Пространственно-временная организация стихотворения О.Э. Мандельштама "Сестры – тяжесть и нежность…"

Разделы: Русский язык


Цель: совершенствование лингвопоэтического анализа текста, развивать умение видеть в поэтическом тексте ключевые слова, через которые передается идейное содержание произведения.

И если подлинно поется
И полной грудью, наконец
Все исчезает – остается
Пространство, звезды и певец.

О.Э. Мандельштам

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

Очень часто прекрасное стихотворение сложного для восприятия поэта остается непонятым, хотя его музыкальность, образность привлекают и завораживают внимание.

А.Блок сказал: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды. Ради них и существует стихотворение». Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из ярких стихотворений О.Э. Мандельштама «Сестры – тяжесть и нежность…». Поговорим о его пространственно-временной организации, найдем слова-образы, о которых говорил А.Блок, постараемся постичь, как они связаны, как ведут читателя к разгадке.

Смысловая глубина и насыщенность творений О.Э.Мандельштама вызывает интерес к его неповторимому способу проникновения в сердцевину великой вселенской загадки – загадки Времени и пространства.
– Давайте познакомимся со стихотворением.
– Прочитайте стихотворение про себя.

Чтение стихотворения вслух.

2. Анализ стихотворения

Обратимся к  первой строфе.

– Какие образы возникают после прочтения первой строфы?
– Образ времени. С какими образами этот образ связан?

Сестры

тяжесть (смерть)
тяжелые розы
умирает – примета тяжести
остывает
вчерашнее
верные носилки

нежность(жизнь)
тяжелые розы
человек
солнце
согретый

Абстракции «тяжесть» и «нежность» одушевляются  – «сестры».
Эти образы то сливаются до однозначности, то становятся противоположными. Приметы тяжести и нежности раскрываются на протяжении всего стихотворения.

Работа со схемой

Во второй строке впервые появляется образ розы.
– В какой ряд ее стоит отнести?
С одной стороны – это примета тяжести – отяжелена будущей смертью, потому что ее опустошают медуницы и осы.
– Кто такие медуницы? (Пчелы).
Пчелы – это необыкновенно многогранный символ.
Давайте послушаем, что же олицетворяют пчелы.

Выступление ученика, заранее подготовленного.

  1. Пчелы – символ потустороннего мира ( бессмертие – воскрешение)
  2. Символ красноречия, поэзии.

Осы? Вероятно, в образной системе О.Э. Мандельштама – Осип.

Таким образом, пчелы  тесно связаны с жизнью – медуницы и осы, собирающие мед поэзии, в то же время – со смертью – пчелы – жрицы Персефоны, владетельницы подземного царства.

– Куда несут свой мед пчелы?  (В соты) = они являются посредниками между жизнью и смертью, но что сохраниться?   (Соты – опыт).
В следующих строках развивается тема умирания. Грань очень тонкая.
Перед нами движение образов-событий.
– Какие метаморфозы мы видим в первой строфе?

роза – человек – солнце/ обладают внутренним единством – это цепь метаморфоз лирического героя.

Образы тяжести: опустошаемая роза – умирающий человек, остывающий песок – вчерашнее солнце, ставшее мертвым.

Работа над второй строфой.

Вторая строфа возвращает нас к тождеству «тяжести» и «нежности».
– При помощи чего устанавливается это тождество?    (-и-)
– Что есть соты? (Заполненные медом поэзии сети).
– А сети? (Опустошенные соты).

Другими словами, медуницы и осы, высосав «тяжелую» розу, превратили жизнь – в «мед поэзии» – тяжелые соты, но возможны другие превращения.

Камень – имя
Легче камень поднять – камень –символ небытия

– Возможно повторить имя? Да! Через что? (Вернуть к жизни через поэзию)

У меня осталась одна забота на свете
Золотая забота, как времени бремя избыть

– Какое значение приобретают эти строки?
(Бремя – ноша, тяжесть; избыть – освободиться от чего-то тяжелого)

Работа с третьей строфой.
– Есть ли в этой строфе тождество?

(-И- исчезает, слова-кирпичики:

Воздух словно вода
Воздух как вода
Воздух и вода)

Превратившийся в воду воздух – помутившийся  завершает ряд тяжести – смерти
– Чему предшествует? (воскресению)
– Какова задача лирического героя?
Повернуть колесо времени после смерти. Подобно медуницам и осам, он вбирает в себя отяжеленный воздух, тем самым «вспахивая», преодолевая время, избывая его.

Роза землею была
Время тяжело

Образ розы движется от тяжести-жизни к умиранию (опустошению) – через поэзию к избыванию смерти – к возрождению

Микровывод

Медленный водоворот образов-событий – это течение времени по кругу от первого тождества:
Тяжесть и нежность – смысловое ядро стихотворения, исходящие из него нити смыслов движутся в разных направлениях с тем, чтобы вновь соединиться в конце.

3. Концепция пространства

Симметрия – один из универсальных законов поэтики О.Э.Мандельштама. Симметричное строение стихотворения «Сестры – тяжесть и нежность…» может быть уподоблено античному храму, все детали которого уравновешены.
В этом стихотворении Мандельштам выстраивает целую систему соответствий.
В каждой из этих пар отчетливо прослеживается  главное тождество тяжести – нежности.
Кажется, поэт, взвешивая на одной ладони вещь, тут же подставляет вторую для ее сестры.
Союз и вскрывает тождество

Человек умирает. Песок остывает согретый.

Здесь Мандельштам ставит грандиозный знак  =  между человеком и солнцем (песчинкой мироздания и его центром).
Здесь выражено «сестринство». Человек есть солнце
Песок остывает согретый так же, как остывал бы, если бы исчезло солнце.
Могильный камень и высеченное на нем имя нерасторжимы так же, как человек и солнце.
В этот надгробный памятник и уходит человек-солнце: бег времени превращает человека в память о нем, в имя, а солнце – остывшее. Вчерашнее, холодное – становится камнем.
Колесо времени повернулось, а человек-имя полностью растворилось во времени, а солнце-камень – рассыпается в земле.
Вспаханное плугом время само по себе кажется землей, а когда за знакомым  и  следует и роза землею была рождается новое тождество время-земля и появляется образ розы.

            Роза – человек – солнце – имя – время – роза
Роза – умирает – мертвое солнце – камень – время – роза
            человек

Круг замыкается, чтобы начаться снова.

Венки роз – символ непрерывности (венок – круг) жизни.

Двойные венки, потому что жизнь сплетена из 2-х  сестринских материй тяжести и нежности.
Так причудливое движение времени и пространства, имеющих общее начало тяжесть и нежность – приходят к общему итогу воскресшей розы.

4. Выступление подготовленного ученика о мифологической основе стихотворения.

5. Вывод

В данном стихотворении О.Э. Мандельштам показывает круговорот времени. Все движется по кругу.  Об этом свидетельствует схема, полученная в результате работы на уроке.

                                                Сестры

Тяжесть                                                                               нежность
Тяжелая роза                                                                       тяжелая роза
Умирает                                                                               согретый
Остывает                                                                             солнце
Вчерашнее                                                                              
Тяжелые соты                                                                     нежные сети  
На черных носилках
Тяжелые соты
Камень                                                                                имя
Бремя времени                                                                   золотая забота
Темная вода                                                                        воздух
Помутившийся воздух                                                      время вспахано
Тяжелые                                                                             нежные
Тяжесть                                                                              нежность

                                    Сестры

Роза – человек – солнце – сети – имя – время – роза
Роза – умирающий человек – остывший песок – солнце, ставшее мертвым – соты – камень – бремя времени – роза