Интегрированный урок (история + ИЗО) "Над Русью бьют колокола"

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО


Презентация (Слайд 1)

Цели:

  • Осуществление межпредметных связей: история, изобразительное искусство;
  • Реализация регионального компонента.

Задачи:

  • Образовательные - знакомство с историей, легендами, использованием колоколов; обучение рисованию на объёмном предмете (колокольчике);   закрепление, обобщение, расширение знания учащихся.
  • Развивающие - развитие навыков рисования тонкой кистью, творческого воображения; эстетического отношения к окружающему миру.  
  • Воспитательные  - воспитывать гордость и любовь к родному краю; вызывать эмоциональную отзывчивость на прекрасное; формировать духовно - нравственное отношение к Малой родине.

Предварительная работа: экскурсии в Куртяево, Нёноксу, Антонио - Сийский монастырь; знакомство с украшением сувенирных колокольчиков, создание эскиза росписи, нанесение рисунка на колокольчик.

Зрительный ряд: презентация, иллюстрации росписи сувениров - колокольчиков, фотографии храмов г. Северодвинска, фоторепортаж экскурсий в с. Нёноксу, в Антонио - Сийский монастырь.

Материалы: деревянные колокольчики, гуашь, акварель, кисти толстые и тонкие.

Музыка: фонограмма колокольного звона "Утро на Севере" в исполнении В. Петровского, звучания била и клепала.

Ход урока

Ученик (Слайд 2)

Над Русью бьют колокола
Печально и торжественно
Какбудто белые крыла
Взошли в ночи божественной.
Как будто солнца светлый нимб
Из тьмы взошёл над распрями
Звенит, звенит небесный гимн
Над Родиной непраздною.

Колокола - неотъемлемая часть русской души (Слайд3)

Стоит в Новгороде памятник, который носит название "Тысячелетие России", имеет форму огромного колокола. Это не случайно. Он как бы символизирует образ России.

Учитель ИЗО (Слайд 4,5)

Как же появились колокола? "Давным-давно в небольшом городе жил епископ Паулин (епископ Павлин, живший в Италии, в конце V века). Служил он в старинном храме. Храм стоял на красивой площади, и все птицы слетались к нему, а люди спешили по своим делам. Епископ Паулин все время призывал прихожан - придите помолиться Богу, но тщетно. Однажды Паулин отлучился из города, а возвращался домой по большому красивому лугу, где росло множество цветов. Стрекотали кузнечики, летали стрекозы и бабочки, высоко в небе пел жаворонок. Устал Паулин и решил прилечь на траву. Трава была мягкая, солнце ласково грело, и он не заметил, как уснул. Спит Паулин, а день клонится к вечеру. Вдруг он слышит, будто кто-то в колокольчик звонит, да так мелодично, звонко, радостно. И голос слышит: "Вставай, Паулин, а то на службу опоздаешь!". Видит он, что маленький белый ангел с прозрачными радужными крылышками раскачивает лиловый полевой колокольчик, и цветок звенит так, что замирает сердце. Вскочил епископ и быстро зашагал в город, еле успел к службе.

Паулин не мог забыть ангела с колокольчиками, и пришла ему мысль - сделать большой колокольчик и повесить повыше, на башенке  храма. Однажды утром из храма раздался колокольный звон, и люди, услышав его, побросали свои дела и поспешили в церковь. Звонил колокол над городом, Дом Божий наполнялся народом, а епископ Паулин - радовался. С тех пор храм никогда не пустовал".

Учитель истории (Слайд 6,7)

На Руси колоколам долго предпочитали била самой различной формы. Малое било являлось обычным деревянным бруском. Его держали в одной руке, а другой били по нему молотком или просто палкой. Била побольше представляли собой доски, которые подвешивали на перекладинах. Их изготавливали из клена, ясеня или бука, дающих особую красоту звучания. Были и железные била - клепала. Самые большие из них соединялись из нескольких частей в конструкцию, напоминающую радугу. Удар в такое било звучал как "гром небесный" и впечатлял куда больше, чем слабый перезвон первых колоколов, обычно - очень небольшого размера.

Учитель истории (Слайд 8)

Например, сохранились сведения о том, что в годы игуменства преподобного Зосимы в Соловецком монастыре (1435-1478 гг.), каменное клепало служило братии для призыва братии к службе. На Руси колокола упоминаются начиная с XI века в Новгородской и Ипатьевской летописях. Колокола были чрезвычайно разнообразными.

Учитель истории (Слайд 9)

Летописи хранят сведения о каменных колоколах. Один из таких, по преданию, был самолично сделан преподобным Зосимой - основателем Соловецкого монастыря. Небольшой каменный колокол с железным клепалом был упомянут в первой монастырской описи 1514 года.

Учитель ИЗО (Слайд 10)

На Руси колокола уподобляли живым существам. они были одушевлены и, более того, "очеловечены": ударная часть стала называться языком, а за "уши" колокола подвешивают.  "За уши повесят, да за язык подергают, станет говорить" (колокол).

К колоколам относились, как к людям, им давали имена. При крещении колоколов были даже крестные мать и отец, а их имена высекались на самом колоколе. Колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык, отправляли в ссылку, на переплавку.

Учитель истории, учащиеся. (Слайд 11,12)

Много легенд и преданий сложено о колоколах.

Новгородский вечевой. В 1478 г. Иван III, осадив Новгород, выставил осажденным ультиматум - "вечевому колоколу не быти, посаднику не быти, а государство нам держати". Великий князь Иван, войдя в город, повелел вечевой колокол спустить со звонницы, а после - привезти в Москву и поднять на колокольню, чтоб звонил он вместе с другими колоколами. "Вечник" был отправлен в Москву связанный веревками, как узник.

(Слайд 13) "Вечник новгородский", отправленный в Москву, так и не явился - разбился на кручах валдайских и дал жизнь колокольчикам Валдая, которым с момента их чудесного рождения суждено вечно скитаться по долгим российским дорогам, петь о вольности, то, тревожа души людей, то, утешая, и ждать, когда настанет время вернуться им в Новгород, чтобы вновь слиться воедино, в вечевой колокол.

(Слайд 14) По свидетельству Н.М. Карамзина, привезли в Москву славный Вечевой колокол и повесили его на колокольне Ивана Великого.

(Слайд 15) Существует предположение, что в 1673 году он был перелит в московский "Набатный" или "Всполошный" и помещен в полубашенке возле Спасских ворот, в которой издавна вывешивались "всполошные" колокола, предупреждавшие горожан о пожарах.

(Слайд 16) В 1681 году, испугав неожиданным ночным звоном царя Федора Алексеевича, колокол был сослан в Николо - Корельский монастырь в 34 верстах от Архангельска. Ряд исследователей утверждают, что колокол разбился во время пожара 1713 года, но по велению Петра I был отлит заново и хранится в Оружейной палате.

Учитель истории (Слайд 17)

Зачем звонят колокола? ( ответы учащихся).

Много веков люди верили в чудесную силу колоколов. Колокола собирали воинов в поход, оглушительным трезвоном начинали праздник, помогали завоевывать или отстаивать города.

Колокольным звоном наши предки ограждались от эпидемий и пожаров, от многих недугов и болезней. До появления на европейском Севере маяков навигационными ориентирами использовались звонницы, колокола которых в туманную или штормовую погоду предупреждали своим звоном проходящие суда. У поморов такие колокола прозывали "вещунами".

На Руси колокольный звон - неотъемлемая часть богослужения. Он созывает верующих в храм на совместную молитву, открывает и завершает литургию (публичное богослужение).

Учитель истории (Слайд 18)

В 1975 году, именно в Архангельском музее деревянного зодчества и народного искусства "Малые Корелы" научные сотрудники Валерий Лоханский, Иван Данилов и Александр Давыдов начали собирать утерянные колокола и возрождать звоны на Русском Севере.

Учитель истории (Слайд 19)

Иван Васильевич Данилов много сделал для возрождения звонов на Руси. В 1990 году ему было присвоено звание "Первый звонарь России".

Иван Данилов возрождал звоны в разных городах России - в Новгороде, Воронеже, на Валааме, в Иркутске, в Новочеркасске.

Но в историю он войдет как человек, который возродил после долгого молчания звоны на Красной площади.

Ученик (Слайд 20)

Звоны катятся, как встарь,
С заповедной колокольни.
Образованный звонарь
Знает школы все и корни.
Здесь наукой занят он,
Предан ей душой и телом,
Реставрированный звон -
Это только между делом.
Увлеченности - хвала!
И под сильными руками
Вот уже колокола
Разговаривают сами.
Он их всех пускает в ход,
Крепко держит эти нити.
Одного не достаёт, -
Объясняет, - извините:
Весел, молод, бородат,
Как его возможный прадед,
Он откинулся назад,
Будто резвой тройкой правит.
И над Северной Двиной
В сизой мгле, в года иные,
От могучей коренной
Отвернулись пристяжные.
Константин Ваншенкин.

Учитель истории, учащиеся.

Какие храмы Северодвинска имеют колокола?

(Слайд 21) Храм Воскресения Христова.

(Слайд 22) Свято-Никольский Храм.

(Слайд 23) К Свято-Никольскому Храму приписана Часовня Александра Невского.

(Слайд 24) Храма Владимирской иконы Божией матери.

Учитель ИЗО (Слайд 25)

Украшение колоколов:

По-разному украшались колокола на протяжении всей их долгой истории. В древние времена на внешней поверхности колоколов исполнялись краткие надписи имени мастера-литейщика или тексты молитв. Позже на колоколах появились пространные надписи, содержащие имена вкладчика и его семьи, краткие или развёрнутые цитаты богослужебных текстов, исторические сведения. Если колокол повреждался или побивался, то и тогда он продолжал исполнять свое предназначение, становясь в результате переливки другим колоколом, порой с существенным увеличением веса.

(Слайд 26) В народе говорят: "Кто колокол купит, тот счастлив, будет", "Кого люблю, того и дарю:" В наше время колокольчики украшают наше жилище, стали сувенирами.

Что такое сувенир? (ответы учащихся)

Это память о местности, где вы побывали. Сувениры бывают различными, но мы рассмотрим только некоторые из них. На этих изделиях изображены памятники архитектуры, церкви, знаменитых писателей, художников всех деятелей, которые прославили этот край, город, местность и конечно рисуют природу.

Ученик (Слайд 27)

"Русь святая зовет звон плывет, как встарь.
Русь святая живёт, пока звонит звонарь!"
Валерий Север

На свете нет нежнее и невиннее,
Милей и краше северных берёз.
Моя душа для всех, как небо синее,
Без тёмных туч, без молний и без гроз.

Пускай она такою и останется,
Пока над Русью бьют колокола.
Душа моя, на злато не обманется
И до конца останется светла.

Физкультминутка ( проводят учащиеся)

Учитель ИЗО

Задание на урок:

Расписать сувенирный колокольчик, прославляющий нашу Архангельскую область, г. Северодвинск и мастера росписи.

Работу выполнять последовательно:

  1. От больших цветовых пятен до тонкой ажурной обводки.
  2. Контрастные цветовые сочетания сделают вашу роспись праздничной и яркой.
  3. Работа должна быть творческой, красочной, аккуратной, чтобы колокольчик стал настоящим северным сувениром.
  4. Составить синквейн к слову колокол.

Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная работа учителя.

Помощь оказывается в показе приёмов работы, подборе цвета. Подведение итогов работы.

Под звон колокольчиков учащиеся выходят к доске и показывают результат своей творческой работы, читают синквейны.

Приложение.

Различали:

  • Церковные колокола, предназначенные для выполнения культовых и религиозных функций. ( воскресные, праздничные, будничные, великопостные, благовестники, красные, зазвонные, трапезные.
  • Гражданские (городские) колокола выполняли различные функции: вечевые собирали на вече, под звон других проводились казни; всполошные колокола созывали людей на борьбу с пожарами; часовые - отбивали время.
    • Первый звон - пропадай мой сон.
    • Другой звон - земной поклон.
    • Третий звон - из дому вон.

Вестовые подавали сигналы к сбору для различной информации, извещали о раздаче угля, о продаже рыбы; звонили в пургу, чтобы люди не заблудились и по звону нашли дорогу.

Военные били в набат (называются набатные), как сигнал тревоги. Осадные предназначались для осады крепости. Шумовые - для создания шума в момент наступления.

На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Они размеряли течение дней, возвещая время трудиться и время отдыхать, время веселью и время скорби. Они оповещали о грозящем стихийном бедствии и о приближении врага, они созывали мужчин для борьбы с неприятелем и встречали торжественным звоном победителей, собирали граждан для обсуждения важных дел и призывали народ к восстаниям.

Отношение к колоколу, как к оберегу, к звону, как к спасению от злых сил было распространено повсеместно.

Еще в Древнем Риме стали звонить в колокола, созывая людей в храмы. "Хлебный колокол" в городе Турине напоминал хозяйкам: пора месить тесто.

"Колокол чистоты" в Бонне звал горожан подметать улицы.

По звону "Торговки рыбой" в городе Бовэ открывались продуктовые лавки.

А "Пивной колокол" открывал по вечерам питейные заведения в Гданьске. "Колокол чудаков" в Ульме звонил с наступлением темноты, напоминая: в это время лучше не гулять по улицам.

"Трудовой колокол" в Аахене сообщал о начале и конце рабочего дня.

Литература

  1. Беляев О. "Георгиевский звон Кремля" // Сов. Россия.-1990.-12 мая.
  2. Горбачева Н. "И православный звон поплывет над Пруссией" // Свободная зона.-1995.-16 сентября.
  3. Дмитрук М. "Пока звонит колокол" // Рабочая трибуна.-1992.-228 января.
  4. Захаров Н. "Кремлевские колокола". - М.: Московский рабочий, 1969.-С.1-15.
  5. Кононов В. "Русские звоны" // Встреча.-1995.-№1.-С.32-33.
  6. Колокола. История и современность. М., 1985.
  7. Н.Майданская. " О чем звонит колокол" // Реклама.- 199.-1№1-2
  8. Осетров Е. "Живая древняя Русь". - М.: Просвещение,1984.-С.267-274, 284-290.
  9. Памятник "Тысячелетие России". - М.: Сов. Россия, 1974.- С.1-10.
  10. "Сказка о том, как появились колокола" // С нами Бог.-1994.-№3
  11. История колоколов. [Электронный ресурс] http://www.zvon.ru/zvon3.view2.html