Международное гуманитарное право

Разделы: История и обществознание


Цель: обобщение и систематизация  знаний учащихся в области международного гуманитарного права

Задачи:

1. Создать условия для  понимания учащимися сущности международного гуманитарного права  и  необходимости регулирования  отношений между  участниками  вооруженных  конфликтов.

2. Продолжить работу по развитию умений мыслить критически, прослеживать причинно – следственные связи, отбирать и анализировать различные виды информации, организовывать совместную деятельность в группе, отстаивать собственную позицию, выступая перед публикой.

3. Воспитывать на принципах   международного гуманитарного права, призванного обеспечить защиту личности;  формировать такие качества как  милосердие, сострадание, отзывчивость, гуманное отношение к окружающим.

Тип урока: обобщение  знаний

Форма урока: урок-дебаты

Оборудование:

  • Учебник Л.Н.Боголюбова «Обществознание», 9 класс,
  • Дополнительная литература к уроку,
  • Проектор,
  • Презентации учащихся,
  • Бланки оценивания,
  • Схемы, графики, диаграммы по заданной  теме

Дополнительная подготовка к уроку.

  • Разделить класс на группы и обозначить роли  среди учащихся
  • Командам, участвующим в дебатах подготовить информацию для выступления. 

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя: Человека с давних пор  интересовал вопрос о правах. Под словом «право» многие из нас понимают свободу, справедливость, обязанности, потребность и т.д. Именно поэтому существует большое количество  документов,  которые регулируют отношения между людьми.

– Какие документы мы можем отнести к этой группе? (Всеобщая декларация прав человека и другие)

– Когда была принята Всеобщая декларация прав человека и гражданина? Кем? Почему?

ВДПЧ – это основной международный документ в области прав человека, но не всегда и не все исполняют принятые в нем решения. Не соблюдение норм права часто приводит к  вооруженным конфликтам между странами, народами. И это несмотря на то, что каждый живой человек понимает насколько прекрасна и хрупка мирная жизнь  и страшна война.

3. Просмотр видеосюжета «Война и мир» (Приложение 1, слайды 1-13)

Вопрос учащимся:

– Ребята, а скажите, существуют ли законы, которые бы регулировали отношения во время вооруженных конфликтов?

4. Составление кластера на доске

С чем у вас ассоциируется термин «Международное гуманитарное право»

– Как бы вы сформулировали основные цели международного гуманитарного права?
– Можно ли считать, что на время войны основные права человека могут быть ограничены?
Разобраться в том, ограничиваются ли права людей во время войны и защищают ли мирных жителей нормы гуманитарного права,  мы попробуем сегодня на уроке с помощью образовательной технологии «Дебаты».

5. Дебаты

Тема: Нормы международного гуманитарного права действуют в вооруженных конфликтах.

План проведения дебатов:

1. Определение темы.
2. Утверждающая сторона. (Приложение 1, со слайда 14)
3. Отрицающая сторона. (Приложение 2)
4. Перекрестные вопросы.
5. Решение судей.

5. Выступление миротворцев

Учащиеся – члены миротворческой организации  школы готовят выступление по теме: «Дети и война несовместимы»

Дети в войне – так быть не должно,
Даже если это просто кино.
Люди, будьте всегда вы людьми
Дети в войне страдать не должны.

Просмотр видеоролика – «Дети и война»

6. Рефлексия

А. Составление синквейнов по теме урока.
Б. Самооценка учащегося.

Учащиеся получают бланки и отвечают на поставленные вопросы письменно.

Ф.И.  учащегося                                                                                            
1 Как я оцениваю прошедший урок  
2 Как я оцениваю свою работу на уроке  
3 Как я оцениваю работу своей группы на уроке (справились ли с поставленной задачей, если нет почему)  
4 Тема осталась для меня сложной и непонятной, мне трудно было следить за ходом изложения материала  
5 Тема мне понятна, я имею четкое представление о международном гуманитарном праве  
6 Тема в целом понятна, но остались  вопросы, на которые хотелось бы получить ответы  
7

 

Мои рекомендации по проведению урока
(стоит ли проводить уроки в такой форме, интересно ли это)
 

7. Заключительное слово учителя

– У каждого из вас, наверняка сложилось свое собственное мнение о том,  работает или нет международное гуманитарное право в военных конфликтах, неопровержимым остается то, что  международное гуманитарное право побуждает многих людей соблюдать эти нормы, а также позволяет наказать  тех, кто их нарушает. Но хотелось бы, чтобы в цивилизованном мире, в котором предстоит жить вам, права человека никем не нарушались.

8. Подведение итогов учителем и выставление оценок