Диффузия

Разделы: Физика


Тип урока: комбинированный

Цель урока: изучить явление диффузии

Задачи урока:

  • Образовательные: к концу урока учащиеся должны знать:
    • понятие диффузии;
    • особенности диффузии;
    • свойства диффузии;
    • применение диффузии;
  • уметь: 
    • описывать, объяснять наблюдения и фундаментальные опыты, связанные с диффузией;
  • Развивающие: способствовать развитию
    • речи;
    • памяти;
    • логического мышления;
    • навыков самостоятельной работы;
    • навыков работы в группах;
    • внимательности;
    • творческих способностей;
  • Воспитательные: способствовать формированию:
    • познавательного интереса к  предмету;
    • мировоззрения учащихся.

Техническое оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Оборудование: духи, колбы с горячей и холодной водой, кристаллики перманганата калия, сахар, заготовки для минипроектов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие. Отмечаем отсутствующих.  Постановка целей и задач урока.

П. Проверка изученного учебного материала

1. Проверь себя! (Физический диктант по вариантам). Приложение 1. Слайд 2.

I вариант II вариант
1. Все тела состоят из …
2. Есть ли отличия между молекулами горячей и холодной воды?
3. Размер молекул очень …
4. СО2 – молекула или атом?
5. Когда железнодорожные рельсы длиннее: зимой или летом?
1. Все молекулы состоят из …
2. Количество молекул очень …
3. При нагревании объём тел …
4. Н2О – молекула или атом?
5. Какого супа больше: горячего или холодного?

После выполнения заданий учащиеся обмениваются тетрадями с соседом по парте и проверяют работу друг у друга, затем возвращают тетради. (Правильные ответы – Приложение 1. Слайд 3).
Критерии оценки:

  • оценка «5» – все ответы верные;
  • оценка «4» – допущена одна ошибка;
  • оценка «3» – допущены две ошибки;
  • если допущено более двух ошибок, то оценка пока не ставится.

2. Ответьте на вопросы! (Приложение 1. Слайды 4-5)

– Если все тела состоят из частичек – молекул, то почему всезнайка Чип кажется мне цельным, а не из отдельных шариков?
– Почему после душа я не могу влезть в свои любимые валенки?
– Всё утро искал молекулы в своём ящике с игрушками – не нашёл. Почему?

III. Изучение нового учебного материала. Демонстрация опытов

«Отыщи всему начало,
и ты многое поймёшь»

К. Прутков «Мысли и афоризмы», 92а

Опыт 1. Распыление духов.

Почему вы чувствуете запах? Распространение запаха объясняется движением молекул. Это движение носит непрерывный и беспорядочный характер. Сталкиваясь с молекулами газов, входящих в состав воздуха, молекулы духов много раз меняют направление своего движения и, беспорядочно перемещаясь, разлетаются по всей комнате.
То, что молекулы всех тел непрерывно и беспорядочно движутся, подтверждается и другими многочисленными опытами.

Опыт 2. В колбу с водой добавим несколько крупинок перманганата калия. {Вода постепенно будет окрашиваться}.
Самопроизвольное проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества называется диффузией.
Диффузия может происходить и в газах, и в жидкостях и в твердых телах. Наиболее быстро диффузия происходит в газах (именно поэтому так быстро распространяется запах в воздухе). В жидкостях диффузия происходит медленнее, чем в газах. Это объясняется тем, что молекулы жидкости расположены значительно гуще и поэтому «пробираться» через них значительно труднее. Медленнее всего диффузия происходит в твердых телах. В одном из опытов гладко отшлифованные пластины свинца и золота положили одна на другую и сжали грузом. Через пять лет золото и свинец проникли друг в друга на 1 мм.

Опыт 3. Диффузия  в холодной и горячей воде. {сахар и колбы с холодной и горячей водой}.

Скорость протекания диффузии увеличивается с ростом температуры. Диффузия имеет большое значение в процессах жизнедеятельности человека, животных и растений.

IV. Физкультминутка «Диффузия»

Часть учащихся играет роль молекул одного вещества, а другая часть учащихся – молекул другого вещества. Задается модель (газ, жидкость, твёрдое тело) и учащиеся моделируют своим движением проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества.

V. Закрепление

1. Найдите ошибку в высказываниях. (Приложение 1. Слайд 8)

  • Диффузия не может протекать в газах.
  • В твёрдых веществах диффузия происходит быстрее.
  • При склеивании деревянных изделий клей проникает только в верхнее тело?
  • Для того чтобы свежие огурцы быстрее засолились, их заливают очень холодным рассолом.
  • Диффузия – это смешивание веществ при их непрерывном помешивании .
  • В чай положили кусочек сахара. Без применения ложки нельзя сделать чай сладким.
  • В стакан с до краёв налитой водой всыпали ложку сахара. Вода перельётся через край.
  • Диффузия – самопроизвольное проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества.

2. Работа в группе. (Приложение 1. Слайд 9)

1 группа: практическое применение диффузии в твердых телах
2 группа: практическое применение диффузии в жидкостях
3 группа: практическое применение диффузии в газах

3. Минипроект. (Приложение 1. Слайд 10)

1 группа: «Создание физической модели человека с применением явления диффузии»
2 группа: «Создание физической модели пищевой промышленности на основе явления диффузии»
3 группа: «Создание физической модели металлургической промышленности на основе явления диффузии»

{дополнительные вопросы} (Приложение 1. Слайд 11)

VI. Итог

Подведение итога урока, выставление оценок.

VII. Домашнее задание

§27,  вопросы  к §27, *экспериментальное задание.