Школа России. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • продолжить работу по формированию вычислительных навыков;
  • совершенствовать умения решать уравнения, задачи;
  • закрепить знание отношений единиц площади, веса, времени;
  • развивать интерес к изучению истории поселка.

ХОД УРОКА

1) Организационный момент

– Здравствуйте, садитесь. Прекрасный день, свежий насыщенный воздух настраивает на работу. Урок наш сегодня я начну со стихотворения нашего земляка-поэта Вадима Собянина(Приложение 1, слайд 1). Послушайте и скажите, чему оно посвящено?

…С давних пор ты прославилась блеском
Златоглавых своих куполов
Тихим шелестом перелесков,
Перезвонами колоколов
И богатством и силой народной,
Красотою души россиян.
Урожайностью нив плодородных,
Добротой горожан и селян.

– О ком с такой нежностью и поэтичностью говорит автор? (О Родине)
– Скажите. А можем мы с вами сделать нашу малую Родину еще краше, поселок привлекательнее?
– Что для этого надо сделать? (Бережно относиться к природе, памятникам, уважать родителей, соседей, с детства приучаться быть полезным, тем с кем живешь).

На сегодня наша главная задача учиться, что бы в последствие принести пользу своему поселку, району. Этому и посвятим мы сегодня наш урок, на котором будем развивать вычислительные навыки и умения находить частное при делении многозначных чисел, будем решать уравнения и задачи, связанные с историей нашего поселка, не зря один известный в России человек сказал:

  • Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает на­стойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич)
  • Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе. (М.И. Калинин)

2) Устный счет

– Очень давно примерно 140 лет назад, кстати как по-другому мы можем сказать про это число? (1 век и 40 лет) на месте нашего поселка возникло небольшое поселение – деревня Чадинская (Чадинское озеро), располагавшаяся на небольших пригорках (Приложение 1, слайд 2), с которых прекрасно были видны дворы соседей. Во время опасности жители предупреждали друг друга, подавая сигнал дымом кострища или набатом тяжелого металлического бруска. На нашем уроке мы тоже воспользуемся этой практикой, я буду передавать вам математическую информацию, а вы этим же способом, который использую я, мне ваши решения передадите.

Устный счет (умножаем – 1 удар карандашом об стол, деление – 2 удара, сложение – руки скрещиваем, имитируя знак сложения, вычитание – руку вытягиваем перед собой, параллельно грудной клетке, дети, сложенными параллельно, руками показывают знак равенства и называют ответ):

250 * 4, 340 *2, 700 : 2, 720 : 90, 268 * 2, 461 * 3, 3360 : 10, 600 :  4, 250 * 5, 211 * 6, 360 * 3, 1254 – 154, 54200 – 4199, 7800 + 1200, 15000 – 2, 60000 – 12, 1073 – 80, 450 : 5, 6300 : 70, 20000 *0 , 17450 : 1; 2365 * 100,

х * 620 = 0;
х – 342 = 0;
х : 123 = 1;

– Более древние наши предки пользовались другим способом передачи информации : Древний Египет, Китай, Япония использовали иероглифы, славяне – символы. Определите тему следующего задания на повторение по символам: единицы времени, веса, длины, площади:

ДОСКА (устное задание):

2 ч 13 мин = … 133 мин
453 мин = …7 ч 33 мин
5621 кг = 5 т…6.ц…21 кг
58 ц = …5800 кг
9 км 91 м = … 9091 м
9000 см =… 90 м

Приложение 1, слайд 3

3) Родителем нашего поселка считаются выселки – (ШНАРИК), возникшие в (1887) году на левом берегу реки с таким же названием, теперь это река Чад. Выселок — один-единственный двор на левом берегу лесной речушки чистой, глубокой и широкой. В ней водилась рыба. Как назывались выселки и когда они возникли, мы должны узнать из задания:

Индивидуальное задание:

3-й ряд: ШНАРИК –ЛИСТЫ НА ПАРТУ!

Ш – Ильдус и – Ильмира, Н – Миша, А – Кристя, Р – Саша, И – Лена , К – Вадим и Кристина П.



1-й и 2-й ряд задание на слайде 4 (Приложение 1). Выполнение в тетради.

36 га =… 360 000 м2 1 га = 10000 м2
8 а = … 800 м2 1а = 100 м2
3/5 кг =… 600 г
2/5 см2 = … 40 мм2
30 лет = … 360 мес.
1 век – 13 лет = …87 лет

Суммируйте 5 последних числовых значений и вы узнаете в каком году выселки начали свое существование и как они назывались (Приложение 1, слайд 5)

4) (Приложение 1, слайд 6) В начале 1920-х годов в деревне Верх-Чадинской насчитывалось 41 хозяйство, 168 жителей и было 10 колодцев; в Чадинских Хуторах – 14 дворов и 102 жителя; в выселках Шнарик – 11 дворов и 60 жителей. Узнайте сколько в среднем жителей проживало в одном дворе (хозяйстве)?
– Чтобы решить эту задачу мы должны установить связи между данными и искомыми. Нам нужно вспомнить, как находиться среднее арифметическое.
– Чтобы ответить на вопрос задачи мы сначала, что должны узнать? (Сколько было дворов). Составьте выражение.
– Следующий шаг, что нам необходимо знать? (Сколько всего жителей проживало на тот момент). Составляем выражение.
– Как найти среднее арифметическое?
Самостоятельно запишите решение и ответ.

  • 41 + 14 + 11 = 66 (д.) всего
  • 168 + 102 + 60 = 330(ж.) проживало.
  • 330 : 66 = 5 (ж)

Ответ: 5 жителей, в среднем, проживало в одном дворе.

5) Физминутка: Все эти деревушки располагались вдоль живописной реки Чад, мы с вами тоже любим отдыхать на ее берегу, на нашем любимом месте. Давайте представим, что мы уже там. Встали. Встряхнулись. Садимся поудобнее, глаза закройте и сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха. Глубоко вдохните, задержите дыхание голову нежно наклоните назад и выдохните, вдохните, задержите дыхание, выдыхаем улыбаясь. Глаза открыли, смотрим вправо. Влево, в центр, влево. Работаем дальше.

6) С помощью математических заданий мы продолжаем знакомиться с историей поселка – нашей малой Родины. № 229. с. 48.
1-й столбик и 2-й столбик выполняют 1-й и 2-й ряд.
3-й ряд со слайда 7 (Приложение 1):

2000 – 32 х 22 : 8 = 1912; 70;88;

4010 – (210 х 12 – 2130 : 5) = 1916; 2520; 426; 2094;

Значения числовых выражений помогут нам восстановить рассказ о строительстве железной дороги. Подчеркните на доске решения этих числовых выражений.
В 1912 году началось строительство Казанбургской железной дороги (Казань–Екатеринбург). Русское название Чад (в смысле гарь, копоть) объясняется просто — что, мол, слово «чад» появилось оттого, что при строительстве железной дороги здесь жгли костры, кипятили смолу, чадили. Но существование старинной деревни Чадинской еще до возникновения железной дороги, опровергает эту версию. (Приложение 1, слайд 8)

7) Что общего у математики и истории? (Числовые данные) И вновь математика спешит на помощь истории и вам.
На доске запись:

Реши уравнение:

х – 720 = 1220 – 19;
х =

В 1921 году, на Красноуфимском участке железной дороги, была построена первая железнодорожная школа на станции «Чад», при двух учителях. Это было маленькое деревянное здание в одно окошко. Станция укрупнялась, школы строились. (Приложение 1, слайд 9), на слайде мы видим нашу школу и ее «младших сестер», в которых учились ваши родители.
Чтобы познакомиться с еще одной важной датой из жизни поселка, мы решим задачу: (Приложение 1, слайд 10)
В первомайском субботнике приняли участие 103 школьника младших классов. Это в 19 раз меньше, чем количество учащихся и родителей с 5-го по 11-й класс. Сколько школьников и их родителей с 5-го по 11-й класс участвовало в субботнике? Задачу решаем самостоятельно, числовое значение вашего ответа должно совпасть со следующей датой.

103 * 19 = 1957 (ч.)

(Приложение 1, слайд 11)

19 декабря 1957 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ранее существовавший поселок при железнодорожной станции Чад был преобразован в рабочий поселок Октябрьский. С тех пор Октябрьский стал быстро расти и благоустраиваться.
С историей нашего поселка мы продолжим знакомство в ближайшее время. Давайте подведем итоги нашего коллективного труда.
– Чему мы учились на уроке?
– Можем ли мы сказать, что нам понятен ход деления на 2-значное число?
– Какие моменты урока для вас были сложны?
– Как мы можем использовать свой новый опыт.
– Какая информация из истории поселка вас заинтересовала?