Повторение изученного по теме "Глагол". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: глагол, анализ текста, не с глаголом


Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,  Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян,  И.И. Кулибаба с использованием интерактивной доски, перфокарт, рабочей тетради для 6 класса часть 2-я автора Г.А.Богдановой.

Тема урока: «Глагол. Повторение изученного».

Цели урока:

  • повторить изученный материал о глаголе как о части речи;
  • совершенствовать умение находить изучаемую часть речи, обосновывать правильность выбора орфограмм при написании глагола;
  • использовать глагол в речи;
  • дать понятие о бессоюзии как средстве выразительности речи.

ХОД УРОКА

1. Учитель читает отрывок из стихотворения:

Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придет:
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растет.

– О какой части речи здесь говорится? (О глаголе).
– Почему? (Глагол обозначает действие предметов или их состояния).

2. Формулируется тема урока и записывается в тетрадь: «Глагол. Повторение изученного.»

3. На доске записаны слова.

Задание. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.

Надо трудит…ся, (не)успел, прочитаеш…, улыбает…ся, береч…, (не)взлюбить.

 – Проверьте, правильно ли вы выполнили.
(На доске – правильный вариант написания).
– Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте работу.
– Поднимите руку, кто допустил ошибки.
– Над какими видами орфограмм вы работали?
– Вспомним алгоритм рассуждения при работе с этими орфограммами.

На интерактивной доске поочередно появляются алгоритмы рассуждения. Учащиеся прочитывают про себя и проговаривают вслух.

-ться, -тся в глаголах.

-ться -тся
В неопределенной форме:
Смеяться, развеваться.
В 3-м лице:
Он смеется, знамя развевается.

Порядок действий, помогающий правильно определить написание -ться, -тся в глаголе:
– найди слово, с которым связан глагол, задайте от него к глаголу вопрос;
– если в вопросе есть мягкий знак (что делать? что сделать?),то это глагол в неопределенной форме и ь обязателен;
– если в вопросе нет ь (что делает? что сделает?), то это глагол 3-го лица, ь не пишется:

Кто умеет (что делать?) веселиться (неопред. ф.), того горе (что делает?) боится (3-е л.).

Ь после шипящих на конце слова.

Пишем

Не пишем

В существительных  
Женского рода, 3 склонения: тишь, помощь, глушь. 1.мужского рода 2 склонения: мираж, мятеж, чертеж, камыш;
2. родительноо падежа множественного числа 1-го, 2-го склонения: нет туч, луч, сотни тысяч, пастбищ.

В прилагательных

  В кратких прилагательных мужского рода: пахуч, линюч, дремуч, блестящ, чарующ.

В глаголах

1. В неопределенной форме: стеречь, испечь, привлечь, превозмочь;
2. В повелительном наклонении: обнаружьте, назначьте, не тревожьтесь;
3. Во 2-м лице единственного числа в настоящем и будущем времени: пишешь, бережешь, усядешься.
 

В наречиях

Прочь, настежь и др. Уж, замуж, невтерпеж (искл.)

В частицах

Лишь, бишь, ишь, вишь  

4. На доске, разделенной на три части, 3 ученика выполняют  задания.

 Задание. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.

1. Тот труда не бои(т, ть)ся, кто умеет труди(т,ть)ся. Дело мастера бои(т,ть)ся. Человек по делу узнае(т,ть)ся. Надо труди(т,ть)ся, не надо лени(т,ть)ся.
2. (Не)чувствовал усталости, (не)был в школе, ураган (не)истовствовал, мне (не)здоровится, (не)прикасался к проводам, (не)участвовал в разговоре.
3. Испеч…, видиш…, доч…, скрипуч…, леч…, луж…, улыбаеш…ся, пляж…, стрич…, воткнеш…, карандаш…, могуч…, навзнич….

В это время класс слушает устное связное высказывание на тему: «Что мы знаем о глаголе как  о части речи». Остальные учащиеся оценивают ответ.
После этого проверяется работа отвечающих у доски.

– Проверяем выполненные на доске задания по вариантам (по рядам).

После проверки и анализа ошибок классу дается задание:

Задание. Составьте с одним из слов каждого задания предложение.

3-4 ученика зачитывают свои предложения.

4. Какое самое сложное орфографическое правило темы «Глагол» мы не вспомнили? (Правило написания безударных личных окончаний глагола)

 – Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании безударных личных окончаний глагола?

На интерактивной доске появляется алгоритм рассуждения. Учащиеся читают про себя, затем проговаривают вслух.

Глаголы 1-го и 2-го спряжения

Ко 2-му спряжению относятся:

1. Все глаголы на -ить:

клеить, любить, строить…Искл.: брить, стелить.

2. Глаголы-исключения:

4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать;
7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.

Все остальные глаголы относятся к 1-му спряжению:

Писать, бороться, толкнуть, плясать…

Запомнить глаголы на -ять: сеять, веять, реять, таять, чуять, лаять, каяться, маяться, надеяться, лелеять, затеять, чаять, блеять, хаять. Они относятся к 1-му спряжению.

Чтобы не ошибиться в написании безударных личных окончаний глагола, необходимо:

– поставить глагол в начальную (неопределенную) форму;
– выяснить, оканчивается ли он на –ить и является ли глаголом-исключением;
– определить спряжение глагола;
– вспомнить личные окончания глагола в этой форме.

Например: бре...шь – брить, исключение, 1-го спряжения, окончание -ешь: бреешь; стро…шь – строить, глагол на -ить, 2-го спряжения, окончание -ишь – строишь.

5. Проверочная работа с использованием перфокарт.

У учащихся на столах лежат заготовленные трафареты для работы, в которые записывают только гласную окончания.

Е – и в окончаниях глаголов.

1.                               1.                              1.                            
2.                                 2. 2.

Цель: проверка умения учащихся определять орфограмму в глаголах 3-го лица единственно числа.

Е – и в окончаниях глаголов.

Стонет                        Стелет                       Лает                      
Зависит Строит Клеит
Пилит Колет Рубит
Крошится Ненавидит Полюбит
Смотрит Кусается Увидит
Жалит Дышит Растает
Реет Проедет Загорает
Пенится Сеет Блистает

6. Анализ текста (он дан в рабочих тетрадях по русскому языку автора Г.А.Богдановой, часть 2-я), упражнение 143.

(Для тех, кто не пользуется на уроках данными тетрадями, привожу текст целиком.)

Св..стит косая м..тель – белая м..тла дороги м..тет. Дымя(т, ть)ся сугробы и крыши. Руш..тся с сосен белые водопады. Ск..льзит по застругам ярос..ная поземка. Февраль летит на всех парусах. Гон..тся вихри за санями, машинами, круж..тся хороводы вокруг домов, зам..тают пути-дороги.
Тонут в белых волнах заборы. За каждым столбом – снеговорот. Над каждой елью – белые флаги.
Зав..вает, круж..т, занос..т. Св..стит, скулит, во..т. Леп..т в глаза, в спину т..лка..т, дышать (не) дает.
Тучи-снегосыпы сыпл..тся сверху. Сугробы-снеговеи ве..т снег внизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети.
Круговерть от земли до неба!

(Н.Сладков)

Учащиеся должны озаглавить текст, вставить пропущенные буквы.

Пока выполняется задание, учитель проверяет работы с использованием перфокарт.

Анализируя текст, учащиеся отвечают на вопросы:

– Использование каких средств выразительности помогает писателю создать образную картину февраля-снеговея?
– Чем, по-вашему, объясняется то, что писатель использует в данной зарисовке короткие предложения для описания метели?
– Вставьте (устно) между однородными членами предложения союз и. Что изменится в передаче стремительности движения? (Использование однородных членов без союзов выступает здесь как средство выразительности, помогающее описать быстро сменяющиеся события, действия, движения. Это называется бессоюзием.)

– Слова какой части речи несут основную смысловую нагрузку в тексте? Как вы думаете, почему в тексте употребляются, кроме одного, глаголы несовершенного вида?
– Найдите в тексте глагол совершенного вида, разберите его по составу.
– Выпишите из текста два глагола , спряжение которых определяется по личным окончаниям, поставьте ударение в словах.
– Выпишите из текста два глагола 1-го и 2-го спряжения, для правильного написания личных окончаний которых надо определить спряжение.
– Есть ли среди глаголов текста такие, которые имеют нулевое окончание?
– В каком случае глаголы будут иметь нулевое окончание?
– Выпишите глагол с окончанием -ть. На что оно указывает?

(Учащиеся говорят о роли глаголов в речи, отмечают, что с помощью коротких предложений удачно передается описание порывов ветра. Длинные предложения замедлили бы это стремительное движение. Глаголы несовершенного вида обозначают неоднократно повторяющиеся движения, подчеркивают, что действие будет происходить не один день.)

Подводя итог урока, учащиеся отвечают на  вопрос:

– Какие орфографические навыки повторяли на уроке?

Учитель выставляет отметки за предыдущие виды работ, объявляет их.

На дом учащиеся получают задание творческого характера: написать короткую зарисовку, используя в ней различные средства выразительности, в том числе однородные сказуемые, выраженные глаголами. Темы работ: «Метель разбушевалась», «Снежные забавы».