Развитие познавательного интереса

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению, повышения уровня успеваемости. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

В настоящее время общество нуждается в такой организации деятельности детей, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр.

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игровой материал не использовался.

Ученые отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие “интеллектуальные способности”, невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование интеллектуальных задач не принесет желаемого результата. Поэтому нельзя не отметить огромное значение для развития интеллектуальных способностей уровня развития психических механизмов – памяти, внимания, воображения и др.

При этом не стоит готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать им вместо обычных заданий, более сложные, которые даются всему классу. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивать следует только успех. Очевидно, что качество педагогического руководства будет тем выше, чем большую активность и самостоятельность в рамках учебного диалога может проявить ученик.

В последние годы растет число учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала с первых дней обучения. Жалобы учителей и родителей  одинаковы: ребенок не хочет учиться или учится ниже своих возможностей. Причины неуспеваемости могут быть самые различные и у каждого ученика свои, более того, они остаются скрытыми для учителей и родителей, поскольку все видят лишь конечный (внешний) результат учебной  деятельности, а как она строится, ее самостоятельность, осознаваемость, полноту, адекватность – не видят.

При психологическом исследовании учащихся в большинстве случаев выявляется интеллектуальная пассивность и невладение эффективными приемами организации мыслительных действий, приемов запоминания.

Коррекционно-развивающие занятия предназначены для детей 6-9 лет при подготовке к школе и в процессе обучения в первом классе. Данные занятия составлены с использованием материалов многих пособий. Их можно использовать для проведения факультативов еженедельно или ежедневно часть занятия в начале первого урока. Подготовка к занятиям не требует большой подготовки для учителя (кроме ксерокопирования материалов), а задания вызывают интерес у детей.

На занятиях можно использовать следующие задания:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» 1-2 минуты.

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности влияет на увеличение объема памяти, устойчивости внимания, усиление психомоторных процессов.

«РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ» 10-15 минут.

Задания способствуют развитию памяти, вниманию, мышления, воображения, позволяют разнообразить методы и приемы познавательной деятельности.

1. Развитие слуховой памяти (запомните 8  слов)

медведь     заяц           лисица      воробей         
сорока       соловей     ворона      морковь

– А теперь запишите слова, которые запомнили. Постепенно количество слов увеличивается.
– Какое слово лишнее?
– На какие две группы можно разбить слова?
Одновременно идёт развитие логического мышления. Можно использовать и на уроках при изучении словарных слов, темы «Имена существительные» и т. п.

2. Развитие слуховой памяти и увеличение объёма произвольного слухового объёма.

Игра «Собери букет»

Первый участник называет цветок. Второй повторяет и добавляет свой. Третий повторяет два цветка и добавляет свой цветок в букет и т. д.
Игра проводится в быстром темпе. Запишите названия цветов из букета по памяти.
Можно использовать на любом уроке.

3. Развитие ассоциативной памяти

Показывается  картинки для запоминания. Одновременно зачитываются  слова, каждое из которых связано по смыслу с одной из картинок. Предлагается запомнить только слова к картинкам

Корова        курица          книга          карандаш       рыба        яблоко
Молоко       цыплёнок     читать        острый           река         сад

4. Упражнение на развитие зрительной памяти и пространственной ориентации.

Прочитайте и запомните 6 слов, записанных наоборот (20 сек.)

Амиз       ансев       отел       ьнесо       генс    ретев 

5. Упражнение на развитие мышления, осложнённое заданием на запоминание.

Предлагается 7 зашифрованных слов и ключ к шифру. Необходимо расшифровать слова, запомнить их и выделить лишнее слово.

о 1 2 3 4 5 6 7 8 9
а р о у с к л и ы в

6740              434675         43125        624ь           184ь          9265           521290
(лиса, суслик, сурок, лось, рысь, волк, корова)

Запишите слова, которые запомнили.

6. Упражнение на развитие смысловой памяти и логического мышления.

Даны слова, необходимо придумать слова, связанные с ними по смыслу:

Лопата     письмо    мел          гриб     кот                 мороз      лодка
(копать)   (писать)   (доска)   (лес)    (пушистый)   (холод)    (плыть)

Запомните придуманные слова и запишите.

7. Упражнение для развития зрительной памяти.

Предлагаются для запоминания 5 карточек разного цвета с изображёнными на них значками.(20 сек.)
Затем детям предъявляют 5 карточек, соответствующих по размеру, цвету и форме карточкам и предлагается вспомнить значки в соответствии с цветом карточек.

8. Упражнение на развитие мышления, усложнённое запоминанием.

Узнать буквы по фрагментам. Запомнить их. Записать. Время для запоминания (20-30 сек.)

9. Упражнение на развитие логического мышления, усложнённое заданием на запоминание.
Расшифруйте и запомните, не записывая двузначные числа.

МА     ВК      ЕИ     ОТ     СА      ПО

Ключ к шифру.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
а м в е к о с и п т

(10, 24, 37, 59, 60, 85)

– На какие две группы можно разбить числа?
– Назовите числа в порядке увеличения.
– Назовите чётные и нечётные числа и т.д.

10. Упражнение, на развитие логического мышления усложнённое заданием на запоминание.

Используя ключ к шифру, решите примеры (примеры составляются с учётом возраста )

МА – В =  ?                   ПО – МО = ?
ВЕ – Е =   ?                    ТС – СС =  ?
СА – МА = ?                 КК – ВВ =  ?

Ключ к шифру:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
а м в е к о с и п т

Полученные ответы зашифровать. Записать зашифрованные ответы записать и соответствующие им числовые значения. Запись убрать.
Записать полученные ответы в тетради в расшифрованном виде.

(8, 20, 50, 70, 30, 22)

11. Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти.

Зачитывается 6 пар слов, связанных между собой по смыслу. Необходимо к каждой паре подобрать по смыслу третье слово и записать его.

Яйцо – курица (цыплёнок)
Лес – дерево (доска)
Дом – город (улица)
Река – озеро (море)
Птица – полёт (гнездо)
Шуба – холод (снег)

«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ» 3-5 минут.

Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу, но и готовит руку к письму, развивает внимание и мышление.

«ЛОГИЧЕСКО-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ» 10 минут.

Эти задания обучают детей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности.

«ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ» 1-2 минуты.

Выполнение гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного переутомления и достижению состояния зрительного комфорта.

«ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ» 5 минут.

Графические диктанты – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво и аккуратно писать и логически мыслить. При регулярном выполнении таких упражнений у ребенка появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость, внимание.

Использованная литература:

  1. Л.Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка».
  2. С.В.Коноваленко «Развитие познавательной деятельности у детей 6-9 лет».