Истоки "холодной войны" и создание военно-политических блоков

Разделы: История и обществознание


Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы проведения урока: эвристический, объяснительноиллюстративный, частичнопоисковый, технология критического мышления, здоровьесберегающие технологии,  ИКТ.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Время проведения: 1 академический час (45 минут)

Основные понятия: "холодная война", "доктрина Трумэна", "план Маршалла", Коминформ, НАТО, ОВД, СЭВ, социалистический лагерь, биполярный мир.

Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебная доска, рабочая тетрадь.

Цели урока:

  • раскрыть особенности международной обстановки после окончания второй мировой войны;
  • рассмотреть причины изменения взаимоотношений между союзниками по антигитлеровской коалиции и начала «холодной войны», определить ее черты;
  • познакомить учащихся с дискуссионными подходами в исторической науке к проблематике «холодной войны»;
  • проанализировать основные положения «доктрины Трумэна»;
  • рассмотреть проблемы восстановления разрушенного хозяйства Европы, охарактеризовать цели «плана Маршалла» и отношение к нему Советского Союза;
  • рассмотреть процесс создания системы военнополитических союзов в мире;
  • сделать вывод о негативных последствиях и опасности политики «холодной войны», приведшей к складыванию системы биполярного мира.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Повторение

– Охарактеризуйте основные военнополитические, геополитические, дипломатические итоги Второй мировой войны.

III. Актуализация знаний

Учитель может отметить, что сам термин «холодная война» встречается в испанских средневековых документах XVI в. Под этим термином понимались плохие взаимоотношения государств, но без реальной, т. е. «горячей» войны. В современной исторической науке принято трактовать термин «холодная война» как состояние экономической, идеологической и полувоенной конфронтации между двумя системами. При этом следует иметь в виду наличие у противоборствующих сторон оружия массового поражения, применение которого могло бы уничтожить человеческую цивилизацию.

Целеполагание:

Сегодня на уроке в процессе работы нам предстоит указать причины раскола Европы на две противостоящие системы, проследить основные этапы обострения отношений между бывшими союзниками, рассмотреть процесс создания системы военнополитических союзов в мире, обратив внимание на разное понимание Советским Союзом и странами Запада принципов Устава ООН, сделать вывод о последствиях и опасности политики "холодной войны", приведшей к складыванию системы биполярного мира.

Проблемный вопрос:

Была ли, на ваш взгляд, «холодная война» неизбежным следствием итогов Второй мировой войны, или существовала иная альтернатива развития международных отношений во второй половине XX века?

Мозговой штурм:

Давайте попробуем, исходя из имеющихся у вас знаний, определить причины «холодной войны».

Примерные предположения учся записываются на доске без обсуждения.

IV. Новый материал

На этом этапе урока, работая в группах, мы попробуем ответить на вечный вопрос «Кто виноват в развязывании «холодной войны?», используя тексты документов в раздаточном материале и на экране.
При рассмотрении начального периода "холодной войны", наиболее дискуссионной становится проблема виновников ее возникновения. С учетом огромных ресурсов, истраченных на гонку вооружений, бесчисленных жертв локальных конфликтов, развязанных сверхдержавами или принявших особенно большие масштабы изза их участия, она неоднократно обыгрывалась пропагандой и в СССР, и в США.

Работа учся в группах с текстами документов. Читая высказывания современников и историков, ребята формулируют своё мнение (Приложение 1).

Приблизительные итоги работы:

1. В своей речи в марте 1946 г. У.Черчилль призвал противопоставить силе СССР силу англосаксонского мира.

2. Ядерный шантаж СССР: 196 бомб для уничтожения 20 советских городов.

3. «Доктрина Трумэна» – «спасение» Европы от советской экспансии: экономическая помощь Европе; размещение военных баз вблизи советских границ; использование военных сил против СССР; поддержание внутренней оппозиции в странах Восточной Европы.

4. План Дж. Маршалла: усиление проникновения США в Европу за счет оказания экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы Второй мировой войны (17 млрд. долларов)

1. Стремление изменить режим черноморских проливов.

2. Возвращение Карского и Ардаганского округов.

3. Заинтересованность в изменении режима управления Сирией, Ливаном.

4. В 1949 г. СССР произвел первое испытание ядерного оружия. Советские ученые первыми разработали новое поколение оружия – термоядерное.

5. 1947 год. Создание Информационного бюро коммунистических партий (Коминформ) – организации, которая имела политические и идеологические цели противостояния Западу.

6. Доктрина А. Жданова: мир разделен на два лагеря – «империалистический» (во главе с США) и «демократический» (во главе с СССР)

Основными признаками "холодной войны" являлись: существование двух противоборствующих "центров силы", имеющих различные подходы к принципам организации международной жизни, мирохозяйственных связей; раскол мира на две системы военнополитических союзов, каждый из которых стремился к экспансии с использованием как мирных, так и военных средств политики.

Подведение итогов мозгового штурма.

Стремление обеих сверхдержав к установлению миропорядка, исходя из собственных, вступающих в противоречие желаний и амбиций, стало основой послевоенного противостояния. Переломным моментом в международных отношениях историки считают 1948 г., когда Советский Союз отказался от участия в плане Маршалла и запретил участие в нем восточноевропейским странам, а также события в Чехословакии и т.д. Хронологическое завершение «холодной войны» охватывает период середины 1980х – начала 1990х гг. (с момента прихода к власти в СССР новых руководителей во главе с М.С. Горбачевым до распада СССР в 1991 г.).
С этими событиями мы и познакомимся подробнее на следующем этапе урока.

Характеристика учителем  Доктрины Трумэна (12 марта 1947 г.)

– Помощь «свободным народам, сопротивляющимся попыткам закабаления со стороны вооруженного меньшинства и внешнему давлению».
– Содержание начинающего соперничества СССР и США конфликт демократии  и тоталитаризма

Основные принципы политики сдерживания

1. Жесткое и последовательное реагирование правительства США на каждую попытку СССР расширить сферу своего влияния.
2. Создание здорового, благополучного, уверенного в себе общества в странах Запада для противостояния проникновения коммунизма.

Рассказ учителя о моделях помощи странам Европы

Цель плана Маршалла: укрепление европейских демократий путем оказания срочной финансовой и экономической помощи.
Основное содержание: предоставление 17 млрд. долларов в течение 4 лет при условии выведения коммунистов из состава правительства.
5 июня 1947 года –государственный секретарь США Джордж Маршалл обосновал свой план
Апрель 1948 года – 16 западных стран подписали план Маршалла. (Приложение 3)

Работа с учебником:

Используя фактический материал учебника подготовьте хронику событий, приведших к образованию НАТО и ОВД, определите причины образования этих блоков.

Ключевые слова: составление в парах схемы «Международные отношения в биполярном мире» на основе ключевых слов: Совет безопасности ООН, США, НАТО, СССР, ОВД, вмешательство в региональные конфликты, ускорение гонки вооружений. (Приложение 2)

Рассказ учителя об этапах «холодной войны»

Этапы Годы Основные события Итоги
I 19461949 Создание   СЭВ,   НАТО, «маршаллизация» Западной Европы, Берлинский кризис. Переход к «холодной  войне»,    оформление    военноблоковой системы.
II 19501953 Война в Корее, Индокитае. Начало гонки ядерных вооружений. Глобализация    противоборства СССР и США, попытки военного решения спорных вопросов.
III 19541971 Ближневосточный конфликт 1956 г., Карибский кризис, война США во Вьетнаме. Обострение советскокитайских отношений, рост движения неприсоединения. Попытки    СССР    и    США упорядочить соперничество, сочетать диалог с использованием силы. Начало эрозии системы союзов.
IV 19721979 Заключены соглашения СССР и США о мерах по уменьшению угрозы ядерной войны. Разрядка в Европе, обострение соперничества в «третьем мире», ввод войск СССР в Афганистан. Попытки сверхдержав сочетать партнерство и соперничество. Признается наличие общих интересов.
V 19801985 Срыв разрядки, курс США на победу в «холодной войне», милитаризацию космоса. Рост пацифистских настроений в странах Востока и Запада. Обострение противоборства СССР и США, углубление кризиса системы союзов.
VI 19861991 Уступки СССР в вопросах стратегических и обычных вооружений. Демократические революции в Восточной Европе и распад советской системы союзов. Отход от политики «холодной войны» со стороны СССР. Начало распада советского «полюса силы», перехода к новому миропорядку.

V. Рефлексия

Решение проблемного вопроса:

Была ли, на ваш взгляд, «холодная война» неизбежным следствием итогов Второй мировой войны, или существовала иная альтернатива развития международных отношений во второй половине XX века?

Как объяснить причины «холодной войны»? Большинство специалистов единодушно признают ее неизбежность. Определяющую роль в этом сыграла новая расстановка сил на международной арене: в послевоенном мире СССР, как большое государство, мощная военная державапобедитель, стал представлять для США большую опасность. США, которые вышли окрепшими из второй мировой войны, стремились к глобальному влиянию в мире.

Работа в группах:

I, II – Закончите предложение: «Холодная война» – это….

  • Борьба двух противостоящих социальноэкономических и общественно политических систем за преобладающее влияние в мире;
  • Политика противоборства, соперничества между СССР и США в основных сферах (в экономике, политике, в военном производстве).

III, IV – Выделите последствия «холодной войны»

  • Раскол мира на две противоположные системы.
  • Усиление милитаризма.
  • Гонка вооружений достигла невиданного уровня.
  • Формирование военнопромышленных комплексов СССР и США.
  • В США – массовые нарушения гражданских прав и свобод, в СССР – укрепление тоталитарных черт режима, новая волна репрессий.

V, VI – Составьте синквейн по теме «Холодная война»

По окончании урока учитель подводит итоги:

  • Вторая половина 40х  – начало 50х гг. были ознаменованы противостоянием бывших союзников, созданием новых военнополитических блоков. Начавшаяся гонка вооружений и идеологическое противостояние привели к военным столкновениям СССР и США.
  • Признаки холодной войны:
  • Создание двух военноблоковых систем из стран, которые группируются вокруг сверхдержав, укрепляя, их военный и экономический потенциал.
  • Боязнь оппонентов развязывать глобальную войну изза огромного риска и возможных неисчислимых жертв.
  • Локальные конфликты в местах пересечения интересов сверхдержав.
  • Гонка вооружений для готовности на случай возможной войны.
  • Возможно экономическое сотрудничество между оппонентами для получения взаимной выгоды

Домашнее задание: §  в группах создать компьютерную презентацию по событиям одного из этапов «холодной войны».

– Спасибо за работу!