Урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Там чудеса…" (русская народная сказка "Хаврошечка")

Разделы: Начальная школа


Дидактическая цель: создать условия для блока новой учебной деятельности.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Задачи:

образовательная:

  • познакомить с видами народных сказок (бытовые, волшебные, о животных);
  • дать понятие о зачине и концовке сказки;
  • формировать навыки культуры речи;
  • учить воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения, характера);
  • учить составлять план и пересказывать;

развивающая:

  • развитие личности школьника, творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

воспитывающая:

  • воспитывать интерес к сказкам, которые помогают верить в счастье, добро, учат бороться со злом.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские, проблемные.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, в паре.

Средство обучения: для учителя: музыкальный центр с дисками, таблица: ромашка (с названиями фольклорных жанров):

Х а в р о ш е ч к а

Для работы в паре: “Собери пословицу”.

  1. Мал золотник, да дорог
  2. Какова пряха, такова на ней и рубаха.
  3. Видна птица по полету.
  4. Доброму Савве добрая слава.

Для групповой работы: (карточки – 6 шт.)

  • грубая
  • трудолюбивая
  • ласковая
  • наглая
  • неряшливая
  • добрая
  • милосердная
  • воспитанная
  • надежная
  • крикливая

Лист с домашним заданием:

I уровень – обязательный: стр. 127-133, вопросы, подробный пересказ;

II уровень – тренировочный: рассказать сказку младшим братьям, сестренкам или знакомому малышу во дворе;

III уровень – творческий: написать письмо-пожелание Хаврошечке и её жениху.

Для ученика: учебник “Литературное чтение” (часть 2), рабочая тетрадь (часть 2).

I. Организационный этап

Взаимное приветствие учителя и учащихся

II. Мотивация учебной деятельности (звучит фонограмма русской народной песни “Я на горку шла”)

Пою.

Я к вам в класс пришла,
Короб сказок принесла.
Уморилась, уморилась, уморилася.
Знамо дело уморилась, уморилася!

(Звучит музыка)

- Добрый день, гости и дети! Как услышала, так и рассказываю.

В некотором царстве, в некотором государстве, ни на море, ни на океане, ни на острове Буяне, а на перекрёстке трёх дорог построили ни сегодня, ни вчера белокаменную школу № 3 в районе “Простоквашино” и учились в ней ребятушки во 2 “Б” классе: 11 девочек – припевочек и 14 мальчиков – красавчиков, 14 удальцов – молодцов.

Да таких умных, да таких красивых и шаловливых, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

- Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Много ли, мало ли, а проучились они в школе уже 2 года или 730 дней. И за это время кое- чему научились.

III. Постановка цели и задач урока

“Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные …(Cказки)

- Что мы сегодня будем читать?

- А как она называется, отгадайте. В этой сказке рассказывается о девочке - сироте, имя которой…

В этом слове 10 букв

- Ваша буква. (Хаврошечка)

- Итак, озвучьте тему урока.

- Чему бы вы хотели сегодня научиться?

IV. Актуализация опорных знаний

- К какому разделу в литературе относятся сказки?

- Как по-lругому называется устное народное творчество? (Фольклор)

- Какие ещё произведения устного народного творчества или фольклорного жанра вы знаете? (Составляю ромашку)

- На какие 2 группы можно разделить сказки? (Народные и литературные (авторские)

- А народные сказки какие бывают? (Бытовые, волшебные, о животных)

- Какими словами начинаются сказки?

  1. Жили-были дед да баба.
  2. Жили-были старик и старуха.
  3. В некотором царстве, в некотором государстве.
  4. В некоем королевстве.
  5. Как слышал сказку, так и рассказываю.
  6. В тридесятом царстве, в тридевятом государстве…
  7. В стародавние времена (годы).
  8. Расскажу вам сказочку хорошую-прехорошую, интересную-преинтересную, длинную-предлинную.
  9. В то давнее время, когда мир был наполнен лешими, ведьмами и русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил себе, да был…

Это начало сказки или “зачин”, от слова старинного “зачинать”, то есть “начинать”.

- А какими словами заканчиваются сказки?

  1. Я там был мёд, пиво пил.
  2. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.
  3. Стали жить-поживать, да добра наживать.
  4. На той свадьбе я был, вино пил, по усам текло, а в рот не попало.
  5. Зажили припеваючи.
  6. Стали жить- поживать в любви и согласии.
  7. Стали жить да быть и хлеб жевать.
  8. Тем и сказке конец, а вам мёду корец.
  9. Устроили пир на весь мир.
  10. Тут ждать да рассуждать не стали- весёлым пирком да за свадебку.
  11. Тут жить поживать, да добра наживать, лихо избывать, да медок попивать.

- Начало сказки – зачин, а конец? (Концовка)

- Итак, у сказки есть зачин и … (Концовка)

Сказки бывают народные и … (Авторские)

V. Первичное усвоение новых знаний

1. Чтение учителя и хорошо читающих детей.

- Я начну читать сказку, а вы продолжите чтение.

- Как надо читать сказку?

  • громко
  • певуче
  • тихо
  • необычно
  • мелодично

2. Проверка первичного восприятия.

- Какой момент сказки показался вам самым интересным?

- Почему?

- Кто из героев вам особенно понравился?

- Что привлекло вас в нём?

- Когда вам было особенно радостно?

3. Чтение по частям, анализ содержания сказки и озаглавливание.

а) Чтение 1 части по абзацам.

- Что такое зачин сказки?

- Зачитайте определение на странице 137.

- Найдите и зачитайте зачин сказки.

- Почему так назвали сказку?

- Что означает слово “Хаврошечка”?

(Старинное русское имя, полное Хавронья, а Хаврошечка. Уменьшительно-ласкательное, маленькая, крошечная)

- Сейчас можно услышать такое имя?

- Как жилось Хаврошечке в чужой семье? Расскажите.

- Зачитайте (стр. 127)

- Кто помогал девочке-сироте?

- Что означает слово “сирота”? (Сирота - ребёнок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя)

б) Физминутка.

Хаврошечка хоть и была сирота, но была очень воспитан- ной девочкой. По утрам она всегда делала зарядку.

Улыбнётся солнышку, потянется сладко, повернётся вправо, затем влево.

- Расскажите как Крошечка - Хаврошечка разговаривала с коровушкой? (Ласково, всё сокровенное, тайное доверяла коровушке)

- Как в литературе называется разговор нескольких лиц?

- Что такое диалог?

- Кто участвует в диалоге?

- Сейчас этот отрывок мы прочитаем по ролям.

- Как читать слова Хаврошечки? (Жалостно, грустно, со слезами на глазах)

- Обратите внимание на знаки препинания.

в) Чтение по ролям (стр. 128).

- Как вы думаете, почему коровушка помогала девочке? (Маленькая, крошечная, воспитанная; росла без родителей, была сирота; коровушке было жалко девочку, она много трудилась)

- Действительно, “5 пудов велено ей было напрясть” - это много или мало?

- Пуд - старая русская мера веса, равная 16,38 кг, а 5 пудов= 81.9 кг

г) Физминутка.

Когда девочка работала она пела русские народные песни (“Как у наших у ворот”)

д) Озаглавливание 1 части.

- Как можно озаглавить 1 часть? (“Волшебная коровушка”, “Жизнь Крошечки – Хаврошечки ”)

е) Работа над 2 частью.

- Сколько дочерей было у хозяйки?

- Как их звали?

- Почему?

- Какими вы представляете дочерей хозяйки? Расскажите.

- Зачитайте. (Стр. 127, 129)

- К каким людям можно отнести хозяйку и её дочерей?

- Как вы думаете, а хозяйка любила своих дочек?

- Зачитайте, как хозяйка называла своих дочерей. (В сказках наблюдаются словесные повторы)

- Можно ли осуждать хозяйку за то, что она своих дочерей любила, а сироту нет?

- А кто же всё-таки увидел, что коровушка помогает сироте?

- А как это случилось?

- Озаглавьте 2 часть. (“Слежка за Хаврошечкой”, “Матушкино приказанье”)

ё) Работа над 3 частью.

- После того, как Триглазка вернулась домой и рассказала матери об увиденном, что стала настоятельно требовать старуха от старика?

- Действия Хаврошечки. (Предупредила коровушку о беде)

- Какой наказ дала коровушка девочке? Зачитайте. (Стр. 130-131)

- Так и сделала Хаврошечка: голодом голодала, мяса её в рот не брала, косточки её зарыла и каждый день в саду поливала.

VI. Первичное закрепление

1. Работа в рабочей тетради (стр. 83, №3).

- Прочитайте описание яблоньки. В каких словах слышится восхищение?

- Какое чудо всех удивляло? Подчеркните ответ:

- яблочки наливные;

- листья золотые;

- веточки серебряные.

- А теперь проведем несложный эксперимент.

Поменяйте местами эти слова, так как мы говорим в обыденной речи.

- Зачитайте, что получилось?

- Что переменилось в звучании сказки?

- Что исчезло из неё при подобных заменах? (Напевность, музыкальность, необычность)

Этим и отличаются сказки от других произведений.

Такая перестановка слов в литературе называется инверсией.

- Почему же яблонька не дала сорвать сёстрам яблок? (Ленивые, не любили работать, обижали сироту)

- Найдите и зачитайте место, где говорится о том, как яблонька не давала сёстрам сорвать яблоки. (Стр. 132)

2. Физминутка (звучит музыка).

- Представьте, что вы яблонька, ваши руки - это ветки.

Три сестры хотят нарвать яблок, а яблонька поднимает высоко над головами ветки)

- Почему веточки яблони приклонилиськ Хаврошечке? (Это была любимая коровушка)

- За что отблагодарила коровушка бедную сироту? (За то, что Хаврошечка сохранила человеческое достоинство, не озлобилась, не мстила хозяйке и её дочерям, а радовалась всему: солнцу, коровушке, молодому кудреватому человеку)

3. Озаглавливание 3 части.

(“Счастливая Хаврошечка”, “Справедливость восторжествовала”)

- Прочитайте концовку сказки.

- Какая это сказка: волшебная, бытовая, о животных? (Бытовая с элементами волшебства)

- Какие же волшебства произошли в сказке? (Хаврошечка коровушке в одно ушко влезет, из другого вылезет - всё готово: и наткано, и побелено, и в трубы накатано; Триглазка - девочка; коровушка превратилась в яблоню)

4. Групповая работа (проверяем хлопками).

- Как вы считаете, какая была Хаврошечка? Обвести кружком подходящие определения.

  • грубая
  • трудолюбивая
  • ласковая
  • наглая
  • неряшливая
  • работа в паре;
  • добрая
  • милосердная
  • воспитанная
  • надёжная
  • крикливая

- Сложить пословицу. Чья пословица подходит к этой сказке?

  • золотник, Мал, дорог, да
  • пряха, такова, Какова, и, на, рубаха, ней
  • по, Видна, птица,полёту
  • добрая, Савве, Доброму, слава

VII. Рефлексия

- Нужны ли сказки взрослым? А детям?

- Чему они учат? (Добру, милосердию, верности, надёжности)

- А какое человеческое качество вы бы взяли себе у Хаврошечки? Может быть этого качества у вас нет, а вы бы хотели его иметь.

Вывод: Лучше быть добрым, умным, милосердным, бескорыстным и тогда тебя заметят, полюбят, зауважают и отблагодарят.

VIII. Домашнее задание

I уровень: обязательный - стр.127-133, вопросы, подробный пересказ;

II уровень: тренировочный - рассказать сказку младшим братьям, сестрёнкам или знакомому малышу во дворе;

III уровень: творческий - написать письмо-пожелание Хаврошечке и её жениху.