Урок русского языка в 4-м классе по теме "Обобщение знаний о глаголе"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели:

  1. Обобщить знания о глаголе;
    Повторить морфологические признаки глагола;
  2. Развивать навыки самоконтроля; внимания, аккуратности;
  3. Развивать устную речь, коммуникативные навыки.

Оборудование: карточки с заданиями; правила работы в группе; листы самоконтроля; клише с предложениями, карточки с тестом, мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный момент:

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться “Доброе утро”
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.

В листах самоконтроля отметьте свое настроение .

2. Объявление темы урока. (См. Приложение.)

А сейчас послушайте загадку. Отгадка и будет темой нашего урока .

Он всегда в работе
В напряжении и заботе
Пишет, моет, убирает,
Шьет, рисует и читает
Варит, жарит, мастерит
Режет, пилит, говорит
Так его легко узнать
Надо лишь вопрос задать
На вопрос “Что делать?” есть
У него в ответах весть
Даже если отдыхает,
Дело он выполняет. (Глагол.)

– О какой части речи мы будем говорить на уроке? (О глаголе.)
– Прочитайте девиз нашего урока:
– А все ли мы знаем о глаголе?
– Давайте проверим! У вас на партах лежат карточки, в которых записаны вопросы.
– Работать будете в группах. Не забудьте о правилах работы в группе. Затем оцените свою работу в листах самоконтроля. Даю вам 3 минуты на эту работу.
– Как изменяется глагол?

Перечислите морфологические признаки глагола.

– Какие трудности у вас были?

3. Создание проблемной ситуации.

– Так все ли мы знаем о глаголе?

Тогда, какую задачу вы поставите на уроке? (узнать новое о глаголе)

– Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.
– Послушайте, какой разговор между 2-мя мальчиками-спортсменами состоялся:
– В этом году на соревнованиях области я обязательно победю … нет побежу….– замялся Влад.
– Эх ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить,– засмеялся Саша.
– А как же правильно сказать? Подумайте и обсудите в группах.

Попробуйте изменить глагол “победить” по лицам.

Рубрика “Это интересно”.

Глагол “победить” в 1-м лице не употребляется. Действительно, в рус. языке некоторые глаголы в 1-м лице не могут употребляться. Однако ситуация не безвыходная. Можно сказать : одержать победу, чищу пылесосом или буду пылесосить.) – только простое будущее время!

– Составьте предложение устно с этим словом.

Например: Я должен победить….

Давайте будем работать на уроке так, чтобы все смогли справиться с заданиями и одержать победу.

– Так, все ли мы знаем о глаголе? (Не совсем.)

4. Словарно-орфографическая работа (группировка).

– А сейчас прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы.
– Проверьте себя!

Выгоним, рисует, почистим, сажаем, теряет, готовит, засверкаем, пожелаем, синеет.

– Запишите в тетрадь эти слова, выделяя орфограммы.
– Какое ещё задание можно выполнить с этими глаголами? (Группировку.)
– По самостоятельно выбранным признакам разделите их на 2 группы.

По какому основанию (признаку) вы разделили эти слова?

1. По спряжению.
2. По временам.
3. По составу.
4. По орфограмме в корне.
5. По лицам.

Каждая группа отвечает устно, а затем в тетрадь запишите.

Итак, 1-я группа запишет – по спряжению;
2-я группа – по лицам;
3-я группа – по орфограмме;

Назовите слова, с непроверяемой гласной в корне. (Сверкать, желать, готовит, рисует.)

– Хорошо, оцените работу в листах самоконтроля.

5. Физкультминутка.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку.
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И работать все начните.

6. Работа с предложениями.

– Послушайте загадку, доскажите слово. (Апрель.)
– Как вы думаете, как раньше называли месяц “Апрель” ?

(Да, “Апрель – березень ”. А почему так?)

– В апреле березы наполняются березовым соком. С 11 апреля “слушали березу” , собирали березовый сок и отпаивали им больных – очищали кровь.
– Прочитайте предложения, спишите их тетрадь. Глаголы поставьте в будущее время.

Проверь себя!

Распустится светолюбивая береза. Покажутся зеленые листочки и жёлтые серёжки.

– Синтаксический разбор 2 предложения (по членам предложения и частям речи).

(Оно простое, повествовательное, невосклицательное, с однородными членами.)

7. Творческая работа.

– Говорят, что весна это утро года! Почему так говорят? (Пробуждается природа весной.)

Весна – это такое время года, которое вдохновляет на работу.
Художники пишут картины.
Поэты пишут стихи.
Композиторы сочиняют музыку.
Мы с вами тоже будем творить.
Прочитайте текст : “Пробуждение природы”.
После этого выберите глагол, подходящий по смыслу! Найдите слова синонимы.
Прочитайте получившийся у вас текст.
А на мой взгляд лучше так:

– Какой прекрасный весенний день у вас получился!
– Молодцы!

8. Тест по уроку “Проверь себя”.

– Подходит к концу наш урок, сейчас вы проверите свои знания .

В карточках выбираете правильный ответ.

Буква правильного ответа выписываете справа.

– Что у вас получилось? (Победа.)

9. Рефлексия.

– Правильно, победа!
– Почему именно это слово у нас получилось? (Скоро 9 мая – праздник Победы!)
– Сколько дней осталось до празднования?

Мы с вами тоже одержали победу, т.к. на уроке мы открыли что – то новое.

– О какой части речи говорили на уроке?
– Что ещё нового узнали о глаголе? Что повторили?
– Как изменяется глагол?
– Да, мы с вами разгадали некоторые тайны русского языка, а значит? Стали умнее, счастливее! Закончим урок словами:

Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом!

Дома вам творческое задание: по выбору.

Составить пожелания с праздником своим близким, используя глаголы.

Составить текст о весне.

– Оцените в листах свое настроение в конце урока?
– Посмотрите, какую оценку получили?
– Спасибо за урок!