Занятие по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста "Под шапкой-невидимкой"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи: формировать системные представления об окружающем мире, развивать у детей способность целенаправленно наблюдать, исследовать, делать выводы на основе практического опыта, воспитывать бережное отношение к миру природы, развивать чувства эмпатии к объектам природы, обогащать словарь, воспитывать умение работать в коллективе.

Предварительная работа: сезонные наблюдения за растениями, кустарниками, деревьями , экскурсии в лес, берёзовую рощу , рассматривание картин русских художников И.Шишкина, И.Левитана, К. Юона, чтение Ю.Дмитриев “Необыкновенное путешествие в обыкновенный лес”, Н.Сладков “ Смелый фотоохотник”, Н. Павлова “Разными глазами” (сказки о лесе), стихи В.Орлова, С.Маршака.

Материал к занятию: иллюстрации природы в разное время года, лотки с песком, деревянные палочки длиной 30 см, пластилин, ёмкости с подкрашенной водой, марля, музыкальные записи “Времена года” П.Чайковского, аудиозаписи “ О чём говорят…”.

Ход занятия

Воспитатель. Рядом с нами очень много интересного. Лесные жители: насекомые, птицы, звери, растения, деревья - особые жители. Можно жить с ними бок о бок и даже не догадываться об этом, можно сталкиваться нос к носу – и ничего не узнать. С ними так: хочешь увидеть сам – стань невидимым. Я предлагаю отправиться в путешествие в шапке-невидимке за таинственным, удивительным. Прислушайтесь, слышите, это в гости зовет волшебное чудо-дерево, кто угодно может встать под него и узнать очень много интересного.А вы хотите узнать интересное? Тогда в путь.

Звучит музыка – “ Осень”. (“Времена года” П.И.Чайковский)

Воспитатель. Ребята, как вы думаете какое это время года? Что же происходит с нашей березкой осенью? Ответы детей (осенью холодно, дуют ветры, дерево гнется, но держится).

Воспитатель. Как вы думаете, почему дерево держится и не падает? (Возможные ответы детей)

Ребята, а давайте убедимся - всё таки ,а зачем дереву корень?

Опыт. Ставим ствол – дуем – дерево падает. Дети делают корневую систему. Все дуют, дерево держится.

Дети делают вывод : корень помагает стволу удержаться.

Звучит музыка. Зима. (“Времена года” П.И.Чайковский)

Воспитатель. Тихо, только снег скрепит, ветер воет, изредка пролетают птицы. Что же происходит с нашей березкой зимой? (Предположения детей)

Воспитатель. Пусть березка спит, набирается сил для роста весной. А мы представим, что каждый из нас березка.

Если бы я был деревом

Мои ноги бы росли и росли

Все глубже и глубже в землю

Эти длинные - длинные ноги были бы так хороши.

Они держали бы меня на месте, когда дует ветер.

Они росли бы все глубже и глубже

И искали бы мне воду, чтобы пить, но самое лучшее – мне не нужны были бы ботинки,

Потому что мои ноги назывались бы – корни.

Если бы я был деревом, моя кожа стала бы твердой и жесткой, и даже стала бы шершавой.

Она была бы вся в буграх и бороздах. Я даже чувствую, что она морщинистая, но эта моя новая морщинистая защищает меня от ран.

Эта новая кожа называется – кора.

Как это было бы чудесно, если бы я мог быть деревом!

Если бы я был деревом, мои руки тянулись и тянулись бы к солнцу.

И у меня росли бы новые руки одна за другой! Как это здорово так высоко и далеко дотянуться и быть домом для птиц.

Эти новые, красивые и длинные руки будут называться – ветки.

Как это здорово – если бы я был деревом!

Звучит бодрая , весёлая музыка.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете какое время года наступило? Ответы детей Конечно же лето (звучит “Времена года” П.И.Чайковский).

Воспитатель. Ожила природа. Что происходит весной с нашей березкой? (Возможные ответы детей)

Что находится на ветках - почки.

Солнце пригревает, почки набухают, лопаются и появляются первые листочки.

Чтобы дерево росло – нужно чтобы оно получало питательные вещества и воду.

Опыт: как через корень по стволу дерево питается. Возьмём ёмкость с подкрашенной водой и опустим туда гигроскопический материал – марлю. Вода постепенно поднимется вверх, окрашивая всё выше и выше материал. Вот так и корни деревьев имеют тонкие волоски, по которым впитывается вода в основной корень. Дерево питается – значит растет. Вот лето пришло. Что происходит с нашим чудо деревом? Воспиталь обращает внимание детей на дерево без листьев.

Воспитатель. А что случилось с этим деревом? Почему это видно? (Наступило лето, а листьев нет)

Чем мы можем помочь ему? - одеть листочки. Каждое доброе дело, названное вами, будет превращаться в зеленый листочек дерева (дети перечисляют добрые дела – укрывать деревья и кустарники зимой снегом, подкапывать землю вокруг дерева весной, замазывать раны на коре деревьев и т.п.).

Воспитатель. Посмотрите, как ожило наше дерево. К нему птицы прилетят, и гнездо совьют.

Стоит береза, а вокруг суета, кто отдохнет на березе, кто мимо пробежит, кто и домик себе устроит.

Давайте прислушаемся (включается аудиозапись).

1. - Дятел, Дятел, ты когда есть хочешь – что делаешь?

- Сухое дерево долблю, Синица.

- А когда пить хочешь?

- Сочное дерево долблю.

- А когда наешься и напьешься?

- Все подряд долблю! Мне тогда ни пить ни есть не надо, только подолбить дайте.

2. - Почему это заинька, у тебя такие длинные ушки?

- Почему это серенький у тебя такие быстрые ноги?

- А все потому, Лисонька, что уж очень у тебя тихие шаги, да уж очень острые зубы!

- Ну, Жук, прощайся с белым светом – сейчас я тебя проглочу. Как хоть звать тебя бедолага?

- Жук-навозник!

- Фу, гадость какая! Хорошо, что хоть спросил, а то бы от одного названия подавился.

3. - Мышка-трусишка, ты треска боишься?

- Ни крошечки не боюсь!

- А громкого топота?

- Ни капельки не боюсь!

- А страшного рева?

- Ни сколечко не боюсь!

- А чего ж ты тогда боишься?

- Да тихого шороха…

Воспитатель. Вот и подошло к концу наше путешествие. Интересно? Что вам понравилось в путешествии? (Возможные ответы детей). Пора возвращаться.

Деревья – это украшение нашей земли. Будем беречь нашу природу и заботиться о её богатствах.