно поставить запятую, чтобы эта фраза стала итогом нашего урока.

18. А дома я предлагаю, вам проявить свое творчество и выполнить одно из предложенных заданий. Они есть у вас в рабочих листах, которые вы забираете домой. Слайд 22

19. А сейчас я хочу вам предложить Слайд 23 закончить любую фразу на выбор:

1. Мне показалось важным…
2. Сегодня я узнала…
3. Я был(а) бы рад(а) если…
4. Я буду вспоминать…
5. Я хотел(а) бы…
6. Самым интересным было…
7. Я злился(ась), потому, что…
8. Я радовался (ась), потому, что…

20. А я хотела бы вам сказать: Спасибо за урок. Мне было приятно работать с вами. Урок окончен.

Ответственные групп сдайте бланки с оценками. Слайд 24.