Богатство национальной культуры. Образ русского человека в национальной музыкальной культуре

Разделы: Музыка


Форма урока: урок-диалог, урок-игра.

Тип урока: расширение и углубление темы.

Цель урока: акцентировать внимание учащихся на уникальности и ценности культуры русского народа. Изучение фольклора в Воронежском крае, межпредметное направления.

Основные вопросы содержания:

- характерные черты;

- наиболее значимые традиции;

- ценности культуры конкретного народа (русского);

- наиболее серьёзные проблемы развития национальной культуры и возможные пути их решения.

Задачи:

- воспитание в духе национальных традиций, уважение к национальным традициям;

- обратить внимание учащихся к основам национальной культуры, показать богатство;

- помочь осознать сохранение и развитие национальной культуры;

- закрепить знание учащихся характерных особенностей русской народной песни.

Оборудование и оформление кабинета:

- класс оборудован в виде избы;

- стол с самоваром, стулья и лавки;

- куклы в народных костюмах;

- музыкальные инструменты: баян, гармонь, ложки, бубен, трещотки;

- фотографии артистов и композиторов.

Ход урока

Эпиграф: “С доброй песней и жизнь хороша”.

Звучит народная музыка “Плясовые наигрыши” оркестр народных инструментов.

Учитель:

- Сегодня мы поговорим об истоках народного творчества, которые восходят к глубокой древности.

На фоне инструментальной музыки “Плясовые наигрыши” (приглушённо) ученики читают размышления собирательницы фольклора М. Медведевой:

1. Что для меня значит русский фольклор?

Вспоминается сразу усеянное васильками ржаное поле, колышущееся на ветру, в котором, как в зеркале, отражается голубизна неба. Идёт по тропе меж высоких колосьев человек и поёт.

2. Песня его далеко слышна, высокий голос льётся плавно. И слышны в этой песне и радость жизни, и мудрость старости, и веселье молодости. Слушая её, невольно представляешь иконы Андрея Рублёва, прочные стены древних соборов и крепостей, ажурные Кижи и золочёные купола Владимира. Словом, всё русское в самой сути своей передаётся и чувствуется слушателями с особой остротой. Недаром сотворённой за века на Руси красотой до сих пор восхищается весь мир.

3. А красота эта не броская, строгая как берёзовая роща. И русская песня - с виду не яркая, а как прислушаешься, то и завидуешь: неужели так красиво можно петь!

Учитель: А у нас сегодня Воронежские посиделки. Веселья вам, да радости! У нас для каждого найдётся и местечко и словечко! Припасли для вас забавушек на всякий вкус, кому – сказку, кому - правду, кому - песню.

На фоне тихо звучащей музыки русской народной песни “Ой вы ветры, ветерочки”, в исполнение Воронежского хора. (Фонограмма)

Учитель: Сядем рядком, да поговорим ладком. А разговор поведём о фольклоре.

Ученик: А я знаю, что фольклор - староанглийское слово, переводиться как “народная мудрость”.

Учитель: Именно так уважительно и даже возвышено, принято во всём мире называть народное творчество. В произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт традиций, мировоззрения, т.е. передана народная мудрость.

Ученик: Да, мы теперь знаем, что фольклор бывает музыкальный и литературный (показывает таблички с надписями). Я начну, а вы продолжайте ответ: “Литературный фольклор - это …

Ученики: Сказки, былины, пословицы, поговорки, заклички.

Ученик: Музыкальный фольклор – это …

Ученики: Песни, танцы, инструментальная музыка, частушки.

Звучит музыкальный фрагмент в исполнении оркестра народных инструментов “Во саду ли, в огороде”.

Учитель: Музыка, проверенная веками временами написанная неизвестными авторами продолжает удивлять нас и радовать. Как слагались песни? Сюжеты брались из жизни. Передавались из “уст в уста”. Песни древних славян были частью их жизни. Все значительные события сопровождались песнями. А песни бывают разные по жанру. Назовите жанры песен.

Ученики заранее выбрали для себя тему жанра и готовили выступления.

Ученик: А были трудовые песни. Сохранившиеся песни календарного круга показывают трудовую жизнь древних славян (рассказывает по рисунку).

Учитель: А давайте споём четыре календарных песни и определим, в какое время года они исполнялись. Исполняются: “Нива, моя нива, подай мою силу. Ой, нива, нива!”, “Жаворонушки, прилетите-ка. Весну - Красну принесите-ка”. “Сеем, сеем, посеваем, с Новым годом поздравляем!”, “Ты не радуйся, дубник-ясенник, ай люли, люли, дубник-ясенник”. При исполнении песен учащиеся хлопают на сильную долю и притопывают.

Ученик: Старинная русская свадьба-это театрализованное действие, которое состояло из комедийных и драматических игр и обрядов (рассказ по рисунку).

.

Учитель: А в наши дни сохраняется свадебный обряд?

Ученик: Сохраняется, но несколько проще происходит. Возвращается обряд венчания.

Ученик: Приближаются Рожденские дни. Полагается колядовать и гадать. А вот вам колядки:

“Коляд, коляд, колядница
Вкусная с мёдом поляница.
А без мёда не така
Дайте дядька пятака”.

“Коляда, коляда, открывай ворота
В гости к вам пришлич
Добро принесли”.

Ученица: Мы с подружками под вечер гадали. Кто на зеркальце, кто на свечке, кто на кофейной гуще. У каждой и вышел суженый, да ряженый. А на радостях мы потом хоровод водили.

Звучит фрагмент русской народной песни “А я по лугу” (Воронежский хор), девочки водят хоровод.

Выходят два ученика:

1-й. Русские люди любили веселиться и сочинять прямо на ходу. Короткая, быстрая песенка, в которой бывает очень много куплетов. Слова звучат часто, часто вот и назвали этот жанр песня-частушка.

2-й. Приглашаем послушать весёлые, задорные частушки:

“Мы в Воронеже своём
Очень весело живём
Любим песни, любим пляски
Никогда не устаём”.

Исполняются частушки, а все учащиеся аккомпанируют на ложках, трещотке, бубне, колокольчике, на самодельных ритмических “инструментах”, погремушках.

“Вы послушайте, девчата,
Нескладушки будем петь.
На дубу свинья пасётся,
В бане париться медведь,

Кабы, кабы да кабы,
На носу росли грибы,
Сами бы варилися
Да и в рот катилися.

На болоте, на снегу
Укусил комар блоху,
Сидит заяц на берёзе,
Умирает со смеху.

Сапоги шил из рубахи,
А рубаху - из сапог,
Дом построил из опилок,
Вышел славненький домок!”

Учитель: Может вы скажите, кто прославил наш Воронежский край задорной частушкой, далеко за её пределами?

Ученик: Мария Николаевна Мордасова. Родилась в 1915 г., в деревне Нижняя Мазовка Тамбовской области. По её собственному признанию, “вся семья певучая была, считай от шестого колена, где я выходила замуж, то всё моё приданое состояло из материнских песен”. Почти тридцать лет была солисткой Воронежского русского народного хора. Всю войну Мария Николаевна провела во фронтовых бригадах, имела за это боевые награды. Вместе с мужем ездила по деревням, собирала народные песни. Сочинительница, собирательница и исполнительница частушек, за огромный труд и любовь к народному фольклору Мордасовой присвоено звание “Народной артистки СССР”.

Две ученицы берут в руки кукол в русских народных костюмах (костюмы сшиты на уроках технологии).

1-я девочка: Древние славяне считали, что каждый момент жизни человека оформляется особыми правилами поведения, обрядами и нарядами, одеждой. Рубаху наши предки носили с незапамятных времён, сорочку не продавали никогда. Считалось, что заодно продашь и своё счастье. Не потому ли ценились в народе люди, готовые отдать свою последнюю рубаху?

2-я девочка: В костюме девочек и девушек единственным дополнением к рубахе был передник. Девочки начинали ходить в хороводе с 12-13 лет. Девушки на выданье стремились одеться в хоровод, как можно наряднее, вели себя в обществе, как можно скромнее, а в хороводе - веселее. Девочки обучались приёмам вышивания ткачества, кроя. Каждая местность имела свою форму кроя одежды и орнамент, чем старше становиться женщина, тем скромнее и темнее её одежда.

Ученик: Мудрости не нужны украшения, а только почёт и уважение! (Народная мудрость).

Учитель: Наш Воронежский край богат исполнителями русской народной песни.

Ученик: Родоначальником народного хорового пения на профессиональной сцене и организатором первого народного хора стал М.Е. Пятницкий. Первоначальный состав хора -18 чел, крестьяне. Село Александровка, где родился М.Е. Пятницкий - и по сей день является одним из песенных центров Воронежской области. Там действует свой народный хор, живут люди, хранящие славную песенную традицию.

Ученица:- Екатерина Молодцова продолжает традиции исполнения русской народной песни. Она умеет показать русскую песню в её подлинном виде, так, как она звучала веками.

Учитель: Вот и гости дорогие прибыли. Давно мы вас ждали-поджидали.

Входят две ученицы младших классов. Они одеты в народные костюмы.

Учитель: Расскажите нам кто вы, почему на вас такие красивые русские костюмы? Чем вы нас порадуете?

Девочки рассказывают о том, что они очень любят петь, особенно русские народные песни. Они занимаются в районном фольклорном ансамбле “Веретёнце”.

В исполнении девочек звучат русские народные песни “Во кузнице”, “Ой сад во дворе” (аккомпанемент – баянист).

Учитель: Может быть, в будущем кто-то из вас выберет профессию композитора, музыканта, играющего на народных инструментах, исполнителя и сочинителя русских народных песен. Благодаря вам народное творчество будет жить и процветать.

Учитель: Вот и закончились наши посиделки. Народная музыка - зеркало жизни народа, в которой отражается события, духовная атмосфера всей его жизни. Как вы думаете, почему современные люди нуждаются в музыке прежних эпох? (Ответы ребят).

Учитель: Жить не только сегодняшним днём, но всей памятью прошлого – памятью истории, культуры, национальных традиций - это не просто показатель образованности. Это примета образа мыслей человека, всего строя его личности.