Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Разделы: История и обществознание


Цель: дать представление о социальных нормах, помогающих регулировать поведение в обществе; воспитывать готовность к соблюдению социальных норм.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: лекция-диспут.

Эпиграф: Если бедность – мать преступлений, то недостаток ума – их отец. (Л.Н. Толстой)

ХОД УРОКА

I. Изучение нового материала

Лекция преподавателя.

Норма социальная – общепринятые правила поведения людей; предъявляемые обществом или социальной группой требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения.
Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений.
Социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Приложение №I.

Функции социальных норм:

  • Регулируют общий ход социализации.
  • Интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество.
  • Контролируют отклоняющееся поведение.
  • Служат образцами, эталонами поведения.

Нормы выполняют свои функции  в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

  • Как стандарты поведения (обязанности, правила).
  • Как ожидания поведения (реакция других людей).

Задание. Приведите примеры норм-требований (обязанности одного лица по отношению к другому лицу) и норм-ожидания (от человека окружающие ждут однозначного поведения в соответствии с нормой).

Социальные санкции – средства утверждения социальных норм.
Санкции существуют в виде поощрения и наказания, которые могут быть формальными и неформальными.

1. Девиантное (отклоняющееся) поведение

Девиантное (отклоняющееся) поведение – несоответствие имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе, или всякое поведение, которое вызывает неодобрение общества.
Проявления отклоняющегося поведения:

  • аморальные проступки;
  • правонарушения;

Причины отклоняющего поведения:

  • биологическая;
  • психологическая;
  • социологическая.

Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получило в социологии особое название – делинквентное (буквально преступное поведение).
Алкоголизм и наркомания типичный вид девиантного поведения.

II. Прослушивание сообщений и обсуждение затронутых проблем.

Сообщения учащихся по следующим темам:

«Курение как вид девиантного поведения».

Вопросы после сообщения:

– Почему люди начинают курить?
– В чем проявляется реакция сердечно-сосудистой, нервной системы и органов пищеварения на табак?
– Заядлый курильщик, согласно данным комитета «Курение и здоровье», сокращает свою жизнь на 8,3 года, стоит ли ежедневная сигарета такого сокращения вашей жизни? Соразмерьте ценность вашей жизни и пагубного увлечения курением. Какое решение вы примите: не будете курить вовсе; будете курить меньше; продолжите курение, несмотря на угрозу здоровью и обязательное сокращение жизни? Объясните свой выбор.
В чем проявляется влияние курильщика на самочувствие окружающих?

«Алкоголизм как вид девиантного поведения».

Вопросы после сообщения:

– Почему люди принимают алкоголь?
– Л.Н. Толстой писал: «Мы не знаем той степени высоты, если бы или не пили и не курили. Из того же, что люди, духовно сильные, подвергались принижающему действию одурманивающих веществ, все – таки произвели великие вещи, мы можем заключить только то, что они произвели бы еще больше, если бы они не одурманивались».
– О каком влиянии на человека и общество курение и алкоголизм писал великий писатель?

«Наркомания как вид девиантного поведения».

Вопросы после сообщения:

Кто чаще всего становится наркоманом?
– Какой вред приносит наркомания человеку, окружающим его людям и обществу?
– Некоторые люди говорят, что было бы лучше легализовать наркотики, чтобы их можно было покупать в магазинах. Тогда бы их не воспринимали как «запретный плод». Согласны ли вы с этим?

«Виды делинквентного поведения».

Вопросы после сообщения:

– Почему люди совершают преступления?
– Одинаковы ли мотивы преступлений, совершаемых взрослыми и несовершеннолетними? Что вы думаете об этом?

Учащимся предлагается заполнить таблицу.

Мой выбор – не курить!

Аргументы «за» Аргументы «против»
1.
2.
3.
4.
5.
 

Мой выбор – не употреблять алкоголь!

Аргументы «за» Аргументы «против»
1.
2.
3.
4.
5.
 

Мой выбор – нет наркотикам!

Аргументы «за» Аргументы «против»
1.
2.
3.
4.
5.
 

Что мне сказать тем, кто говорит: «Попробуй…»!

Аргументы «за» Аргументы «против»
1.
2.
3.
4.
5.
 

Итог урока: оценки учащимся за урок, домашнее задание.

Рефлексия.

– Напишите свое отношение к проблеме урока. Насколько урок интересен для вас?

Приложение 1