Многообразие живого мира

Разделы: Биология


Цель: познакомиться с многообразием живого мира.

Задачи:

  • выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам;
  • вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир;
  • выяснить, что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют;
  • сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания.

Оборудование:

  • индивидуальная оценочная карта домашнего задания;
  • индивидуальные раздаточные карточки с рисунками газообмена;
  • индивидуальные раздаточные таблички клеток растений и животных;
  • раздаточная карта с примерами природных зон;
  • раздаточная карта со средами обитания;
  • раздаточный лист, с кроссвордом на группу из 2 человек;
  • индивидуальный лист с домашним заданием.

План урока:

  • Проверка домашнего задания.
  • Изучение нового материала.
  • Закрепление изученного материала.
  • Запись домашнего задания в дневники.
  • Заслушивание стихотворений домашнего задания по теме урока.
  • Выставление оценок за урок  (1. Оценки за домашнее задание. 2. Оценки за работу на уроке)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент: (в виде зарядки на внимание)

  • Выпрямились
  • Зарядка для глаз
  • Зарядка для органов дыхания

II. Вступительное слово учителя:

– Здравствуйте, садитесь!
На прошлом уроке мы с Вами закончили изучать раздел « Одноклеточные и многоклеточные организмы» и первый пункт домашнего задания звучал следующим образом: « Подготовиться к проверочной работе по разделу».

III. Объяснение учителя по заданиям проверочной работы:

Задание №1. « Функции клеток»

Обратите внимание, у Вас на парте у каждого лежат таблички с рисунками клеток Царства растений и Царства животных. Разложите, пожалуйста, их перед собой.  Я Вам буду зачитывать функцию клетки, а Ваша задача поднять нужную табличку с рисунком, к зачитанной функции.
Свои правильные и неправильные ответы Вы будете отмечать в «Оценочной карте» . Она выглядит следующим образом (Приложение 1). Если правильный ответ, то ставите знак «+», если yеправильный ответ, то ставите знак «–». Подпишите фамилию, имя на «Оценочной карте».

  • В этих клетках человека и животных откладывается запас питательных веществ. (Жировая ткань)
  • Эти клетки зеленые и содержат хлорофилл, а на свету образуют органические вещества. (Клетки зеленого листа)
  • Эти клетки, защищают от высыхания, от механических повреждений. (Клетки кожицы листа)
  • Клетки, способные сокращаться, и участвуют в движении (Мышечные)
  • Из этих клеток состоит наружный покров тела животных и человека. Они очень чувствительны. (Клетки кожи)
  • По этим клеткам передвигаются растворенные в воде питательные вещества. (Клетки стебля)

– Хорошо! С этим заданием Вы справились!
– Ребята, скажите  мне, пожалуйста, что такое газообмен? (Процесс обмена газами кислородом и углекислым газом)
– Спасибо! И наше с Вами второе задание так и называется

Задание №2. «Газообмен»

У Вас у каждого на столе лежит дидактическая карточка с заданиями. Задания одинаковые у всех.  Ваша задача самостоятельно сделать задание, а не с помощью соседа, так как у него, возможно, могут быть ошибки.
Вам необходимо подписать процессы газообмена к данным рисункам, которые находятся у Вас на парте.
Время на выполнение задания – 2 минуты.

– Желаю удачи!

Свои правильные и неправильные ответы Вы будете отмечать в  «Оценочной карте» (Приложение 1). Если правильный ответ, то ставите знак «+», если неправильный ответ, то ставите знак «–».

– Молодцы!

Задание №3. Кроссворд

Это задание Вы будете выполнять в парах, как сидите. Время на выполнение задания – 5 минут. Желаю удачи!

Свои правильные и неправильные ответы Вы будете отмечать в «Оценочной карте» (Приложение 1). Если правильный ответ, то ставите знак «+», если неправильный ответ, то ставите знак «–».

– Молодцы!

П И Т А Т Е Л Ь Н Ы Е
Э Н Е Р Г И Я
К И С Л О Р О Д
К О Р Е Н Ь
Г А З О О Б М Е Н
В О Д А

П И Щ А
  1. Вещества, необходимые для роста всех организмов.
  2. Что живой организм получает с  потреблением пищи?
  3. Газ, поступающий в клетку, который действует на органические вещества находящиеся в ней.
  4. Орган, обеспечивающий растение водой и минеральными веществами и укрепляющий его в почве.
  5. Как называется процесс обмена газами?
  6. Источник жизни на Земле.
  7. Источник энергии.

– Теперь ваша задача посчитать правильные ответы, отмеченные знаком «+» в «Оценочной карте». А сейчас обратите внимание в «Оценочной карте» (Приложение 1) на критерии оценки. Обратите внимание, после критериев оценки  нарисован прямоугольник, в него вы должны поставить себе оценку.
Посчитайте, если у вас:
20 правильных ответов – это оценка «5»;
19 – 16 правильных ответов – это оценка «4»;
15 – 10 правильных ответов – это оценка «3»;
9 и менее правильных ответов – это оценка «2».

– Желаю удачи!

Поднимите руки, кто ответил на «5»;
– кто ответил на «4»;
– кто ответил на «3»;
– кто ответил, к большому сожалению, на «2».

– А теперь передайте, пожалуйста, с последних парт свои «Оценочные карты» на первые парты.

IV. Работа по теме

Откройте тетради, запишите число. Тема нашего с вами урока: «Многообразие живого мира». На этом уроке мы должны с Вами:

  • выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам;
  • вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир;
  • выяснить, что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют;
  • сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания.

– Ребята, наш урок я хотела бы начать со слов И.Зейме:

Из общения с природой вы вынесете столько света,
Сколько вы захотите,
И столько мужества и силы,
сколько Вам нужно.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: где существует жизнь? (Жизнь на планете существует там, где для нее есть необходимые условия).

Ребята, но мы с Вами должны выяснить о каких условиях идет речь?
Запишите в тетради посередине заголовок (учитель заранее записал на доске)
«Необходимые условия для жизни живых организмов». Данные условия мы изобразим в виде схемы (под стрелочками учитель вывешивает на доску таблички)

  • температура
  • свет
  • влажность
  • давление
  • осадки
  • содержание кислорода
  • питательные вещества

Ребята, а какой экологический фактор отвечает за эти составляющие? (Абиотический фактор), т.е, фактор какой природы? (Неживой природы)
Многообразие живого мира делится на царства. Вспомните, что это за царства? (Растений, Животных, Грибов, Бактерий, Вирусов)
По-разному распределились на нашей планете ее обитатели. А  с чем это ребята может быть связано? (Со средой обитания)
– Тогда у меня  к Вам возникает следующий вопрос: А что такое среда обитания? (Это все, что окружает живой организм)
Какие среды обитания нам с вами известны? (Водная, почвенная, наземная, воздушная)

Задание: Вызвать к доске желающего, чтобы распределил среды обитания в хронологической последовательности, какая среда обитания появилась первой, а какая последней.

Задание: Возьмите в руки раздаточный материал по «Средам жизни» и с помощью его  приведите устно примеры каждой среды обитания.

Рассказ учителя: Условия на нашей планете разнообразны. И поэтому живым организмам приходиться приспосабливаться к жизни в различных условиях. Весь живой мир распределен по природным зонам.

Запись в тетрадь: (1 слайд Презентации)

Природная зона – это часть географического пояса с однородными климатическими условиями.

После просмотра презентации вам будет дано творческое задание, поэтому Презентацию смотрим очень внимательно!

Ну а теперь – творческое задание!

V. Творческое задание

– Посмотрите внимательно! У вас на  переднем бортике парты  приклеено задание с рисунками «Природных зон». вам необходимо подписать карандашом название природной зоны к каждому рисунку. Эту работу вы выполняйте в группе по 2 человека (2 мин.)

Вопрос: Ребята, скажите, пожалуйста, от чего и от кого зависит многообразие живого мира? Этот вопрос Вам был дан на размышление дома на предыдущем уроке.  Кто готов озвучить свои размышления вслух?

Первый  ученик.

На протяжении многих сотен миллионов лет основное влияние на растительный мир оказывали природные факторы: свет, тепло, влага, взаимодействие растений и животных. С появлением человека разумного его деятельность стала оказывать все большее влияние на окружающий мир. С древнейших времен человек использовал растения и животных для своих нужд. Около 10 тыс. лет назад он начал одомашнивание животных и введение растений в культуру. Человек перешел от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

Второй ученик.

Бурная деятельность человека: распашка земель, раскорчевка и выжигание лесов, стравливание пастбищ и вытаптывание травостоев домашними животными – привела к серьезным изменениям в природе. Человек стал замечать, что в результате его хозяйственной деятельности поредели густые леса. Сократилось число видов диких животных, а некоторые исчезли совсем. Сведение лесов вызвало обмеление рек и уменьшение уловов рыбы. Истощились почвы, больше стало оврагов, участились суховеи и черные бури.

Третий ученик.

Особенно сильные изменения произошли вокруг городов. Растут обширные свалки мусора и отходов. Во многих водоемах вода стала непригодной для питья. Загрязненные  воды, воздух, почвы вызвали нарушения и гибель природных сообществ. Многие виды растений и животных исчезли с нашей планеты. Численность некоторых видов сократилась.

Четвертый ученик.

Привлекая внимание к бедственному положению, сложившемуся за последние десятилетия в природном мире, некоторые поэты неизменно подчеркивают, что сегодня как никогда ранее природа нуждается в защите от посягательств на нее со стороны тех, кто считает себя вправе переиначивать в ней все на свой собственный лад. Необходимы не разбазаривание природных богатств, а бережливое к ним отношение, не насильственное подчинение плодоносящей земли требованиям скорейшего удовлетворения необузданных потребностей людей, а спасение ее от необдуманного вмешательства в протекание природных процессов. Эта мысль отчетливо выражена в стихотворении Острового "Красная книга" (1984):

"Как это страшно – умиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошенная природа
Уже не в силах сделать ничего.
И сколько тут корысти не ищи ты,
Какой ты оговоркой не владей,
Земля защиты требует. Защиты.
Она спасенья просит у людей".

Пятый ученик.

Хотелось бы обратиться к человеку, быть Человеком. Творцом и созидателем, а не грабителем и разрушителем, не отдающим себе отчета в своих действиях, наносящих ущерб природе. В поэтическом мироощущении Викулова это обращение к человеку выражено следующими словами:

"Ты – Человек. Ты – царь Природы. Так,
поскольку все в ней сущее подвластно
тебе... Живи, сверяя каждый шаг
С природою – и будет все прекрасно!
И царские замашки не лелей
в душе, и не давай себе свободы...
Ты – царь Природы, так.
Но знай; трудней
почувствовать себя венцом Природы!"

Шестой ученик.

Человеческие деяния в природе должны совершаться с учетом не только близлежащих, но и отдаленных последствий, которые самым неожиданным образом могут сказаться на жизнедеятельности последующих поколений. Ориентация только на сегодняшний день безответственна и преступна. Нынешнее поколение должно сделать все для того, чтобы потомки не проклинали нас за безрассудство и недальновидность, связанные с истреблением животного и растительного мира. В этом плане предостерегающе призывно звучат стихи Дудина:

“Как яблоко на блюде,
У нас земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
И каждого из нас”.

Слово учителя: Из выше сказанного мне хотелось бы сделать вывод.

– Чем глубже познает человек законы природы, тем яснее понимает опасность ее дальнейших неблагоприятных изменений.

– Спасибо! Вы просто молодцы!

VI. Домашнее задание:

1. §33, повторить записи в тетради, вклеить листочки с домашними вопросами в тетрадь и на них дать ответы (лежат у каждого учащегося на парте).
2. Рассмотрите рисунок 115 и объясни, почему, на твой взгляд, разнообразные живые организмы:

  • Неравномерно распределены по планете __________________________
  • Обитают в разных природных зонах ___________________________

VII. Закрепление изученного материала:

1. Какие условия для жизни необходимы живым организмам? (Температура, свет, давление, влажность, осадки, содержание кислорода, питательные вещества)
2. Что такое природная зона? (Часть географического пояса с однородными климатическими условиями)
3. Какие природные зоны выделяют в живом мире? (Арктика, тундра, тайга, степень, смешанный широколиственный лес, пустыня).

VIII. Выставление оценок за урок

1. Оценки за домашнее задание.
2. Оценки за работу на уроке.