Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

Разделы: Начальная школа


Цель урока: формирование навыков применения правила и графического обозначения безударной гласной в корне слова.

Задачи:

  • отрабатывать умение применять правило обозначения безударных гласных в корне слова;
  • развивать орфографическую зоркость, орфографический тренинг, внимание, речь учащихся;
  • воспитание аккуратности, дружбы, товарищества, дисциплины, любви к Родине, уважение к профессии разведчика.

Тип урока: закрепление знаний.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык», автор С. Иванов,
  • тетрадь «Пишем грамотно» № 1, автор М.И. Кузнецова 2 класс,
  • маскировочные наряды,
  • компьютер, презентация.

ХОД УРОКА

I. Мотивационный этап

1. Создание психологической комфортности на уроке

Дети стоят в кругу. (Приложение 1, слайд 2)

Где красота – там доброта
Их разлучить никто не может.
Любая светлая мечта
На двух других подруг похожа.
И нам без них не обойтись.
Ни светлым днем, ни днем дождливым.
И если хочешь быть красивым,
Ты добротою поделись!

– Ребята, а чем вам хочется делиться друг с другом на за­нятиях? Что вы можете «отдать» другим? (Знания, хорошее настроение, радость.)
– Как здорово, что отдавая кусочек своей души, мы приобретаем во много раз больше.
Давайте возьмемся за руки и передадим всю теплоту наших сер­дец друг другу, мысленно пожелаем себе и всем, кто рядом, любви, радости и удачи. Присаживайтесь на свои места.

Дети рассаживаются в группы по 5 человек.

2. Рассказ учителя о разведчиках

Учитель. Сегодня я хочу вам рассказать об одной героической профессии, в которой нужны знания, взаимопомощь, радость, смекалка, наблюдательность и преданность. (Приложение 1, слайд 3)

5 ноября – День военного разведчика. Военная разведка – это «глаза и уши» вооруженных сил, основное средство получения информации.
Профессия разведчика считается одной из древнейших на земле. Еще во времена Киевской Руси разведка была делом государственной важности. Для сбора данных привлекались послы, гонцы, торговые люди, жители пограничных областей и воинские отряды.
Во время Великой Отечественной войны роль военных разведчиков была неоценима. Только за первые шесть месяцев войны в тыл противника было заброшено около 10 тысяч человек, в том числе значительное количество разведчиков с радиопередатчиками. Органами военной разведки создавались партизанские отряды в тылу врага.
Великая Отечественная война была суровым испытанием для военной разведки, и она выдержала его достойно. Сложились славные боевые традиции и был создан большой отряд высококвалифицированных разведчиков, которые умело использовали богатый боевой опыт и традиции в послевоенное время. Этими традициями всегда были и есть: преданность своей Родине и народу, верность присяге, мужество, стойкость до самопожертвования при выполнении боевых задач.
692 военных разведчика удостоены званий Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные при выполнении заданий по обеспечению безопасности страны.
Каждый маленький гражданин нашей стра­ны должен понимать, за что он любит свою Родину, почему и от кого её надо защищать. А как это де­лать детям? (Ответы детей)

– Мы живём в мирное время, у нас нет войн, поэтому нет смысла «брать в руки оружие». Но... всегда нужно быть готовым к тому, чтобы встать на защиту своих близких, своей улицы, своего клас­са... А для этого нужно вырасти здоровым, чест­ным, преданным Родине гражданином.
В России существуют организации юных раз­ведчиков, которые готовят себя уже сейчас к защите Отчизны. Они тренируются, ходят в походы, учатся быть настоящими друзьями. И это неудивительно. Ведь разведчиками не рождаются, ими становятся.
Путь настоящего юного разведчика – это прежде всего дружба, взаимопомощь и поддерж­ка. Настоящий юный разведчик никогда не пройдёт мимо несправедливости, он всегда готов помочь всем, кто нуждается в помощи. (Приложение 1, слайд 4)
Вот и мы с вами пройдем по пути юного разведчика. Для того, чтобы путь был удачным и успешным нам в дороге пригодится один из законов разведчика.
Разведчик друг всем и брат всякому другому разведчику.
Это закон дружбы.
Разведчик одинаково дружелюбен ко всем, главным для него является душевные качества, дела и поступки человека.

(Дети одевают костюмы «разведчиков»)

II. Операционно-познавательный этап

1. Актуализация опорных знаний.

На доске написано предложение. (Приложение 1, слайд 5)

Р…дная з…мля и в горсти м…ла.

Учитель: На этом уроке мы будем совершенствовать свои знания в области применения очень важного правила. Для этого нам понадобится один из законов разведчиков.

Разведчик трудолюбив и настойчив.
Это закон труда.
Разведчик должен трудиться.
В любом деле добивается успеха.
Настойчиво доводит до конца начатое.

Напишите данное предложение, вставьте пропущенные буквы. Скажите, какое правило вы использовали при написании всех слов предложения?

Дети: При написании слов с пропущенными буквами мы использовали правила о правописании безударных гласных.

Учитель: В какой части слова находится безударная гласная?

Дети: Безударная гласная находится в корне слова.

Учитель: Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?

Дети: Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне, надо найти проверочное слово, в которой безударный гласный стал бы ударным.

Учитель. Какие проверочные слова вы подобрали к данным словам.

Дети.

Родная – Родина
Земля – земли
Мила – милый

Учитель. Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.

Дети отвечают.

Учитель. Вот еще один из законов разведчика.

Разведчик предан Родине.
Это закон верности.
Разведчик никогда не променяет свою Родину на другую.
Любовь к Родине сильнее смерти.

2. Формирование практических навыков

1) Самостоятельная работа. Тетрадь «Пишем грамотно» (№1) с.18 упр. 1(Приложение 1. Слайд 6)

Учитель.

К разведке готовясь поработай на совесть.
Выходи на передний край
И скрытно за противником наблюдай.

Прочитайте. В скобках запишите проверочные слова. Написание слов с непроверяемыми гласными уточни по словарику в учебнике.

В_ селый вет_р.
(–____________) В_ сенний вет_р
(____________) прол_тал
И листья перелистывал,
А я по ул__ це
(____________) ш_гал
И вместе с ним насвистывал.

Учитель. Задание выполните самостоятельно. И помните о правиле разведчика.

Первым делом на носу заруби:
готовя разведку о ней не труби,
чтобы враг о ней не узнал случайно.
Залог успеха– строжайшая тайна.
Нет хуже порока трещать как сорока!

(Дети выполняют задание в тетради)

Учитель. Назовите проверочные слова, которые вы подобрали к словам из текста.

Дети. Вёсны – весенний, перелёт – пролетал, шаг – шагал.

Учитель. Какие слова с непроверяемыми гласными вы встретили в стихотворении?

Дети. Это слова – улица, ветер.

2) Работа в парах

Учитель. Выполните упр. 2 с.19. Прочитайте стихотворение и к словам с транскрипцией подберите и запишите проверочные слова (Приложение 1, слайд 7)

Гнездо

За нашим [ а ]кном –
Береза с гн [ и] здом.
В гн [ и ] зде – два пт [ и ] нца
П[ а ] ют без к [ а ] нца.
И даже в ненастье
Щ [ и ]бечут о счастье.

Слова-подсказки: пой, щебет, кончик, гнёзда, окна, птенчик.

Учитель. Запомните, что разведчик помогает ближним.
Это закон помощи. Разведчик видит трудности других людей и старается им помочь.

(Дети выполняют задание)

Учитель. Прочитайте пары слов, которые вы выписали.

Дети. Окно – окном, гнёзда – (с) гнездом, (в) гнезде, птенец – птенца, пой – поют, кончик – (без) конца, щебет – щебечут .

Учитель.

Разведчик весел и никогда не падает духом.
Это закон радости. Разведчик всегда бодр, весел, жизнерадостен.
Он не унывает, как бы ему не было трудно.

3. Физминутка

Быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость – все эти качества нужны юному разведчику. (Приложение 1, слайд 8)

Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, (поворот вправо)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (Поворот влево)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще (Поворот вправо)
Через левое плечо. (Поворот влево).

3) Фронтальная работа

Учитель. Сейчас проведем проверку вашего «острого» глаза.

Разведчик! Помни как приказ! Не забывай не на мгновенье!
Ты неусыпный зоркий глаз, ты чуткий слух подразделенья!

Прочитайте задание к упр. 3 с.20. (Приложение 1, слайд 9)

Дети. Нужно проверить, правильно ли подобраны проверочные слова.

Учитель. Будьте внимательны! Всё примечайте! Каждую мелочь на ус мотайте!

Аня быстро (обида) обижала вокруг дома.
Оля никогда (пробежка) не обежала младших.
Света (бег) забежала за подругой.
Я часто (обида) обижался на Петю.

Учитель. В каких словах допущены ошибки и почему?

Дети. Слово обижала в 1 предложении написано неверно, потому что неправильно подобрано проверочное слово. Здесь нужно взять проверочное слово бег.
Во втором предложении надо написать слово не обижала и проверочное слово обида.

3. Домашнее задание. Развитие орфографической зоркости.

Учитель. Важнее всего регулярная тренировка. От неё зависит мастерство и сноровка, хорошая память и тонкий слух, наметанный глаз и воинский дух.

Упр.4 с 20 в тетради «Пишем грамотно» №1 (Приложение 1, слайд 10)

III. Рефлексивно-оценочный этап

Учитель. Вот и подошел наш урок к концу.
– Что интересного вы узнали на уроке? С какими законами разведчика вы познакомились?
– Какой закон вы уже выполняете? (Приложение 1, слайд 11)

– Какое задание было для вас интересным и не вызвало у вас трудностей?
– С каким заданием вам было трудней справиться?

Трудно? Ты трудность перебори!
Помни сам и другим говори:
чем больше часов отдашь тренировке,
тем легче будет в боевой обстановке.

– Как вы оцениваете свою работу?
– Отметьте свои результаты на мишени. Если вам было все понятно и легко, то вы попали в «десятку». Если вы испытали трудности при выполнении заданий, то вы набрали меньше очков. Мне хотелось познакомить еще с одним законом разведчика.

Закон истины. Разведчик честен и правдив.
Разведчик не боится говорить правду всегда и везде.